Проблемы и пути совершенствования региональных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ бюджета субъектов Федерации как органической части государственного бюджета, основных черт бюджетного процесса и приоритетов социальной политики.
Задачи работы:
Выявить основные понятия и принципы формирования Государственного бюджета, в том числе и бюджетов субъектов Федерации.
Рассмотреть государственно-правовые признаки субъектов Федерации.
Определение количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета.
Показать внутри федеративное распределение компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и функции бюджетов субъектов Федерации, их роль в финансировании региональных органов власти и управления………………...5
Сущность, функции и роль бюджетов субъектов Российской Федерации в рыночной экономике………………………………….……7
Роль бюджетов субъектов Федерации в бюджетной системе………….9
Источники налоговых и неналоговых платежей в бюджеты субъектов Федерации………………………………………………………………...13
Глава 2. Источники формирования доходной части и направления расходования средств региональных бюджетов………………………………18
2.1.Собственные и регулирующие налоговые доходы…………………….18
2.2.Неналоговые виды доходов бюджетов субъектов РФ…………………21
2.3.Анализ изменения доходной и расходной частей бюджета Нижегородской области за 2009-2011гг……………………………….24
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования региональных финансов…...29
3.1.Проблемы и пути совершенствования обеспеченности доходами бюджетов субъектов Российской Федерации…………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы ……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая Финансы.doc

— 832.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, собственные доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество  предприятий - примерно 9%, доходы от государственной  собственности - 1,1%, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества - 1,5%, поступления от целевых бюджетных фондов - 2,8%.

В соответствии со ст. 86 БК РФ основными  направлениями использования средств  региональных бюджетов являются:

  • обеспечение функционирования органов законодательной   (представительной) и исполнительной власти субъектов   Российской Федерации;
  • обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
  • проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение реализации региональных целевых программ;
  • формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
  • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
  • содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
  • оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
  • компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
  • прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.   

Главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство), на втором месте - расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика) - более 25%; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8%.

Следует отметить, что региональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику - 43% расходов.

Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства - более 32% расходов консолидированного  бюджета  России,  жилищно-коммунального хозяйства - 30%, здравоохранения - 33%, культуры и искусства - 34%.

До недавнего  времени почти все финансирование охраны окружающей среды производилось  за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния.

 

2.2. Неналоговые виды доходов бюджетов субъектов РФ

 

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

  • собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в РФ";
  • отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствии со статьями 41 - 46 Бюджетного кодекса РФ, в том числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.

Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов  и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов  и сборов могут быть переданы местным  бюджетам на постоянной основе полностью  или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.

Полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов РФ по формированию доходов бюджетов субъектов РФ (в соответствии со ст.59 Бюджетного кодекса РФ):

1. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вводят  региональные налоги и сборы,  устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.

2. Законы субъектов РФ  о внесении изменений и дополнений  в налоговое законодательство  РФ в пределах компетенции  субъектов РФ, вступающие в силу  с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

3. Внесение изменений  и дополнений в законодательство  субъектов РФ о региональных  налогах и сборах, предполагающих  их вступление в силу в течение  текущего финансового года, допускается  только в случае внесения соответствующих  изменений и дополнений в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год.

4. Органы исполнительной  власти субъектов РФ предоставляют  налоговые кредиты, отсрочки и  рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей  в бюджеты субъектов РФ в  соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов РФ о бюджете.

5. Органы исполнительной  власти субъектов РФ предоставляют  отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта РФ, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта РФ перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта РФ и размера государственного долга субъекта РФ, установленных настоящим Кодексом.

 

2.3.Анализ изменения доходной и расходной частей бюджета Нижегородской области за 2009-2011 гг

 

Одной из важнейших задач Правительства Нижегородской области является последовательное проведение ценовой политики, направленной на развитие региональной экономики, углубление экономических реформ, совершенствование рыночных отношений. Государственное регулирование цен и тарифов в Нижегородской области осуществляется в целях:

  • достижения баланса интересов субъектов ценообразования.
  • преодоления кризисных явлений в формировании бюджета, сдерживания инфляции.
  • увеличения объемов производства и улучшения качества продукции, выпускаемой и реализуемой на территории Нижегородской области.
  • установления и поддержания ценового паритета между сырьевыми и перерабатывающими отраслями.
  • содействия развитию рыночных отношений, конкуренции, свободного перемещения продукции, товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
  • формирования соответствующих нормативов и правил для противодействия недобросовестной конкуренции отдельных субъектов ценообразования, пресечения злоупотреблений со стороны субъектов естественных и временных монополий в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.
  • достижения оптимальных соотношений между динамикой цен и уровнем заработной платы и других денежных доходов населения.
  • необходимой социальной защищенности населения от роста цен и тарифов.

Настоящие Методические рекомендации определяют принципы и  подходы к формированию субъектами бюджетного планирования областного бюджета  смет расходов на 2009–2011 годы, являющихся базой для формирования областного бюджета на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов, в том числе по формированию бюджета действующих обязательств, приоритетные направления использования средств бюджета принимаемых обязательств (см. прил. 1-3).

Формирование  субъектами бюджетного планирования областного бюджета смет расходов на 2009–2011 годы осуществляется с учетом основных направлений Концепции бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями с выделением бюджета действующих обязательств и бюджета принимаемых обязательств.

Сметы расходов субъектов бюджетного планирования областного бюджета на 2009–2011 годы формируются  в соответствии с приложением 2 к  Положению о докладах субъектов  бюджетного планирования и о Сводном докладе Правительства Нижегородской области о результатах и основных направлениях деятельности, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2006 года №145.

Основой формирования смет расходов на 2009–2011 годы в целях формирования областного бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов являются:

- показатели среднесрочного финансового плана Нижегородской области на 2008–2010 годы (в части 2009–2010 годов), утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 10 августа 2007 года №1144-р (в редакции от 21 декабря 2007 года);

- уточненная сводная бюджетная роспись областного бюджета на 2008 год по состоянию на 1 мая 2008 года;

- прогнозируемые среднегодовые индексы потребительских цен на 2009–2011 годы.

При формировании субъектами бюджетного планирования областного бюджета смет расходов на 2009–2011 годы учитывается следующее:

1. Под отчетным  годом понимается 2007 год, под текущим  годом – 2008 год, под первым  плановым годом – 2009 год, под вторым и третьим плановым годами – соответственно 2010 и 2011 годы.

2. Объем расходных  обязательств на плановый период 2009–2011 годов определяется субъектами  бюджетного планирования областного  бюджета с выделением бюджета  действующих обязательств и бюджета принимаемых обязательств.

3. Под бюджетом  действующих обязательств понимается  объем ассигнований, необходимых  для исполнения расходных обязательств  субъектов бюджетного планирования, подлежащих исполнению в соответствии  с действующими нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями (за исключением нормативных правовых актов договоров и соглашений, действие которых истекает, приостановлено или предлагается к отмене, начиная с соответствующего планового периода).

Расходное обязательство считается действующим, если нормативные правовые акты, договоры или соглашения вступили в силу на момент начала планирования.

4. Под бюджетом  принимаемых обязательств понимается  объем ассигнований, необходимых  для исполнения возникающих в  соответствующем плановом году новых расходных обязательств субъектов бюджетного планирования, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета в объеме, установленном в соответствии с намеченными или предлагаемыми к принятию в текущем году или в плановом периоде нормативными правовыми актами, договорами или соглашениями.

5. Итоги «БДО (бюджет действующих обязательств)»  должны соответствовать итогам  предварительного (планового) реестра  расходных обязательств субъекта  бюджетного планирования на 2009–2011 годы, составляемого в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 4 августа 2005 года №188.

Показатели  среднесрочного финансового плана  Нижегородской области на 2008–2010 годы (в части 2009–2010 годов), утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 10 августа 2007 года №1144-р (в редакции от 21 декабря 2007 года), могут быть уточнены по следующим основаниям:

а) изменение  структуры расходов областного бюджета  в 2008 году, утвержденной Законом Нижегородской области «Об областном бюджете на 2008 год»;

б) корректировка  в сторону уменьшения расходов, производимых в соответствии с разовыми решениями  о финансировании из областного бюджета  или расходов по реализации решений, срок действия которых ограничен плановым периодом;

в) досчеты объемов  финансирования до годовой потребности  по решениям, реализация которых производится не с начала года;

г) корректировка  расходов на приобретение услуг на 2009–2010 годы на уточненные среднегодовые  индексы потребительских цен;

д) корректировка  индексации фондов оплаты труда работников бюджетной сферы, окладов денежного  содержания государственных гражданских  служащих, переход на финансирование обеспечения равного с Министерством  внутренних дел Российской Федерации  повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, за счет межбюджетных трансфертов;

е) в случае передачи (приема) в установленном порядке подведомственных учреждений и полномочий.

Вносимые субъектами бюджетного планирования областного бюджета  корректировки в сметы расходов на 2009–2011 годы должны быть подкреплены  обоснованиями, подтверждены расчетами  и соответствовать в части действующих обязательств реестру расходных обязательств на 2009–2011 годы.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования региональных финансов