Проблемы и пути совершенствования деятельности Национального фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Положительными моментами создания таких фондов являются:
- минимизация корреляции между поступлениями в республиканский бюджет от сектора природных ресурсов, зависящими от конъюнктуры цен, и расходами республиканского бюджета;
- накопление средств в периоды благоприятной конъюнктуры цен для поддержания финансовых обязательств государства в периоды неблагоприятной конъюнктуры цен;
- накопление средств от продажи невосполнимых природных ресурсов для обеспечения потребностей будущих поколений;
- стерилизация денежной массы во избежание излишнего давления на монетарные параметры в результате избыточного притока валюты.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…………3

Глава 1. Теоретические понятия деятельности Национального фонда РК и его основные функции.
1.1. Цели, задачи и функции Национального фонда……………………………5

Глава 2. Анализ современного состояния Национального фонда Казахстана
2.1. Анализ поступления и использования Национального фонда Республики Казахстан за 2012 год…………...……………………………………………….11
2.2 Анализ деятельности Национального Банка Республики Казахстан по доверительному управлению Национальным фондом Республики Казахстан за 2012 год………………………….…………………………………………….17

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования деятельности Национального фонда……………………………………….…….………………………………23

Заключение…………………………………………………………….…………26
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

тгф переделанный.docx

— 84.03 Кб (Скачать файл)

                                               Содержание: 
 
Введение………………………………………………………………...…………3 
 
Глава 1. Теоретические понятия деятельности Национального фонда РК и его основные функции. 
1.1. Цели, задачи и функции Национального фонда……………………………5 
 
Глава 2. Анализ современного состояния Национального фонда   Казахстана 
2.1. Анализ поступления и использования Национального фонда Республики Казахстан за 2012 год…………...……………………………………………….11 
2.2 Анализ деятельности Национального Банка Республики Казахстан по доверительному управлению Национальным фондом Республики Казахстан за 2012 год………………………….…………………………………………….17 
 
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования деятельности Национального фонда……………………………………….…….………………………………23 
 
Заключение…………………………………………………………….…………26  
Список литературы…………………………………………………….………..28

 

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Введение

 

«Национальный фонд Казахстана создан, с одной стороны, для равномерного потребления нынешним и будущими поколениями доходов от не возобновляемых ресурсов страны, с другой - для конвертации  этих доходов в финансовые активы, которые будут нам приносить  в перспективе стабильный доход. Благодаря Национальному фонду мы укрепляем стабильность внутренней экономики, а также доверие мирового сообщества к нашей стране» - глава Республики Казахстан – Н.А.Назарбаев. 
   Целью работы является рассмотрение деятельности Национального фонда в обеспечение стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений (сберегательная функция) и снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов (стабилизационная функция). 
    Основной целью Национального фонда является снижение зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен - стабилизационная функция. Национальный фонд выполняет также сберегательную функцию посредством формирования накоплений для будущих поколений. 
     Основными задачами работы является анализ деятельности Национального фонда в обеспечение макроэкономической стабильности путем вывода избытка нефтедолларов из экономики и сдерживания давления на курс тенге и инфляцию, а также оптимальное планирование использования природных ресурсов.

Национальный фонд Республики Казахстан  – финансовый резерв (запас) Республики Казахстан. 
   Помимо начисляемого инвестиционного дохода в Национальный фонд поступают денежные средства, которые стали складываться за счет поступлений в госбюджет сверхплановых налоговых платежей от   крупнейших предприятий сырьевого сектора страны. Тем более в этот тяжелое для нас всех время – экономического кризиса, этот фонд поможет стабилизировать финансы страны, чтобы для простого люда это было не так заметно. 

Стабилизационные фонды  и фонды будущих поколений  также существуют в других странах, где существенная часть бюджетных  поступлений формируется за счет поступлений от экспорта природных  ресурсов, и предназначены для  финансирования расходов в годы неблагоприятной  конъюнктуры. При учреждении Национального  фонда в Казахстане был использован  данный зарубежный опыт. 
Хотя официально декларируется, что при создании Национального фонда Казахстана был изучен опыт практически всех аналогичных фондов в других странах мира, можно утверждать, что при окончательном выборе модели казахстанского фонда большую роль играли субъективные факторы. Как декларируется властями, в основе Национального фонда Казахстана заложена модель Нефтяного фонда Норвегии. При этом умышленно или случайно происходит смешение двух разных понятий: модели формирования и использования средств фонда, с одной стороны, и модели его инвестиционной стратегии. Судя по многочисленным выступлениям официальных лиц Казахстана, предпочтение ей было отдано по целому ряду причин, среди которых решающую роль играли финансовые показатели 
инвестирования     норвежского  Нефтяного фонда, проработанность его 

инвестиционной стратегии, поддержка со стороны норвежской государственой нефтяной компании «Статойл», ведущей крупные проекты в Казахстане. 
    Положительными моментами создания таких фондов являются: 
    - минимизация корреляции между поступлениями в республиканский бюджет от сектора природных ресурсов, зависящими от конъюнктуры цен, и расходами республиканского бюджета; 
    - накопление средств в периоды благоприятной конъюнктуры цен для поддержания финансовых обязательств государства в периоды неблагоприятной конъюнктуры цен; 
    - накопление средств от продажи невосполнимых природных ресурсов для обеспечения потребностей будущих поколений; 
    - стерилизация денежной массы во избежание излишнего давления на монетарные параметры в результате избыточного притока валюты. 
    Накопление и использование должны быть транспарентными, что является залогом успешного функционирования Национального фонда при достижении поставленных целей. 
    Доверительное управление фондом осуществляет Национальный 
банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным банком и Правительством Республики Казахстан. 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические понятия деятельности Национального фонда РК и его основные функции.

    1. . Цели, задачи и функции Национального фонда.

 
     С развитием экономики страны усовершенствуются многие ее институты и появляются новые. Одним из главных новшеств последних лет явилось образование Национального фонда Республики Казахстан, призванного обеспечить эффективное распределение и использование доходов от природных ресурсов. Такие фонды – не новшество в мировой практике, сегодня в мире их существует более 30. Они имеют разные механизмы функционирования. Казахстанский фонд построен на опыте нефтяного фонда              Норвегии, имеющего многомиллиардные активы в долларах. 
     Национальный фонд Республики Казахстан был создан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 23 августа 2000 года № 402 «О Национальном фонде Республики Казахстан» в мае 2001 года. 
Указ главы государства гласит: в целях обеспечения стабильного социально - экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений, снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов постановляю: 
     1. Создать Национальный фонд Республики Казахстан. 
     2. Установить, что: 
     1) активы Фонда сосредоточиваются на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан; 
      2) управление активами Фонда осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан; 
      3) объем и направления использования Фонда определяются Президентом Республики Казахстан по предложению Правительства Республики Казахстан; 
      4) Правительство Республики Казахстан ежегодно представляет на утверждение Президенту Республики Казахстан годовой отчет о формировании и использовании Фонда. 
       3. Поручить Правительству Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан до 1 ноября 2000 года: 
      1) подготовить и внести в установленном порядке на рассмотрение Президенту Республики Казахстан проекты нормативных документов, необходимых для организации деятельности Фонда и обеспечивающих транспарантное и эффективное управление активами Фонда; 
       2) проработать вопрос об источниках формирования активов Фонда, внести в случае необходимости проекты законодательных актов на рассмотрение Парламенту Республики Казахстан; 
       3) представить предложения по формированию органов управления Фонда с участием представителей Президента, Парламента и Правительства Республики Казахстан. 
      4. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.[2] 
 
    Поскольку Национальный Фонд был создан Указом президента, только Нурсултан Назарбаев может его ликвидировать, реорганизовать, переименовать, устанавливать правила деятельности. Правда, “Правилами формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан” предусмотрено создание Совета. Но он всего лишь консультативно-совещательный орган при главе государства и его основной задачей является “оказание содействия и выработка рекомендаций президенту Республики Казахстан по вопросам использования фонда”. 
Поэтому включение в состав Совета по управлению фондом председателей Сената и Мажилиса ничего не значит. Даже если они осмелятся противоречить Нурсултану Назарбаеву, у них всего два голоса против шести, принадлежащих самому главе государства и назначаемым им чиновникам: премьер-министру, руководителю администрации президента, председателю Национального банка, вице-премьеру, министру финансов. Девятым членом Совета является председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. 
  Следовательно, в Совете представители народа, высшего источника власти, всегда будут в меньшинстве, поэтому влияние парламента на деятельность Национального фонда можно считать равным нулю. Кроме того, вышеуказанные правила были утверждены не законом Республики Казахстан, а Указом президента от 29 января 2001 года №543, поэтому в любой момент Нурсултан Назарбаев может изменить порядок формирования Совета фонда. 
  Согласно Указу № 402 “активы фонда сосредотачиваются на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном банке Республики Казахстан”, а “управление активами Фонда осуществляется Национальным банком Республики Казахстан”. На деле, Нурсултан Назарбаев может в любой момент пересмотреть и это решение, и перевести активы на счета, например, администрации или Управления делами Президента, частного лица, а управление ими поручить какому-нибудь зарубежному инвестиционному банку или компании.[2] 
    Неограниченные полномочия глава государства имеет в вопросе использования средств. Указом №402 предусмотрено, что “Объем и направления использования Фонда определяются Президентом Республики Казахстан по предложению Правительства Республики Казахстан”. Если вдруг Нурсултан Назарбаев решит подарить Республике Гондурас или гражданину США миллиард долларов, ему будет достаточно поменять правила использования средств фонда. И он не понесет юридической ответственности, потому что не превысит своих полномочий. 
Национальный фонд Республики Казахстан стал высшим проявлением авторитарности нашей политической системы. Системы, в которой глава государства находится выше исполнительной, судебной, законодательной ветвей власти, получил пожизненную индульгенцию от уголовного преследования, оказался вне демократического механизма сдержек и противовесов, и, наконец, получил собственный, не подконтрольный народу и его представителям бюджет.[2] 
   Национальный фонд Республики Казахстан создается и функционирует в целях формирования накоплений государства от извлечения невоспроизводимых природных ресурсов Республики Казахстан (сберегательная функция) и снижения зависимости республиканского бюджета от изменений мировых цен на сырьевые товары (стабилизационная функция). 
    В целях сохранения и получения инвестиционного дохода Фонд размещается (инвестируется) в надежные и ликвидные иностранные финансовые активы. Размещение (инвестирование) Фонда осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан  на основе заключаемого им с Правительством Республики Казахстан договора доверительного управления, публикуемого в официальных изданиях. Услуги Национального Банка Республики Казахстан по управлению Фондом возмещаются за счет средств республиканского бюджета.[6] 
  Фонд не может использоваться для финансирования, в том числе предоставления займов, каких-либо организаций и в качестве обеспечения исполнения обязательств третьих лиц. Фонд не может расходоваться на цели, не предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан. 
Порядок зачисления денег в Фонд, перечисления денег из Фонда, учета их движения устанавливается Правительством Республики Казахстан.[7] 
  В целях выполнения сберегательной функции в составе расходов республиканского бюджета ежегодно предусматривается и направляется в Фонд десять процентов от утверждаемых доходов республиканского бюджета, поступающих от организаций сырьевого сектора по следующим видам налогов и  иных специальных  платежей недропользователей в бюджет: корпоративный подоходный налог; налог на добавленную стоимость; налог на сверхприбыль; бонусы; роялти; доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам. 
Президент Республики Казахстан может инициировать предложения о расходовании части Фонда на цели, связанные с обеспечением национальной безопасности и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 
В целях контроля за правильностью и эффективностью формирования, размещения и расходования Фонда создается Совет Фонда в составе девяти человек: по два представителя (не обязательно являющихся государственными служащими или депутатами Парламента Республики Казахстан) от Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и каждой из палат Парламента Республики Казахстан; Годовой отчет о формировании и использовании Фонда с прилагаемым к нему аудиторским отчетом подлежит предварительному одобрению Советом Фонда и утверждению Президентом Республики Казахстан не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом. 
   В течение месяца после утверждения годовой отчет о формировании и использовании Фонда и аудиторский отчет публикуются в средствах массовой информации. 

Основная цель Национального фонда и его функции. 
   Основная цель Национального фонда сформулирована как «обеспечение стабильного социально-экономического развитие страны, накопление финансовых средств для будущих поколений, снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов». 
  В соответствии с настоящим Указом Фонд представляет собой совокупность финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан. Целью Фонда стала реализация двух основных функций: 
    1. Сберегательная, которая заключается в формировании накоплений государства. 
    2. Стабилизационная, выражающаяся в снижении зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен. 
    Сберегательная часть составляет 75%, стабилизационная - 25%. Однако на момент первых дней работы фонда сложился некоторый дисбаланс. На стабилизационный портфель приходилось около 40%, а на сберегательный-60%. В последующем этот дисбаланс был ликвидирован - сберегательную часть пополнили остатки с секретного счета.[5] 
  В целях исполнения стабилизационной функции Фонд формируется в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов путем зачисления в него превышения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора (юридических лиц по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан) над утвержденными в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений по их следующим видам: 
· подоходный налог с юридических лиц; 
· налог на добавленную стоимость; 
· налог на сверхприбыль; 
· бонусы; 
· роялти; 
· доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам. 
  С целью исполнения сберегательной функции Фонд формируется за счет следующих поступлений: 
    1) официальные трансферты из республиканского и местных бюджетов, рассчитываемые в размере 10% от планируемых в республиканском и местных бюджетах сумм поступлений по налогам и иным 
обязательным платежам в бюджет. 
   2) инвестиционные доходы от управления Фондом; 
   3) иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. 
  Правила, утвержденные Президентом, закрепили 3 основные линии, по которым может расходоваться Фонд: 
   1) в виде поступлений из Фонда в республиканский и местные бюджеты для компенсации потерь, определяемых как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора; 
   2) в виде целевых трансфертов Фонда, передаваемых из Фонда в республиканский и местные бюджеты на цели, определяемые Президентом Республики Казахстан; 
   3) на покрытие расходов, связанных с управлением Фондом и проведением ежегодного внешнего аудита. 
  По двум первым линиям Фонд используется в целях реализации стабилизационной функции (накопительная функция реализуется автоматически). Правила закрепили исчерпывающий перечень целей, 
на которые может быть использован Фонд, а также установили запретительную норму использовать Фонд для кредитования частных или государственных организаций и в качестве обеспечения обязательств. Фонд 
должен размещается в надежные и ликвидные иностранные финансовые активы в целях его сбережения и получения инвестиционного дохода. В настоящее время наибольшая часть активов (более 60%) размещена 
в те или иные инструменты финансового рынка США. Затем идут Япония, Германия, Великобритания, Италия, Франция, Канада, Испания, Швейцария и рынки других стран.  
  Национальный фонд фактически является самостоятельным субъектом, действующим на основании договора доверительного управления, самостоятельно осуществляет инвестирование Фонда, включая 
передачу его части в управление внешним управляющим, разрабатывает и утверждает правила осуществления инвестиционных операций. 
Как известно, за основу в создании Фонда в Казахстане был принят Государственный норвежский нефтяной фонд (далее ГННФ) как образец прозрачности работы подобных нефтяных фондов. 
  Стабилизационная функция ГННФ может быть реализована только для того, чтобы балансировать бюджет, не связанный с нефтью. Цели, на которые передаются средства Фонда в виде целевых трансфертов в республиканский и местные бюджеты, определяются Президентом Республики Казахстан единолично. 
  К первоначально планировавшейся стабилизационной функции фонда по снижению зависимости бюджета от колебаний мировых цен на экспортируемые из Казахстана товары добавилась еще и 
сберегательная функция. Она реализуется следующим образом. Согласно утвержденным правилам формирования и использования Национального фонда, в него поступают официальные трансферты из республиканского и местного бюджетов в размере 10% от планируемых поступлений в эти бюджеты по следующим налогам и платежам от организаций сырьевого сектора – подоходному с юридических лиц, НДС, налога на сверхприбыль, бонусов, роялти и доле Казахстана по разделу продукции по заключенным 
контрактам. Кроме того, сюда же включены инвестиционные доходы от управления фондом и иные поступления и доходы. Таким образом, за счет сберегательной функции фонда его доходы пополняются 
автоматически в результате исполнения республиканского и местного бюджетов. В полном объеме эта функция осуществляется с 1 января 2002 года. 
  Другая функция фонда – стабилизационная – начала действовать сразу же после внесения поправок в действующее законодательство. Она предусматривает, что поступления в республиканский и местный 
бюджеты свыше утвержденных показателей по перечисленным выше налогам и платежам от сырьевых организаций, подлежат изъятию в Национальный фонд. Эти суммы поступают поквартально согласно 
плану, утверждаемому правительством, причем показатели этого плана отражаются в законе о республиканском бюджете. Правительство также утверждает перечень организаций сырьевого сектора, отчисления от которых поступают в Национальный фонд. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ современного  состояния Национального фонда    Казахстана 
2.1. Источники формирования и использования средств Национального фонда.

 
   В целях совершенствования деятельности Национального фонда, с учетом складывающейся ситуации в экономике, разработана Концепция формирования и использования средств Национального фонда на среднесрочную перспективу, которая была одобрена Указом Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2005 года №1641. В Концепции предложен переход на метод сбалансированного бюджета, в котором все доходы от нефтяного сектора направляются в Национальный фонд. Это означает, что государство в перспективе должно обходиться без доходов от нефти. В свою очередь повышается роль и значение обрабатывающего сектора, так как без его динамичного развития не будет роста поступлений в государственный бюджет. Метод сбалансированного бюджета обеспечивает стабильный уровень расходов бюджета. Поскольку нефтяные доходы перечисляются в Национальный фонд, а из Национального фонда в бюджет направляется гарантированный трансферт, то расходы бюджета уже не зависят от роста или снижения цен на нефть в краткосрочной и среднесрочной перспективе. В долгосрочной перспективе сумма гарантированного трансферта будет не больше суммы дохода, полученного от управления Национальным фондом. 
  Анализ мирового опыта показывает, что не существует каких-либо установленных пределов для накоплений и многие страны продолжают политику накопления, несмотря на достигнутые объемы сбережений. Так, в разное время в Норвегии уровень активов Фонда превышал половину ВВП страны, а на Аляске составлял весь ВВП штата, в Кувейте - три с половиной ВВП, Омане - пятую часть ВВП. В Казахстане за 3 года в Национальном фонде накоплено порядка 12 % ВВП. 
    Так как в Национальном фонде аккумулируются дополнительные поступления, вызванные высокой конъюнктурой цен, максимальный размер Национального фонда не может быть ограничен. Более того для выполнения сберегательной функции Национального фонда устанавливается неснижаемый остаток. 
    Формирование Национального фонда также должно осуществляться за счет источников поступлений, характеризующихся разовыми (приватизация государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям, продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения) либо непостоянными по объему поступлениями (поступления от нефтяного сектора), размеры которых могут колебаться в значительных пределах, оказывая этим существенное влияние на бюджетную политику Казахстана. 
   Теперь об источниках пополнения Национального фонда. Как известно, их два. Это денежные средства, полученные от продажи пакетов акций, долей участия, производственных комплексов предприятий нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, которые до образования Фонда хранились на секретных счетах правительства и отдельных частных лиц в зарубежных банках. 
    В составе социально-экономического развития Республики Казахстан устанавливаются расчетные постоянные мировые цены на сырую нефть, медь и другие сырьевые товары, составляющие значительную долю казахстанского экспорта, на основе которых при разработке и утверждении республиканского и местных бюджетов рассчитываются средние цены реализации сырьевых товаров казахстанскими товаропроизводителями и соответствующие им доходы государственного бюджета от сырьевого сектора. Расчетные постоянные цены на сырьевые товары устанавливаются исходя из консервативного прогноза динамики мировых цен. 
    С целью исполнения стабилизационной функции Фонд формируется в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов путем зачисления в него превышения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора (юридических лиц по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан) над утвержденными в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений по их следующим видам:   подоходный налог с юридических лиц; налог на добавленную стоимость; налог на сверхприбыль;   бонусы; роялти; доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам. 
    С целью исполнения сберегательной функции Фонд формируется за счет следующих поступлений: 
    1) официальные трансферты из республиканского и местных бюджетов, рассчитываемые в размере 10% от планируемых в республиканском и местных бюджетах сумм поступлений по налогам и иным обязательным платежам в бюджет; 
    2) инвестиционные доходы от управления Фондом; 
    3) иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. 
     Поквартальный план поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в пределах установленных в республиканском и местных бюджетах годовых сумм, утверждается Правительством Республики Казахстан. 
    Порядок зачисления денег в Фонд определяется Правительством Республики Казахстан. 
    Другим источником пополнения фонда стали доходы государственного бюджета. Для исполнения стабилизационной функции Фонд “формируется в процессе исполнения республиканского и местных бюджетов путем зачисления в него превышения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора (юридических лиц по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан) над утвержденным в республиканском и местных бюджетах суммами поступлений по их следующим видам: подоходный налог с юридических лиц; налог на добавленную стоимость; налог на сверхприбыль; бонусы; роялти; доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам”. 
    Таким образом, в Казахстане официально выстроена двухуровневая бюджетная система. Ее низшим звеном является государственный бюджет, состоящий из местных и республиканского бюджетов. А верхним звеном - Национальный фонд, который фактически взимает регулярные налоги с государственного бюджета и находится в единоличном распоряжении главы государства. 
    Источниками формирования Национального фонда Республики Казахстан являются:      
    - официальные трансферты из республиканского бюджета, определяемые как превышение фактических поступлений в республиканский бюджет от организаций сырьевого сектора над их годовыми объемами, утвержденными законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год; 
    - официальные трансферты из республиканского бюджета, определяемые за счет поступлений от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям; 
   - официальные трансферты из республиканского бюджета, рассчитываемые в размере десяти процентов от планируемых в республиканском бюджете сумм поступлений в республиканский бюджет от организаций сырьевого сектора; 
   - официальные трансферты из местного бюджета, определяемые за счет поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения; 
    - инвестиционные доходы от управления Национальным фондом Республики Казахстан; 
    - иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования деятельности Национального фонда