Проблемы по осуществлению налогового контроля над имущественными налогами в ИФНС по Советскому р-ну г.Красноярска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Налоговый контроль характеризуется следующими признаками:
Налоговый контроль является разновидностью государственного контроля. То есть он осуществляется уполномоченным на то государственным органом, реализующим контрольную функцию государства.
Налоговый контроль выступает видом финансового контроля. В процессе осуществления налогового контроля обеспечивается реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов.
Налоговый контроль относится к специализированным видам государственного контроля, т.е. налоговый контроль осуществляют только те органы которые специально уполномочены на это. [24, С. 288]

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ 7
1.1 Понятие и сущность налогового контроля 7
1.2 Виды, формы и методы налогового контроля 12
1.3 Использование налогового контроля в зарубежной практике 16
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НАД ИМУЩЕСТВЕННЫМИ НАЛОГАМИ НА ПРИМЕРЕ ИФНС РОССИИ ПО СОВЕТСКОМУ РАЙОНУ Г.КРАСНОЯРСКА 23
2.1 Характеристика инспекции и ее задачи, функции и виды налоговых проверок 23
2.2 Анализ эффективности камеральных налоговых проверок 32
2.3 Анализ эффективности выездных налоговых проверок 40
ГЛАВА 3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНО – ПРОВЕРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИФНС РОССИИ ПО СОВЕТСКОМУ РАЙОНУ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА 47
3.1 Проблемы по осуществлению налогового контроля над имущественными налогами в ИФНС по Советскому р-ну г.Красноярска 47
3.2 Мероприятия по решению проблем налогового контроля над имущественными налогами 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Налоговый контроль за имущественными налогами на примере ИФНС России по Совесткому району г.Красноярска (1).doc

— 437.00 Кб (Скачать файл)

В широком смысле налоговый контроль представляет собой  контроль государства за соблюдением  налогового законодательства всеми  участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса - от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности.

Налоговый контроль в узком смысле - это властные действия уполномоченных органов государства  по проверке законности исчисления, удержания  и уплаты налогов налогоплательщиками  и налоговыми агентами.

На деятельность уполномоченных государственных органов делает также акцент и налоговое законодательство.

Налоговый контроль может  существовать только как система. При  этом составляющими этой системы  являются:

  1. функция государственного управления;
  2. совокупность приемов и способов (форм и методов), применяемых налоговыми органами;
  3. налогово-правовая норма;
  4. налоговые контрольные отношения;
  5. деятельность налоговых органов как завершающая стадия управленческого процесса;
  6. формы обратной связи, посредством которой налоговый орган получает необходимую информацию о деятельности налогоплательщика, взаимосвязаны и действуют подобно единому организму.

1.2 Виды, формы и методы налогового контроля

Деятельность  налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами налогового законодательства, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов связана с использованием видов, форм и методов налогового контроля. Правильный выбор форм, методов и видов налогового контроля предопределяет эффективность налогового контроля. Формы, методы и виды налогового контроля составляют механизм налогового контроля. Следовательно, для увеличения эффективности налогового контроля должны быть максимально отрегулированы все характеристики (элементы) этого механизма: организационно-технические, экономические и правовые.

Рассмотрим классификацию  налогового контроля по видам, которая может быть осуществлена по различным основаниям.

В зависимости от времени  проведения налогового контроля по отношению к проверяемой финансово-хозяйственной операции выделяются предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.

Известно, что предварительный  контроль предшествует совершению проверяемых  операций, поэтому позволяет предупредить нарушение финансового законодательства и выявить еще на стадии прогнозов  и планов дополнительные финансовые ресурсы, пресечь попытки нерационального использования средств .

Текущий (оперативный) контроль ежедневно осуществляется финансовыми  службами для предотвращения нарушений  финансовой дисциплины в процессе привлечения  или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом. В сфере налогообложения такой контроль является частью регулярной работы налоговых органов и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, представляемых плательщиками.

Что касается последующего контроля, то он сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на основе анализа  отчетов и балансов, а также  путем проверок и ревизий непосредственно на месте: на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль отличается углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного текущего контроля. Принимая во внимание цикличность налогообложения, самым распространенным следует признать именно последующий налоговый контроль, который проводится по окончании определенного отчетного периода. Этот контроль осуществляется прежде всего методом документальной проверки, который характеризуется углубленным изучением финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и позволяет вскрыть имеющиеся недостатки. В частности, камеральные налоговые проверки осуществляются только в форме последующего контроля, поскольку в соответствии со ст. 88 НК РФ такие проверки проводятся на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

По объекту выделяется комплексный и тематический, а по характеру контрольных мероприятий налоговый контроль подразделяется на плановый и внеплановый (внезапный). В первом случае контроль подчинен определенному планированию, а во втором - осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль.

Налоговый контроль определяют также как сплошной и выборочный. Первая форма налогового контроля основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета, а вторая предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Однако если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверяющим предписывается на данном участке деятельности предприятия провести сплошную проверку.

Кроме того, налоговый  контроль подразделяется на камеральный  и выездной. Отличие этих форм заключается в месте проведения проверок. Камеральный и выездной налоговый контроль достаточно четко определен в налоговом законодательстве. Так, согласно ст. 88 и по смыслу ст. 89 НК РФ камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными - проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика. Учитывая статистику налоговых органов, выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Проверки непосредственно на предприятиях способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков налогов. Однако такой контроль не может быть преобладающим, поскольку сравнительно небольшой аппарат работников налоговых органов не в состоянии одновременно проверить значительное число состоящих на учете налогоплательщиков. Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

Классифицируется налоговый контроль на документальный и фактический. Документальный контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в первичных документах. Реализуется он при помощи следующих приемов: формальной, логической и арифметической проверки документов; юридической оценки хозяйственных операций, отраженных в документах; встречных проверок; оценки правильности отражения данных первичного учета в бухгалтерских проводках; экономического анализа. Всестороннее исследование деятельности предприятия и полноценности первичных документов достигается приемами фактического контроля, такими, например, как обследование, инвентаризация, экспертиза.

Видимо, поэтому  налоговые органы, прежде осуществлявшие преимущественно документальный контроль, последнее время все чаще прибегают к контролю фактическому.

По периодичности  проведения налогового контроля различаются  первоначальный и повторный. Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые за год. Повторность же возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

Под формой налогового контроля понимается способ конкретного выражения и организации контрольных действий, осуществляемых субъектами налогового контроля на постоянной основе в отношении всех подлежащих контролю субъектов.

Формами проведения налогового контроля должностными лицами налоговых органов являются:

-учет налогоплательщиков;

-налоговые проверки;

-контроль налоговых поступлений (оперативный налоговый контроль).

Под методами налогового контроля понимаются приемы и способы, используемые при реализации той  или иной формы налогового контроля в зависимости от конкретных обстоятельств.

К методам налогового контроля следует отнести:

  1. проверку данных учета и отчетности;
  2. истребование документов;
  3. осмотр (обследование) территорий и помещений;
  4. выемку документов и предметов;
  5. инвентаризацию;
  6. проведение экспертизы;
  7. опрос свидетелей;
  8. получение объяснений налогоплательщиков.[19, С. 79]

1.3 Использование налогового контроля в зарубежной практике

Проблема повышения  эффективности налогового контроля и совершенствования контрольной  работы налоговых органов для России всегда актуальна. Улучшение качества налогового контроля возможно как за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования, так и за счет использования международного опыта. Зарубежная практика налогового контроля применяет различные способы его осуществления. Несомненно, внедрение международных наработок в этой области должно происходить с учетом экономической и политической ситуации, менталитета, а также отличий национального законодательства о налогах и сборах. В результате разумное использование и совершенствование зарубежных методик налогового контроля в российской действительности должно привести к повышению эффективности контрольной деятельности.

При анализе  системы налогового контроля в зарубежных странах в первую очередь необходимо отметить особое внимание, уделяемое теоретико-идеологическим вопросам, в том числе концепции налогового контроля и налоговой дисциплины.

Говоря о  концепции налогового контроля, необходимо выделить несколько ее составляющих базовых принципов, закрепляемых государством в основах налоговой системы. В числе таковых:

  1. Построение отношений между налогоплательщиком и налоговыми органами на принципах равноправия и баланса прав и обязанностей сторон.
  2. Соответствие средств поставленным целям (принцип экономической эффективности). В случае назначения налоговой проверки отбор объектов осуществляется с позиции высокой вероятности обнаружения нарушений и, следовательно, увеличения объема доначислений.
  3. Неотвратимость наказания. Любые попытки обмана государства со стороны налогоплательщика будут выявлены и приведут к неблагоприятным последствиям.
  4. Презумпция невиновности налогоплательщика.
  5. Повышенное внимание за рубежом уделяется созданию условий, при которых растет уровень добровольного соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

По мнению специалистов налоговых органов Швеции, добровольная уплата налогов достигается за счет:

-отлаженного  аппарата контроля, характеризующегося  профилактикой, точностью и предсказуемостью;

-доверия налогоплательщиков, уверенных в хорошей работе налоговой системы и исполнении налоговыми органами своих задач в соответствии с законом;

- введения доступных  для понимания правил налогообложения.

В Великобритании, помимо принципов справедливости, содействия и ясности, особое внимание уделяется качеству обслуживания налогоплательщиков.

Таким образом, как видно из представленного  обзора, во многих странах усиление налогового контроля происходит за счет совершенствования взаимоотношений  налогоплательщика и налоговых органов. Большинство стран с развитым налоговым администрированием пришло к выводу, что построение налоговых правоотношений на основе указанных выше принципов позитивно влияет на повышение законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов и в конечном счете на налоговые поступления.

Кроме того, уровень  добровольного соблюдения налогового законодательства растет за счет работы над правовой грамотностью и информированностью общества, внедрения на уровне гражданского долга в сознание граждан исполнения налоговых обязательств.

Помимо провозглашения налоговых принципов, важно определить методы по сбору налогов, учитывая при  этом два фактора: готовность налогоплательщиков к сотрудничеству и уровень собираемости налогов.

Одной из распространенных форм налогового контроля в иностранных налоговых системах является институт предварительного налогового регулирования. Его смысл заключается в согласовании налогоплательщиком с налоговым органом налоговых последствий сделок, вопросов ценообразования, распределения прибыли, инвестиционных проектов, иных хозяйственных операций до их фактического совершения. В западноевропейских странах данные отношения оформляются в форме:

Информация о работе Проблемы по осуществлению налогового контроля над имущественными налогами в ИФНС по Советскому р-ну г.Красноярска