Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 10:21, курсовая работа
Положительными моментами создания таких фондов являются:
- минимизация корреляции между поступлениями в республиканский бюджет от сектора природных ресурсов, зависящими от конъюнктуры цен, и расходами республиканского бюджета;
- накопление средств в периоды благоприятной конъюнктуры цен для поддержания финансовых обязательств государства в периоды неблагоприятной конъюнктуры цен;
- накопление средств от продажи невосполнимых природных ресурсов для обеспечения потребностей будущих поколений;
- стерилизация денежной массы во избежание излишнего давления на монетарные параметры в результате избыточного притока валюты.
Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретические понятия деятельности Национального фонда РК и его основные функции.
1.1. Цели, задачи и функции Национального фонда……………………………5
Глава 2. Анализ современного состояния Национального фонда Казахстана
2.1. Анализ поступления и использования Национального фонда Республики Казахстан за 2012 год…………...……………………………………………….11
2.2 Анализ деятельности Национального Банка Республики Казахстан по доверительному управлению Национальным фондом Республики Казахстан за 2012 год………………………….…………………………………………….17
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования деятельности Национального фонда……………………………………….…….………………………………23
Заключение…………………………………………………………….…………26
Список литературы………………………………
Таблица 4. Динамика распределения активов стабилизационного портфеля.
В течение отчетного периода доля наличной валюты2 и государственных ценных бумаг стран, входящих в эталонный индекс в составе стабилизационного портфеля, была равна порядка 100 %.
Таблица 5-Динамика распределения
Доходность Национального
фонда Республики Казахстан за 2012 год
составила 3,33 %.
Инвестиционный доход за период с начала
создания Национального фонда Республики
Казахстан по 31 декабря 2012 года составил
6 989 млн. долларов США. Доходность Национального
фонда Республики Казахстан за период
с начала его создания по 31 декабря 2012
года составила 67,25 %, что в годовом выражении
Остатки на текущих счетах,
средства, размещенные в фонды денежного
рынка с возможностью возврата на следующий
рабочий день.[8]
3. Проблемы и пути совершенствования деятельности Национального фонда.
Политика по сбалансированности
бюджета и Национального фонда направлена
на сокращение нефтяного дефицита, который
должен составлять не более 3% к ВВП к концу
этого десятилетия, а также на сокращение
текущих расходов и средств Национального
фонда с последующим переходом на финансирование
только бюджета развития.
Таким образом, функционирование
Национального фонда дает ряд преимуществ национальной
1. Национальный фонд следует
рассматривать как самостоятельный элемент
всей финансовой системы Казахстана, важную
составляющую государственных финансов
2. Национальный фонд РК позволяет
государству в срок выполнять выплаты
по своим внешним и внутренним обязательствам;
3. Размер Национального фонда РК
способствует росту суверенного кредитного
рейтинга, как следствие, росту инвестиционной
привлекательности страны, который в свою
очередь может повлечь приток прямых иностранных инвестиций;
4. Накопление средств от продажи
не восполняемых природных ресурсов целесообразно
для обеспечения потребностей будущих
поколений. Это оказывает благотворное
влияние на социальный аспект политики
государства, и способствует снижению
социальной напряженности в обществе и неуверенности
5. Внушительные размеры Национального
фонда РК повышают степень экономической
независимости государства оказывает
влияет на внешнюю политику государства;
6. При условии избытка денежной
массы в обращении Национальный фонд РК
является одним из инструментов стерилизации
денежной массы за счет искусственного
сжатия платежеспособного спроса посредством
ограничения внутренних инвестиций и
государственных расходов для предотвращения
перегрева экономики;
7. При возникновении финансовых
шоков Национальный фонд РК может быть
использован в качестве источника стабилизации
денежного предложения и поддержания
ликвидности платежной системы страны;
8. Формирование Национального фонда
позволяет минимизировать корреляцию
между поступлениями, зависящими от конъюнктуры,
и расходами бюджета. Накопление средств
в периоды хорошей конъюнктуры необходимо
для поддержания финансовых обязательств
государства в периоды неблагоприятной
Более того, можно сказать, что
в условиях финансового кризиса обозначились
новые возможности в процессе функционирования
фонда:
- поддержка финансовой системы Казахстана
путем гарантирования устойчивости расходов
бюджета страны при сохранении стоимости
и ликвидности накопленных бюджетных
ресурсов в условиях ухудшения внешнеэкономической
конъюнктуры (в случае падения цен на нефть
и/или девальвации тенге);
- защита и укрепление стабильности банковской
системы страны путем использования средств
Национального фонда в качестве нового
источника покрытия внешних обязательств
банков второго уровня и источника инвестиционных
и кредитных операций в посткризисных
условиях.
В качестве возможных негативных
макроэкономических эффектов формирования
Национального фонда отмечают следующее.
1. Потеря доходов бюджета вследствие
разницы в процентных ставках по размещаемым
ресурсам фонда и привлекаемым внутренним
и внешним заимствованиям. Сочетание роста
заимствований на внешних и внутренних
рынках и накопления средств в Национальном
фонде может привести к прямым потерям
бюджета. Другими словами, «цена» формирования
Национального фонда определяется спрэдом
между процентными ставками по внешним
и внутренним займам и ставками тех активов,
в которые будут размещаться накапливаемые
2. Механическое накопление поступающих
в Национальный фонд средств на счетах
в Национальном банке РК может привести
к избыточному стерилизационному эффекту
и, тем самым, к ухудшению макроэкономической
ситуации. Вполне возможно ожидание сокращение
прироста объема валютных резервов. Основанием
для этого является уменьшение чистого
притока зарубежных кредитов и займов
в негосударственный сектор, вызванное
ростом процентных ставок на зарубежных
рынках, а также необходимостью погашения
ранее привлеченных займов. Снижение динамики
валютных резервов может привести к уменьшению
эмиссии.
Объем денежных средств, эмитируемых Национальным
банком РК при покупке валюты в официальные
резервы, станет недостаточным для покрытия
растущего спроса экономики на деньги.
Потребность в стерилизации эмиссии сменится
потребностью в дополнительном, не связанном
с ростом валютных резервов, источнике
денежного предложения. В данном контексте
продолжение стерилизации денежного предложения
за счет наращивания остатков средств
в Национальном фонде приведет к усилению
разрыва между динамикой денежного предложения
и спроса на деньги. Следствием этого может
стать резкое падение ликвидности банковской
системы. Последний фактор может спровоцировать банковский
Если нет эффективного инвестирования
этих средств, возникает законный вопрос:
зачем тогда изымать из экономики значительную
часть ее финансовых ресурсов (если конечно,
это не острая необходимость борьбы с
инфляцией). В Национальном фонде РК аккумулированы
значительные финансовые ресурсы страны,
вопрос его более рачительного и эффективного
использования стоит одним из главных
на повестке дня. Этот вопрос был еще более
актуализирован с наступлением мирового
финансового кризиса, который показал
значимость бережливости. Поэтому проблема
сохранения стоимости фондов денежных
средств и их преумножения является, сегодня
одной из наиболее важных.
Опыт многих стран, имеющих сырьевую
специализацию экспорта, показывает, что
избыточные доходы, полученные в условиях
временной благоприятной ценовой конъюнктуры
на экспортируемые виды сырья, могут быть
аккумулированы в стабилизационный или
сберегательный фонд в зависимости от
принципов формирования и использования
накапливаемых средств.
Национальный фонд РК формируется
из налоговых источников, определяемых
углеводородной конъюнктурой, то есть
наполнение фонда находится в прямой зависимости
от мировой конъюнктуры на нефть и газ.
От цен на другие сырьевые или близкие
к таковым товары размеры Национального
фонда РК не зависят. Период благоприятной
внешней конъюнктуры, который сохранялся
достаточно долгое время, создавал иллюзию
«вечных» высоких цен на нефть и соответственно
постоянного повышенного уровня доходов
бюджета в долгосрочной перспективе, что
в свою очередь чревато высокими рисками
в случае ухудшения конъюнктуры на мировых
рынках энергоносителей (что в принципе
в конце 2008 года и наступило).
Вместе с тем создание Национального
фонда РК не является альтернативой качественному
управлению государственными финансами,
а успешность его функционирования во
многом зависит от состояния бюджетно-финансовой
дисциплины. Стабилизация будет эффективной
в том случае, если функционирование фонда
приводит к снижению зависимости расходов
бюджета от цен на нефть или другое сырье.
Расходы бюджета должны опираться на доходы,
не обусловленные конъюнктурным повышением
цен.[4]
Управление средствами Национального
фонда Национальным Банком снижает риск
непрофессионального управления средствами
фонда, сокращается срок размещения средств,
расширяется выбор инструментов инвестирования
средств фонда. К примеру, в случае создания
специального агентства или компании
по управлению активами фонда еще более
снижается прозрачность операций со средствами
фонда. В случае Национального Банка повышается
степень прозрачности инвестирования
средств фонда, так как активы Национального
Банка проходят аудиторскую проверку
на предмет их достоверности не только
Счетным Комитетом, но и получают аудиторское
заключение крупнейших и независимых
международных аудиторских компаний.
Национальный банк РК имеет достаточный
опыт управления чистыми международными
активами и инвестиционным портфелем.
Заключение.
Национальный фонд был создан с целью
обеспечения стабильного социально-экономического
развития страны, накопления финансовых
средств для будущих поколений, снижения
зависимости экономики от воздействия
неблагоприятных внешних факторов. Основной
целью Национального фонда является сбережение
финансовых ресурсов по
средством формирования накоплений для
будущих поколений и снижения зависимости
республиканского бюджета от ситуации
на мировых сырьевых рынках.
Фонд расходуется, во-первых,
для “компенсации потерь, определяемых
как разница между утвержденными и фактическими
суммами поступлений налогов и иных обязательных
платежей в бюджет от организаций сырьевого
сектора”. На деле эти затраты минимальны
и исчисляются несколькими миллионами долларов в год.
Во-вторых, Фонд расходуется: “в виде
целевых трансфертов Фонда, передаваемых
из Фонда в республиканский и местные
бюджеты на цели, определяемые президентом
Республики Казахстан”. Как мы видим,
здесь приоритет главы государства над
народом, от имени которого он руководит
страной, и над парламентом, в котором
собраны представители народа, приобрел
абсолютное выражение.
И все таки наш национальный
фонд хоть немного и поддержал
экономику страны, но экономический
кризис до сих пор бушует в стране,
оставляя желать лучшего. Т.к. у людей
нет денег на достойное существование,
началась и продолжается безработица,
приостановление деятельности предприятий,
банков, у людей нет средств
на обыденные вещи и это очень
угнетает. Будем, надеется, что из данной
ситуации найдется достойный выход.
Так же, для Казахстана, экономическое
благополучие которого в настоящее время
зависит от добычи и экспорта углеводородов,
серьезным вызовом является преодоление
«ресурсного проклятия». Удастся ли диверсифицировать
экономику, зависит от того, насколько
эффективно будут расходоваться бюджетные
средства «закачиваемые» в новые институты
развития.
Качество бюджетного прогнозирования
оказывает влияние на эффективность расходов
государственного бюджета в процессе
его исполнения подтверждает устойчивую
тенденцию – нежелание Правительства
раскрывать информацию по ожидаемым поступлениям
от нефтяного сектора на стадии планирования
бюджета и обсуждения его в Парламенте.
Непрозрачность отношений Правительства
и компаний добывающего сектора затрудняет
прогнозирование и мониторинг бюджета.
Произвольные сроки выплаты бонусов и
роялти не позволяют точно прогнозировать
Для того чтобы оценивать точность поступлений
в бюджет налогов от нефтегазового сектора,
нужно видеть сами контракты и знать условия
налогообложения, которые были оговорены
в них индивидуально в 90 годы, когда, собственно
и заключались крупнейшие контракты в
данном секторе. Например, зачастую выплата
налогов в бюджет заменялось принятием
нефтяными компаниями ряда социальных
обязательств – построить школу, больницу
и т.д. Сейчас, на наш взгляд, следовало
бы пересмотреть все эти пункты, чтобы
исключить выполнение социальных обязательств
компаниями.
Для адекватной оценки вклада добывающих
компаний в бюджет и национальный фонд
должны предоставлять расчеты себестоимости
добычи нефти на том или ином месторождении,
данные по расходам, на транспортировку,
экспортным ценам и др.
Список использованной литературы.
1. Закон Республики Казахстан "О
2. Указ Президента РК « О Национальном
фонде РК» от 23 августа 2000 года № 402
4. Сергей Злотников, Тулегенов Аскар “Проблемы
и перспективы Национального фонда Республики
Казахстан” Алматы 2004 год
5. Н. К. Кучуков Экономика и Национальный
банк РК 2008 год
6. Экономика Казахстана №6,
7. Мельников В. Д. Основы финансов. Алматы
2007 год
8. Официальный сайт Министерства финансов
(www.minfin.kz)
9. К концепции управления Национальным
фондом Республики Казахстан www.kazakhstanrevenuewath.org
10. Сайт новостей государства
11. Сайт Национального фонда РК www.nationalfund.kz
12. Сайт Национального банка РК www.nationalbank.kz
Приложение А.
Наименование статьи |
за 2012 год |
за 2011 год |
1 |
2 |
3 |
Активы |
||
Денежные средства и их эквиваленты |
669 000 168 |
618 528 791 |
Финансовые инструменты, учитываемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток, за исключением производных финансовых инструментов |
||
находящиеся в собственности Фонда |
8 669 409 000 |
6 338 095 630 |
обремененные залогом по сделкам РЕПО |
0 |
0 |
Инвестиции, удерживаемые до срока погашения |
93 982 818 |
428 926 918 |
Производные финансовые инструменты |
4 222 604 |
4 663 906 |
Дебиторская задолженность |
1 832 811 |
2 245 817 |
Итого активы |
9 438 447 401 |
7 392 461 062 |
Обязательства и чистые активы |
||
Производные финансовые инструменты |
4 898 498 |
4 550 594 |
Кредиторская задолженность по сделкам РЕПО |
0 |
0 |
Кредиторская задолженность и начисленные расходы |
5 821 252 |
4 285 535 |
Итого обязательства |
10 719 750 |
8 836 129 |
Чистые активы, составляющие счет Правительства Республики Казахстан |
9 427 727 651 |
7 383 624 933 |
Приложение Б.
Наименование статьи |
за 2012 год |
за 2011 год |
1 |
2 |
3 |
Доходы |
||
Доходы в виде вознаграждения |
101 760 573 |
108 325 210 |
Доходы в виде дивидендов |
24 769 946 |
22 191 978 |
Доход от финансовых инструментов, учитываемых по справедливой стоимости через прибыль или убыток, за исключением форвардных валютных контрактов |
113 288 279 |
(45 135 519) |
Чистая прибыль/(убыток) от форвардных валютных контрактов |
2 112 289 |
2 637 743 |
Чистая прибыль/(убыток) от переоценки валютных активов и обязательств |
11 747 452 |
(24 945 987) |
Итого доходы |
253 678 539 |
63 073 425 |
Расходы |
||
Комиссии за управление активами |
5 777 896 |
2 547 267 |
Расходы по оплате кастодиальных услуг |
392 430 |
327 964 |
Расходы по оплате аудиторских услуг |
7 568 |
7 568 |
Расходы по оплате профессиональных услуг |
0 |
0 |
Расходы по оплате
за использование программных |
19 007 |
63 715 |
Итого расходы |
6 196 901 |
2 946 514 |
Чистая прибыль (убыток) |
247 481 638 |
60 126 911 |
Прочий совокупный доход |
||
Курсовые разницы |
129 981 059 |
49 729 102 |
Общий совокупный доход/(убыток) |
377 462 697 |
109 856 013 |
Приложение В.
Наименование статьи |
за 2012 год |
за 2011 год |
1 |
2 |
3 |
Движение денежных средств от операционной деятельности |
||
Чистая прибыль (убыток) |
247 481 638 |
60 126 911 |
Корректировки: |
||
Амортизация (дисконта)/премии по облигациям казахстанских государственных компаний |
(5 640 998) |
(26 141 236) |
Расходы в виде вознаграждения по сделкам РЕПО |
0 |
4 889 |
Нереализованный (доход)/ убыток от финансовых инструментов, учитываемых по справедливой стоимости через прибыль или убыток |
(94 561 795) |
74 599 675 |
Движение денежных средств от операционной деятельности до изменений в операционных активах и обязательствах |
147 278 845 |
108 590 239 |
(Увеличение) уменьшение операционных активов: |
||
Финансовые инструменты, учитываемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток, кроме производных финансовых инструментов |
(2 106 770 516) |
(1 782 198 254) |
Производные финансовые инструменты |
441 302 |
(433 685) |
Дебиторская задолженность |
413 006 |
3 087 516 |
Увеличение (уменьшение) операционных обязательств: |
||
Производные финансовые инструменты |
347 904 |
1 518 255 |
Кредиторская задолженность по сделкам РЕПО |
0 |
(60 955 995) |
Кредиторская задолженность и начисленные расходы |
1 535 717 |
(2 764 495) |
Чистое использование/ |
(1 956 753 742) |
(1 733 156 419) |
Движение денежных средств от инвестиционной деятельности |
||
Приобретение/реализация
или погашение облигаций |
(1 094 023) |
0 |
Чистое использование денежных средств в инвестиционной деятельности |
(1 094 023) |
0 |
Движение денежных средств от финансовой деятельности |
||
Поступления от Министерства финансов Республики Казахстан |
3 460 225 119 |
3 375 241 075 |
Перечисления в республиканский бюджет |
(1 380 000 000) |
(1 200 000 000) |
Прочие перечисления |
(71 905 977) |
0 |
Чистое поступление/( |
2 008 319 142 |
2 175 241 075 |
Чистое увеличение/(уменьшение) денежных средств и их эквивалентов |
50 471 377 |
442 084 656 |
Денежные средства и их эквиваленты на начало года |
618 528 791 |
176 444 135 |
Денежные средства и их эквиваленты на конец периода |
669 000 168 |
618 528 791 |
Приложение Г.
Наименование статьи |
Поступления |
Изъятия |
Чистая прибыль (убыток) |
Резерв по переоценке валюты |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Остаток на 31 декабря 2010 года |
8 149 370 879 |
(4 244 562 193) |
752 182 239 |
441 536 920 |
5 098 527 845 |
Поступления от Министерства финансов Республики Казахстан и прочие поступления |
3 375 241 075 |
3 375 241 075 | |||
Перечисления в республиканский бюджет |
(1 200 000 000) |
(1 200 000 000) | |||
Прочие перечисления |
0 | ||||
Эффект переоценки валюты на начальный остаток чистых активов |
31 109 661 |
31 109 661 | |||
Эффект переоценки валюты на чистую прибыль (убыток) и прочие перемещения |
18 619 441 |
18 619 441 | |||
Чистая прибыль (убыток) за период |
60 126 911 |
60 126 911 | |||
Остаток на 31 декабря 2011 года |
11 524 611 954 |
(5 444 562 193) |
812 309 150 |
491 266 022 |
7 383 624 933 |
Поступления от Министерства финансов Республики Казахстан |
3 460 225 119 |
3 460 225 119 | |||
Перечисления в республиканский бюджет |
(1 380 000 000) |
(1 380 000 000) | |||
Прочие перечисления |
(413 585 098) |
(413 585 098) | |||
Эффект переоценки валюты на начальный остаток чистых активов |
116 426 430 |
116 426 430 | |||
Эффект переоценки валюты на чистую прибыль (убыток) |
13 554 629 |
13 554 629 | |||
Чистая прибыль (убыток) за период |
247 481 638 |
247 481 638 | |||
Остаток на 31 декабря 2012 года |
14 984 837 073 |
(7 238 147 291) |
1 059 790 788 |
621 247 081 |
9 427 727 651 |
Информация о работе Проблемы и пути совершенствования деятельности Национального фонда