Проблемы и пути совершенствования региональных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ бюджета субъектов Федерации как органической части государственного бюджета, основных черт бюджетного процесса и приоритетов социальной политики.
Задачи работы:
Выявить основные понятия и принципы формирования Государственного бюджета, в том числе и бюджетов субъектов Федерации.
Рассмотреть государственно-правовые признаки субъектов Федерации.
Определение количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.
Показать внутри федеративное распределение компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и функции бюджетов субъектов Федерации, их роль в финансировании региональных органов власти и управления………………...5
Сущность, функции и роль бюджетов субъектов Российской Федерации в рыночной экономике………………………………….……7
Роль бюджетов субъектов Федерации в бюджетной системе………….9
Источники налоговых и неналоговых платежей в бюджеты субъектов Федерации………………………………………………………………...13
Глава 2. Источники формирования доходной части и направления расходования средств региональных бюджетов………………………………18
2.1.Собственные и регулирующие налоговые доходы…………………….18
2.2.Неналоговые виды доходов бюджетов субъектов РФ…………………21
2.3.Анализ изменения доходной и расходной частей бюджета Нижегородской области за 2009-2011гг……………………………….24
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования региональных финансов…...29
3.1.Проблемы и пути совершенствования обеспеченности доходами бюджетов субъектов Российской Федерации…………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая Финансы.doc

— 832.00 Кб (Скачать файл)

Вообще принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы:

  • принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;
  • принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;
  • принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;
  • принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления  не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Реализация  этих принципов прослеживается и  в  БСС РФ.

Вообще, любой  бюджет связан денежными отношениями, имеющими объективный характер, то есть существование бюджета объективно обусловлено, он существует и во всех общественно-экономических формациях, где существовали финансовые отношения, таким образом можно утверждать, что бюджет - это экономическая категория, тесно связанная с существованием государства.

Бюджет субъектов  РФ является неотъемлемой структурной  частью государственного бюджета.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Расходная часть

Доходная часть

БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ

Расходная часть

Доходная часть

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Расходная часть

Доходная часть

 

Рисунок 2. Структура Государственного бюджета

 

Он, как и  весь госбюджет в целом должен обслуживать функции государства  и его основное назначение - удовлетворение государственных потребностей. Сущностью  госбюджета являются денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и некоторой части национального богатства путем образования определенных централизованных фондов и их использования или на цели расширенного производства, или на удовлетворение социальных и других общественных потребностей.

Необходимо  заметить, что понятие бюджет разнопланово:

  • как экономическая категория - совокупность экономических отношений;
  • централизованный фонд государства и различных госструктур;
  • финансовый план, составляемый и принимаемый ежегодно как закон.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций регионов.

Целью региональных органов власти является обеспечение  развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую  политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

В соответствии с БК РФ, доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных  и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают региональные налоги и сборы (налог на имущество, налог на недвижимость, дорожный и транспортный налоги, налог с продаж, региональные лицензионные сборы)

Первое место  в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.).

Второе место  – расходы на социально–культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) – свыше 25 %; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8 %.

1.3. Источники  налоговых и неналоговых платежей 

в бюджеты субъектов Федерации

 

В составе бюджетной классификации доходов бюджетов выделяются следующие основные группы, подгруппы и статьи доходов.

I. Налоговые доходы:

•  налог  на прибыль (доход) организаций;

•  налог  на доходы от капитала;

•  подоходный налог с физических лиц;

1) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:

•   налог  на добавленную стоимость;

•  акцизы по подакцизным товарам (продукции) и  отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ и ввозимым на территорию РФ;

•  федеральные, региональные и местные, лицензионные сборы;

• налог на покупку  иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

•  налог  с продаж;

• единый налог  на совокупный доход для субъектов  малого предпринимательства — вмененный налог на доходы;

2) налоги на имущество:

•   налог  на имущество физических лиц;

•   налог  на имущество организаций;

•   налог  на недвижимость;

•   налог  на наследование или дарение;

3) платежи на пользование природными ресурсами:

• платежи на пользование недрами;

• налог на воспроизводство  минерально-сырьевой базы;

• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

• сбор за право  пользования объектами животного  мира и водными биологическими ресурсами;

•  лесной налог; а    водный налог;

•  экологический  налог;

•  земельный  налог;

4) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:

•  таможенная пошлина;

• таможенные сборы;

  1. прочие налоги, пошлины и сборы:

•  государственная  пошлина;

•  взносы   в   государственные фонды;

•  дорожный налог;

•  транспортный налог;

•  налог  на игорный бизнес;

•  налог  на рекламу;

II. Неналоговые доходы:

6) доходы  от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

•  дивиденды  по акциям, принадлежащим государству;

• доходы от сдачи  в аренду имущества, находящегося в государственной собственности;

• проценты, полученные от размещения в кредитных организациях временно свободных средств бюджета;

• проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;

•   доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;

•   перечисление прибыли Центрального банка РФ;

•   платежи  от государственных и муниципальных  организаций;

• плата за выделение  квот вылова водных биологических ресурсов совместным предприятиям и иностранным  юридическим лицам;

•   прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности;

7) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:

• поступления  от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности;

•   поступления  от продажи государством принадлежащих  ему акций организаций;

•    доходы от продажи квартир;

• доходы от продажи  государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, другого оборудования;

• доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, кладов и другого имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность;

•  доходы от реализации государственных запасов;

•  доходы от продажи земли и нематериальных активов;

• поступления  капитальных трансфертов из негосударственных источников;

•  административные платежи и сборы;

•  штрафные санкции, возмещение ущерба;

•  доходы от внешнеэкономической деятельности;

•  прочие неналоговые доходы;

8) безвозмездные перечисления:

•  от бюджетов других уровней;

•  от государственных  внебюджетных фондов;

•  от государственных  организаций;

•  от наднациональных  организаций;

•  средства, передаваемые в целевые бюджетные  фонды;

9) доходы целевых бюджетных фондов:

•  дорожные фонды;

•  экологические  фонды;

•  фонд развития таможенной системы РФ;

•  государственный  фонд борьбы с преступностью;

•  фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы;

•  целевой  фонд Федеральной пограничной службы РФ;

• целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.

 

1. Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

2. В доходы  бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

3. Иные неналоговые  доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены ФЗ и законами субъектов РФ.

К налоговым доходам относятся:

- собственные  налоговые доходы бюджетов субъектов  Рф от региональных налогов  и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ";

- отчисления  от федеральных регулирующих  налогов и сборов, распределенных  к зачислению в бюджеты субъектов  РФ по нормативам, определенным  ФЗ о ФБ на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ:

- доходы от  использования имущества

доходы от платных  услуг, оказываемых органами гос-ой власти, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам РФ и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в  виде финансовой помощи и бюджетных  ссуд, полученных от бюджетов  других уровней бюджетной системы РФ;

- иные неналоговые  доходы

 

2. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ

И НАПРАВЛЕНИЯ  РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ 

РЕГИОНАЛЬНЫХ  БЮДЖЕТОВ

 

2.1.Собственные и регулирующие  налоговые доходы

 

Региональные  бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

Через региональные бюджеты государство активно  проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

  • налог на имущество предприятий;
  • налог на недвижимость;
  • дорожный налог;
  • транспортный налог;
  • налог с продаж;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.

К собственным  доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие  доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

В доходах  региональных бюджетов превалируют  поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов - более 25%.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования региональных финансов