Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 20:07, курсовая работа
Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно проявляется при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблем риска в хозяйственной деятельности.
Введение 3
1 Экономическая сущность и значение финансового риска 4
1.1 Сущность, содержание и виды рисков 4
1.2 Способы оценки степени риска 7
1.3 Зарубежный опыт управления финансовым риском 11
2 Анализ и особенности управления финансовыми рисками на предриятиях РК 18
2.1 Анализ управления финансовым риском 18
2.2 Практика организации риск-менеджмента на предприятиях Казахстана 22
2.3 Основные направления стратегии риск-менеджмента на предприятии 24
3 Проблемы и пути решения по управлению финансовым риском в РК 27
3.1 Проблемы эффективности применения способов управления финансовым риском 27
3.2 Тенденции совершенствования способов управления финансовым риском 28
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Неотъемлемым этапом организации риск-менеджмента является организация мероприятий по выполнению намеченной программы действия, т.е. определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.
Важным этапом организации риск-менеджмента являются контроль за выполнением намеченной программы, анализ и оценка результатов выполнения выбранного варианта рискового решения.
Организация риск-менеджмента предполагает определение органа управления риском на данном хозяйственном субъекте. Органом управления риском может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления: сектор страховых операций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложений капитала и т.п. Эти секторы или отделы являются структурными подразделениями финансовой службы хозяйствующего субъекта.
Отдел рисковых вложений капитала в соответствии с уставом хозяйствующего субъекта может осуществлять следующие функции:
- проведение венчурных и портфельных инвестиций, т.е. рисковых вложений капитанов в соответствии с действующим законодательством и уставом хозяйствующего субъекта;
- разработка программы рисковой инвестиционной деятельности;
- сбор, обработка, анализ и хранение информации об окружающей обстановке;
- определение степени и стоимости рисков, стратегии и приемов управления риском;
- разработка программы рисковых решений и организация ее выполнения, включая контроль и анализ результатов;
- осуществление страховой деятельности, заключение договоров страхования и перестрахования, проведение страховых и перестраховых операций, расчетов по страхованию;
- разработка условий страхования и перестрахования, установление размеров тарифных ставок по страховым операциям;
- выполнение функции аварийного комиссара, выдача гарантии по поручительству российских и иностранных страховых компаний, возмещение убытков за их счет, поручение другим лицам исполнение аналогичных функций за рубежом;
- ведение соответствующей бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности по рисковым вложениям капитала.
2.3 Основные направления
Создание эффективной интегрированной системы риск-менеджмента требует значительных материальных затрат и кропотливой ежедневной работы. В то же время, каждая открытая позиция финансовой компании по совершенным сделкам оказывает влияние на совокупность всех сделок, то есть каждая сделка в зависимости от объема может привести к неожиданным финансовым результатам, значительным потерям для компании, которые могут значительно превысить затраты на создание необходимых условий минимизации возможных потерь. К тому же конкуренция на финансовом рынке диктует свои требования к оптимизации внутренних процессов и к стабильности финансового состояния компании.
Следует учесть, что необходимость создания комплексной системы риск- менеджмента обусловлена следующими факторами:
- возрастающая изменчивость
- периодические кризисы и
- давление органов регулирования и надзора;
- совершенствование механизмов управления.
Именно эти причины должны заставить финансовые компании управлять рисками.
Построение системы риск – менеджмента требует создания полноценной методологической базы, достаточно полной на первоначальном этапе.
Документы, связанные с методами идентификации, оценки, измерения, управления рисками и контроля за ними, должны постоянно изменятся в соответствии с изменением внешней внутренней среды деятельности компании.
Самый тяжелый процесс во всех нововведениях – это умение доступно объяснить и доказать необходимость данного изменения.
Право выбора означает право принятия решения, необходимого для реализации намеченной цели рискового вложения капитала. Решение должно приниматься менеджером единолично. В риск-менеджменте из-за его специфики, которая обусловлена, прежде всего, особой ответственностью за принятие риска, нецелесообразно, а в отдельных случаях и вовсе недопустимо коллективное (групповое) принятие решения, за которое никто не несет никакой ответственности. Коллектив, принявший решение, никогда не отвечает за его выполнение. При этом следует иметь в виду, что коллективное решение в силу психологических особенностей отдельных индивидов (их антагонизма, эгоизма, политической, экономической или идеологической платформы и т.п.) является более субъективным, чем решение, принимаемое одним специалистом.
Для управления риском могут создаваться специализированные группы людей, например сектор страховых операций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложений капитала (т.е. венчурных и портфельных инвестиций) и др.
Данные группы людей могут подготовить предварительное коллективное решение и принять его простым или квалифицированным (т.е. две трети, три четверти, единогласно) большинством голосов.
Однако окончательно выбрать вариант принятия риска и рискового вложения капитала должен один человек, так как он одновременно принимает на себя и ответственность за данное решение.
Ответственность указывает на заинтересованность принимающего рисковое решение в достижении поставленной им цели.
При выборе стратегии и приемов управления риском часто используется какой-то определенный стереотип, который складывается из опыта и знаний финансового менеджера в процессе его работы и служит основой автоматических навыков в работе. Наличие стереотипных действий дает менеджеру возможность в определенных типовых ситуациях действовать оперативно и наиболее оптимальным образом. При отсутствии типовых ситуаций финансовый менеджер должен переходить от стереотипных решений к поискам оптимальных, приемлемых для себя рисковых решений.
Подходы к решению управленческих задач могут быть самыми разнообразными, потому риск-менеджмент обладает многовариантностью.
Многовариантность риск-менеджмента означает сочетание стандарта и неординарности финансовых комбинаций, гибкость и неповторимость тех или иных способов действия в конкретной хозяйственной ситуации. Главное в риск-менеджменте - правильная постановка цели, отвечающая экономическим интересам объекта управления.
Риск-менеджмент весьма динамичен. Эффективность его функционирования во многом зависит от быстроты реакции на изменения условий рынка, экономической ситуации, финансового состояния объекта управления. Поэтому риск-менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов управления риском, на умении быстро и правильно оценивать конкретную экономическую ситуацию, на способности быстро найти хороший, если не единственный выход из этой ситуации.
В риск-менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Он учит тому, как, зная методы, приемы, способы решения тех или иных хозяйственных задач, добиться ощутимого успеха в конкретной ситуации, сделав ее для себя более или менее определенной.
Особую роль в решении рисковых задач играют интуиция менеджера и инсайт.
Интуиция представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического продумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса. Интуиция является непременным компонентом творческого процесса. Психология рассматривает интуицию во взаимосвязи с чувственным и логическим познанием и практической деятельностью как непосредственное знание в его единстве со знанием опосредованным, ранее приобретенным.
Инсайт - это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайта решение осознается очень ясно, однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.
В заключении отметим, что любая финансовая компания имеет присущие только ей характерные черты и особенности деятельности, и именно этим особенностям должны соответствовать и методы управления, включая систему риск - менеджмента.
3 Проблемы и пути решения по управлению финансовым риском в РК
3.1 Проблемы эффективности
Численность и масштабы рисков на финансовых рынках в мире постоянно возрастают, увеличивая значимость риск-менеджмента для бизнеса. Особенность казахстанского финансового рынка, характеризующегося высоким уровнем политического, валютного, операционного рисков, значительными колебаниями цен, кризисными явлениями, также убеждает в необходимости управления риска. Кроме того, возрастающая волатильность финансовых рынков, совершенствование механизмов управления подводят другие финансовые организации к пониманию того, что каждая финансовая организация, претендующая на устойчивое развитие, должна иметь в своем арсенале систему управления рисками.
Проблем по управлению финансовыми рисками немало, и они возникают как во внутренней работе, так и со стороны регулирующих органов. В основном проблемы связаны с тем, что для наиболее эффективного риск-менеджмента требуются значительные базы данных. Большинство количественных методик строятся именно на анализе баз данных с целью выявления риска, сложившегося на исторической основе, и соответственно строятся прогнозы. По многим показателям такие данные отсутствуют из-за того, что сам рынок как таковой функционирует непродолжительное время, а во-вторых, нет специализирующихся на этом организаций, как это происходит на Западе.
Что же касается внешнего регулирования, то оно не всегда идет достаточно быстро и охотно на изменение своих положений, хотя и создана рабочая группа по внесению предложений в риск-менеджмент.
В качестве рекомендаций можно выделить перенесение лучших международных методик управления рисками в Казахстан и их внедрение. Однако, на мой взгляд, была допущена ошибка, заключающаяся в том, что нельзя использовать что-либо чужое сразу, без адаптации к местным условиям. Было бы более логично сделать это поэтапно и установить более долгий срок (что, кстати, и было сделано в Западной Европе).
Также существуют две наиболее крупные проблемы. Первая проблема - отсутствие на рынке специалистов, способных выстроить адекватную для казахстанского рынка систему риск-менеджмента. Данная проблема не решается за один или два года. Если западные финансовые институты, которые формировались не один десяток лет, только недавно занялись проблемой риск-менеджмента при их устойчивом состоянии и рыночной экономике, то казахстанский рынок совсем молод и ему требуется время для формирования профессионалов. Вторая проблема - отсутствие информации. Сегодня Национальный Банк утвердил инструкцию о наличии системы управления рисками в БВУ. Однако многие испытывают недостаточность информации для построения данной системы. Именно поэтому возникла необходимость в создании клуба риск-менеджеров.
В соответствии с требованиями нормативных правовых актов уполномоченного органа и международным стандартом аудита № 920 «Соглашения по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации» к концу второго квартала 2005 года банками были представлены в Агентство отчеты аудиторских организаций за 2004 год по выполнению согласованных процедур по оценке систем управления рисками и внутреннего контроля.
Согласно анализу в среднем по всем банкам 64% требований Инструкции о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня выполнены банками в полном объеме. Помимо этого, отдельные требования к риск-менеджменту выполнены банками частично, доля которых незначительна и составила менее 10%.
Краткий перечень недостатков банков в наличии систем управления рисками и внутреннего контроля, отмеченные в отчетах аудиторских организаций, представлен в таблице 4 (Приложение Б).
Согласно информации, предоставленной банками второго уровня, основными причинами невыполнения ими требований Инструкции являются следующие: отсутствие отдельных бизнес-операций, в отношении которых установлены требования Инструкции, и, соответственно, задержка разработки внутренних правил и процедур; отсутствие квалифицированного персонала по вопросам систем управления рисками и внутреннего контроля; наличие планов поэтапной реализации требований Инструкции, в соответствии с которыми, выявленные недостатки планируется устранить в течение 2005 и текущего годов.
3.2 Тенденции совершенствования способов управления финансовым риском
В целом проведенный анализ подготовленных независимыми аудиторскими организациями обзоров систем управления рисками и внутреннего контроля свидетельствует о наличии прогресса в реализации Инструкции. С момента ее принятия Агентством была использована широко зарекомендовавшая себя практика привлечения независимых аудиторов, практический опыт которых в вопросах оценки систем риск-менеджмента сделал возможным для Агентства и банковского сектора получить независимую оценку степени завершенности выполнения банками основных и дополнительных требований Инструкции. При этом высказанные аудиторами рекомендации позволили банкам в достаточно сжатые сроки улучшить собственные результаты.
В частности, совместная работа банков и аудиторских организаций, проводившаяся в течение последних двух лет в рамках обзора систем управления рисками и внутреннего контроля, позволила не только существенно улучшить политики и процедуры управления рисками, но и регламентировать вопросы собственной оценки банками риск-менеджмента и внутреннего контроля, основу которых составляли процедуры, предложенные независимыми аудиторами.
Помимо полученных положительных результатов
имевшие
место недостатки, в первую очередь
связанные с недостаточной детализацией выводов аудиторов,
представленных в подготовленных
ими обзорах систем управления рисками
и внутреннего контроля, предусматривают
необходимость дальнейшего совершенствования
Агентством риск-менеджмента в банках
по следующим направлениям:
- дополнительная детализация основных и дополнительных требований к системам управления рисками и внутреннего контроля, в частности по тем вопросам, где Агентством были выявлены существенные недостатки по результатам анализа обзоров аудиторов, а также требованиям, имеющим высокий уровень актуализации для банковского сектора Казахстана. При этом в основу будут положены требования к системам управления рисками, изложенные в обзоре Азиатского Банка Развития, а также предложения специально созданной при Ассоциации финансистов Казахстана рабочей группы;
Информация о работе Проблемы и пути решения по управлению финансовым риском в РК