Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:51, курсовая работа
Цель работы – анализ проблем межбюджетных отношений в РФ и поиск их решения.
Данная цель будет достигнута посредством решения следующих задач:
1) проанализировать этапы развития межбюджетных отношений в РФ;
2) выявить проблемы организации межбюджетных отношений на принципах межбюджетного федерализма;
3) изучить зарубежную практику регулирования межбюджетных отношений;
4) оценить перспективы развития межбюджетных отношений в РФ.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Развитие межбюджетных отношений в РФ…………………………….5
2. Проблемы межбюджетных отношений в РФ………………………….10
3. Межбюджетные отношения в развитых странах…………………….12
4. Пути решения проблем и перспектива развития межбюджетных отношений в РФ…………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………….23
Томский государственный университет систем управления и
радиоэлектроники
Кафедра экономики
Курсовая работа
по дисциплине «Финансы и кредит»
учебное пособие Мезенцева Н.С. «Финансы и кредит»
Проблемы межбюджетных отношений в РФ
Выполнила студентка
гр. з-818-б
специальности 080502
Дроботова Светлана Геннадьевна
04.11.2012
г. Саяногорск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Сложившаяся в России система межбюджетных отношений, несмотря на, проведенные в 90-х годах XX века реформы, не в полной мере отвечает принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу и, несомненно, нуждается в дальнейшем реформировании и развитии.
С проблемой межбюджетных отношений неразрывно связана и проблема социальных обязательств государства и прежде всего проблема необеспеченных социальных обязательств или так называемых "не финансируемых мандатов". Бюджеты субъектов Российской Федерации и особенно местные бюджеты перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством и зачастую без предоставления соответствующих источников финансирования. Вместе с тем, основная часть расходов региональных и местных бюджетов, а это, прежде всего, расходы на заработную плату в бюджетной сфере и на финансирование сети бюджетных учреждений, регламентируется централизованно установленными нормами.
В последние годы предпринимаются определенные, меры по решению этой проблемы , в основном путем отмены ряда федеральных нормативных правовых актов. Однако этого недостаточно, необходимо внесение изменений в действующее налоговое и бюджетное законодательство, разграничение полномочий и ответственности между органами власти разных уровней.
Хочу также отметить, что, несмотря на тенденцию к формализации распределения финансовой помощи, значительная ее часть по-прежнему распределяется без четких, критериев и процедур. Это определяет необходимость дальнейшего развития, а также законодательного закрепления методологии бюджетного выравнивания и развития межбюджетных отношений.
Цель моей работы – анализ проблем межбюджетных отношений в РФ и поиск их решения.
Данная цель будет достигнута посредством решения следующих задач:
1. Развитие межбюджетных отношений в РФ.
Механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности достаточно разнообразны. Они менялись в процессе формирования российской модели бюджетного федерализма. В настоящее время опубликовано немало работ, анализирующих этапы развития межбюджетных отношений. Оценивая периоды развития межбюджетных отношений с разных позиций, большинство авторов выделяют несколько этапов.
Этап 1 – годы стихийной децентрализации (1991 – 1993 гг.). Значительные изменения законодательной базы в этот период способствовали резкому росту доли региональных и местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета. Причем на субфедеральные фонды были возложены расходы, ранее финансируемые из бюджета страны. Реформирование вышло за рамки законодательного регулирования. Данный процесс происходил стихийно, под влиянием политической конъюнктуры, конфликтов и компромиссов между различными ветвями власти. Республики, в меньшей степени зависимые от федерального центра (Татарстан, Башкортостан, Якутия и др.), практически прекратили перечислять в бюджет Российской Федерации налоги, ограничившись разовыми целевыми «взносами». Большинство же менее влиятельных регионов были вынуждены полагаться на «выбивание» в закулисных переговорах благоприятных для себя нормативов отчислений от федеральных налогов и покрывающих дефицит их бюджетов федеральных дотаций, фактически продолжая утверждать свои бюджеты в Министерстве финансов РФ . В этой части бюджетная система России оставалась по существу унитарной. Сложившаяся ситуация побуждала некоторые регионы предпринимать попытки улучшения своего финансового положения в бюджетной иерархии путем предъявления ультиматумов федеральным властям, принятия решений о временной приостановке перечислений налогов в федеральный бюджет и т.д. В свою очередь уступки центра региональным властям также не способствовали стабилизации бюджетной системы.
Этап 2 – экспериментальный бюджетный федерализм (1994 – 1996 гг.). На данном этапе были использованы принципиально новые подходы к перераспределению доходов по уровням бюджетной системы:
- введены единые нормативы
отчислений от федеральных
- сняты ограничения для введения региональными и местными властями собственных налогов;
- предоставлены права субъектам
Федерации самостоятельно
- образован Фонд финансовой
поддержки регионов (ФФПР), средства
которого должны были
Сложившийся в этот период механизм межбюджетных отношений значительно лучше соответствовал общепризнанным принципам бюджетного федерализма. Если раньше межбюджетные отношения строились преимущественно на негласном торге за бюджетные ресурсы, результаты которого в основном зависели от политического влияния региональных лидеров, то начиная с 1994 г. для их регулирования стали использоваться, хотя и несовершенные, но все же более рациональные финансово-экономические критерии и методы. Межбюджетные пропорции были стабилизированы, началась адаптация бюджетной системы к качественно новым принципам регулирования. Кроме того, в какой-то мере стал выравниваться бюджетный статус «особых республик».
Однако, это был не более чем «экспериментальный бюджетный федерализм», не затрагивающий основы бюджетной системы, т.е. местные бюджеты. Причем возможности для его развития к 1997 г. были исчерпаны.
Периодом углубления кризиса межбюджетных отношений и одновременного вызревания предпосылок для их реформирования стали 1997 – 1998 гг., соответствующие третьему этапу развития межбюджетных отношений в России. Этап 3 – углубление кризиса межбюджетных отношений (1997 – 1998 гг.). С одной стороны, принятые в этот период законы способствовали реформированию местных финансов, с другой – межбюджетные отношения стали источником постоянной напряженности во взаимоотношении различных уровней власти. Рост несбалансированности региональных и местных бюджетов способствовал кризису финансов. Данный факт явился предпосылкой введения в действие Соглашения об оздоровлении государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи из федерального бюджета. Этому способствовали некоторые изменения механизмов бюджетного регулирования, принятия федеральных стандартов по системе оплаты жилья и коммунальных услуг. Следовательно, начало последовательной работы по реформированию межбюджетных отношений приходится на 1997 г. Принятая в 1998 г. «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 – 2001 гг.» (далее – Концепция) обозначила новый этап становления бюджетного федерализма.
Этап 4 – реформа становления межбюджетных отношений (1999 – 2000 гг.). Главное внимание на этом этапе уделялось реформированию системы межбюджетных трансфертов, а также впервые были обозначены вопросы межбюджетных отношении на региональном уровне.
В рамках Концепции была обозначена остро стоящая проблема «не финансируемых федеральных мандатов». Некомпенсируемое увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, пособий на детей и некоторых других расходов, санкционированное решениями органов власти федерального уровня, стало весомым фактором роста расходов местных бюджетов. Проведенная в 1999 г. Минфином России инвентаризация «федеральных мандатов» показала, что только наиболее крупные и наиболее часто называемые из них составляют 7,7% ВВП, или 60% собственных доходов регионов (при среднем уровне фактического финансирования в размере 30%).
Сформированная в этот период система оказания финансовой помощи осуществлялась на основе хотя несовершенных, но все же формализованных критериев и процедур и в значительно большей степени соответствовала принципам бюджетного федерализма. Основной целью первой среднесрочной программы действий в области межбюджетных отношений стало формирование нового механизма бюджетного выравнивания. Так, распределение трансфертов ФФПР в 1999 г. осуществлялось по новой методике, которая в дальнейшем была значительно усовершенствована за счет введения объективных оценок бюджетных потребностей, налогового потенциала регионов и общего повышения прозрачности расчетов, что позволяет выделить следующий этап развития межбюджетных отношений .
Этап 5 – развитие бюджетного федерализма (2001 – 2005 гг.). В этот период завершилось реформирование ФФПР. К тому же на федеральном уровне была закреплена методика распределения основной части финансовой помощи субъектам РФ и решена давно назревшая проблема – законодательное закрепление налоговых полномочий, доходных источников и расходных обязательств бюджетов всех уровней. Однако необходимость повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами обозначила следующий этап развития межбюджетных отношений.
Этап 6 – повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами (2006 г. и по настоящее время). Данный этап характеризуется глубокими преобразованиями в развитии бюджетного федерализма и межбюджетных отношений, вызванных наличием следующих тенденций:
2. Проблемы межбюджетных отношений в РФ
В стране с федеративным устройством, с множеством регионов, областей, поселений актуальным является вопрос о взаимоотношениях между бюджетами разных уровней и их совершенствованием.
Основные проблемы , существующие в межбюджетных отношениях и бюджетном федерализме связаны, прежде всего, с:
Существуют разные точки зрения на межбюджетные отношения с позиций их «основных участников» - уровней бюджетной системы.
Первая точка зрения - «взгляд» из федерального центра. Он рассматривает комплекс финансовых взаимоотношений на муниципальном уровне и вопросы, требующие решений со стороны субъекта РФ . Это порождает высокий уровень зависимости местных бюджетов от региональных.
Вторая точка зрения
- руководители многих субъектов понимают
необходимость развития местных
финансов и увеличения отдачи от использования
муниципальной собственности, а
также считают необходимым