Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 18:35, курсовая работа
Цель курсовой работы показать проблемы приватизации в современной экономике России.
Задачи курсовой работы:
1)рассмотреть теоретический аспект приватизации и разгосударствления, выявить формы, методы и её сущность.
2)понять и проанализировать процессы приватизации и разгосударствления, проходившие в России.
3)выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, отличия и ошибки.
Предмет курсовой работы – процесс приватизации.
30 ноября 2009 года Правительство РФ издало план приватизации на 2011-2013 год. По которому планируется завершить приватизацию порядка 250 федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых приватизационные процедуры были начаты в 2009 году.
К продаже в 2011-2012 годах будут предложены:
1.Пакеты
акций, размер которых не превышает
50 процентов уставного капитала
соответствующих акционерных
2.Пакеты
акций акционерных обществ
Акционерные общества, акции которых планируются к приватизации в 2010 году, распределены по отраслям экономики следующим образом:
Крупными (бюджетообразующими) объектами приватизации в 2010 году являются пакеты акций открытых акционерных обществ "ТГК-5"", "Росгосстрах", "Московский метрострой", "Искитимцемент", "Тыретский солерудник".
Кроме того, в случае принятия Президентом Российской Федерации решения о прекращении или снижении доли участия Российской Федерации в управлении акционерными обществами, включенными в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации в 2010 - 2011 годах будут приватизированы пакеты акций морских и речных портов, пароходств и судоходных компаний, включая акции открытых акционерных обществ "Мурманский морской торговый порт", "Современный коммерческий флот" (не более 25 процентов минус 1 акция из находящихся в федеральной собственности акций), "Новороссийский морской торговый порт", "Аэропорт Кольцово", "Аэропорт Анапа", "Аэропорт Толмачево".
В 2010 - 2012 годах продолжена работа по формированию на основе акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, интегрированных структур в стратегических отраслях экономики.
В 2013 году планируется приватизировать 56 объектов иного имущества государственной казны Российской Федерации, в том числе объекты недвижимого имущества, морские и речные суда.
Исходя из оценки прогнозируемой стоимости предлагаемых к приватизации объектов в 2012 году ожидаются поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в размере 18 млрд. рублей. В 2013 и 2014 годах ожидаются поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в размере 6 и 5 млрд. рублей соответственно.
Прогноз доходов от продажи федерального имущества может быть скорректирован в случае принятия Правительством Российской Федерации решений о приватизации акций и иного имущества, имеющего высокую инвестиционную привлекательность.
Пакеты в значительной части предприятий, фигурирующих в плане на 2013 год, вряд ли будут реализованы. В условиях рыночной неопределенности далеко не все активы могут быть интересны покупателям, если государство хочет от них избавится, то придется отдавать за цену ниже рыночной. Это касается, прежде всего, мелких предприятий, которые задержались в госсобственности либо с советских времен, либо попали туда в результате хозяйственной неразберихи 90-х. Так что вряд ли стоит рассчитывать на серьёзный доход от продажи неликвида, из которых в основном состоит список. Это такие «лоты», как Тихорецкая автоколонна №1200, завод «Ахтарский» по добыче и переработке кормовой ракушки, Галичская льносеменоводческая станция или теплоход буксир «Игарка» 1971 года постройки. Судя по документам Росимущества, это и другое подобное имущество уже не раз безрезультатно выставлялось на торги. Очевидно, ценности в глазах потенциальных покупателей не представляет.
Учитывая финансовую значимость очередного этапа приватизации, правительство решило интенсифицировать процесс. И подготовило целый ряд поправок в закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Предлагается использовать для продажи госимущества электронные торги. Такая форма могла бы удешевить процесс приватизации, придать ему быстроты, оперативности и, что главное, прозрачности. Но если сравнит с опытом других стран, любые длительные интернет-проекты требуют длительной разработки и введение в действие. Скорее всего, даже если это осуществимо с финансовой точки зрения, работа над созданием системы электронных торгов займет минимум год.
Более существенные изменения касаются ценообразования. Процесс определения цены предприятия переводится на рыночные рельсы. Если ранее цена определялась исходя из его балансовой стоимости, то теперь начальная цена определяется самим собственником на основание отчета об оценке. Вероятнее всего, оплата услуг независимого оценщика будет производится из бюджетных средств. Не исключено, что привлекаться могут оборотные средства предприятий, особенно если они находятся в 100 процентной госсобственности.
Многие эксперты считают нынешний этап приватизации несвоевременным из-за невозможности продавать госпакеты по реальной стоимости. Нельзя сказать, что экономика России оттолкнулась от дна, сейчас не самый лучший момент для приватизации с точки зрения ценообразования. Даже если торги начнутся во второй половине 2010 года, ситуация принципиально не изменится, оценка компаний ещё длительное время будет неадекватной.
3. Проблемы, отличительные особенности и последствия приватизации в России
Становление полноценной рыночной экономики предполагает развитие рынка ценных бумаг. Это отмечается практически во всех программах стабилизации российской экономики и перехода к рынку. В настоящее время важнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынок России, являются акции приватизированных предприятий и приватизационные чеки.
Особенностями приватизационных чеков как ценных бумаг являлись: их обращение без ограничений, целевой характер использования в качестве платежного средства, безвозмездная форма первичного размещения, массовый объем выпуска, который вряд ли будет превзойден эмитентами других ценных бумаг. Привлекательным для юридических лиц было то, что обращение ваучеров не облагалось налогами на операции с ценными бумагами. Физические лица не уплачивали подоходный налог с сумм, полученных от продажи приватизационных чеков.
Эмиссия приватизационных чеков многими подвергалась критике. Лучшим контраргументом является ускорение приватизационного процесса, создание реальных механизмов участия всего населения в приобретении акций преобразуемых предприятий.
В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения и коммерческих структур объем денежных ресурсов была практически невозможна из-за его несопоставимости со стоимостью государственного имущества, подлежащего приватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровне дохода у большинства населения была и остается высокой предельная склонность к потреблению. Именно поэтому вполне обоснованным было безвозмездное размещение приватизационных чеков в качестве дополнительных платежных средств.
Купля-продажа ваучеров в течении всего периода их обращения происходила при рыночной цене при неизменном номинале. Однако в первые месяцы их обращения выдвигалась идея создания механизма государственных гарантий цены ваучера. Необходимость индексации вкладов не возникла, так как на протяжении всего срока действия приватизационных чеков оценка основных капиталов акционерных обществ и имущества, выставляемого на конкурс, производилась в ценах 1992 г. На чековых аукционах акции приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, а не по номиналу.
Довольно обоснованной выглядела и теоретическая поддержка именных приватизационных бумаг. Это могло бы предотвратить их попадание на разбалансированный потребительский рынок. Практика обращения приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственное влияние на объем спроса на потребительском рынке. Средства, полученные гражданами от продажи чеков, увеличивали объем спроса, но одновременно значительная доля денежной массы (в том числе наличной) была оттянута на спекулятивный рынок приватизационных чеков. Резкие различия в предложении акций и ваучеров по регионам удалось сгладить в процессе развития биржевой и околобиржевой торговли приватизационными чеками.
Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах, является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций.
«Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, однако в настоящее время все же низкодоходны и малоликвидны.
В связи с тем что, экономическая и политическая жизнь России имела и имеет свои особенности как к началу проведения приватизации и разгосударствления собственности, так и в конце этих процессов, то, вследствие этого, приватизационные процессы носили также свои «отличительные стороны». В связи с этим данные особенности и отличия российского варианта приватизации привели, некоторым образом, к определенным проблемам, негативным эффектам, возникшим в ходе первого этапа приватизации и разгосударствления и после него. На сегодняшний момент можно подвести небольшие итоги проведения только первого этапа приватизации, поскольку этап денежной приватизации находятся в стадии развития и распространения. В связи с этим можно добавить, что приватизационные процессы первого этапа имели и свои определенные проблемы, затрудняющие развитие этих процессов, как в начале развертывания компании, так и в конце ее, по мере воплощения в жизнь этого этапа приватизации, вследствие все тех же отличительных особенностей политической и экономической ситуации в России, приведшей и к отличительным особенностям в первом этапе приватизации. Попробуем выявить наиболее основные отличия и особенности приватизации, проблемы, возникшие в процессе приватизации, а также затруднявшие ход развития приватизации на основе предшествующего перед этим анализа отличительного от других стран экономического и политического положения России, проведенного Комитетом по собственности и приватизации.
Для реформирования суперцентрализованной и катастрофически неэффективной советской экономики была остро необходима немедленная приватизация как можно большей части отечественных предприятий. Важно подчеркнуть, что к концу 1991 года была уже по существа утрачена реальная управляемость формально государственных предприятий из центра: перестроечный закон о предприятии искоренил саму управляемость. Таким образом, в экономике России благополучно сочетались все отрицательные стороны как социалистического, так и капиталистического способов производства [12].
Приватизация в естественном смысле этого слова - то есть нормальная продажа государством своего имущества в частные руки - была в сложившихся условиях невозможна по трем основным причинам. Во-первых, такая приватизация - дело небыстрое, а реформа экономики требовалась незамедлительно.
Во-вторых, такая приватизация - дело "штучное", для которого понадобилась бы буквально армия хорошо подготовленных специалистов для представления интересов обеих сторон: и продавца, и покупателей.
Наконец, в-третьих - и это препятствие неодолимее всех остальных - в стране попросту не было достаточного количества денежных средств. Даже если бы хватало и времени и экспертов, чтобы нормально продавать государственное имущество, никто не мог бы его - в сколько-нибудь значимых количествах - купить. Деньги, правда можно было бы привлечь с Запада - однако Запад не решился на это, зная и экономическую и политическую обстановку тогда в России. Да и вряд ли таким уж удачным решением было бы в одночасье продать огромную долю национального богатства иностранным инвесторам.
Три перечисленные выше препятствия и продиктовали стратегию разгосударствления российской экономики. А в условиях нехватки времени - означало, проведение приватизации по команде или "строем".
Таким образом, чрезмерная гонка приватизации повлекла за собой возникновение некоторых негативных явлений и проблем.
Так, например, Комитет по собственности и приватизации полагает, что в "ходе приватизации были допущены многочисленные нарушения прав субъектов федерации и местных органов власти, определенных Федеративным договором и Конституцией РФ", что "способствовало росту напряженности во взаимоотношениях федеральных органов власти с субъектами федерации".
Однако, кажется, что массовая приватизация, каким бы способом она ни проводилась, не могла не обострить отношений федеральных властей с регионами, беря во внимание добровольную сдачу экономической основы своей власти. Тем более, что местные власти не получили от "полубесплатной" приватизации ничего, хотя бы в виде небольшого денежного пополнения в бюджет.
Информация о работе Проблемы приватизации в современной экономике России