Проблемы разработки и реализации финансовой политики муниципального образования Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является обоснование проблем, связанных с разработкой и реализацией финансовой политикой муниципальных образований Российской Федерации.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические и методологические аспекты финансовой политики;
Исследовать проблемы разработки и реализации финансовой Московского района г. Чебоксары;
Предложить мероприятия, направленные на совершенствование механизмов разработки и реализации финансовой политики Московского района г. Чебоксары муниципального района.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические и методологические аспекты финансовой политики 6
1.1 Финансовая политика государства и финансовый механизм 6
1.2 Сущность и функции муниципальных финансов 8
2. Проблемы разработки и реализации финансовой политики Московского района г. Чебоксары 14
2.1 Характеристика Московского района г. Чебоксары 14
3. Совершенствование механизмов разработки и реализации финансовой политики Московского района г. Чебоксары 23
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая финансы+++.doc

— 543.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы разработки и реализации финансовой политики муниципального образования Российской Федерации (на примере Московского района г. Чебоксары)

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Государственные и муниципальные  финансы являются важным звеном любой  финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы — важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что такое государственные финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает финансово-кредитная система любой страны.

Государственные и муниципальные  финансы — это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

Государственные финансы  — это мощный рычаг макроэкономического  регулирования. Посредством умелого  использования этого инструмента  государство может решать самые  разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

В России государство  только начинает осваивать этот важный экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается.

Российское государство  еще не научилось в должной  мере строить такую налоговую  систему, которая бы в полной мере учитывала и одновременно согласовывала  разные интересы, представленные в  обществе. Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов. Недостаточен опыт и в области управления государственным долгом, неконтролируемый рост которого чуть было, не вверг страну в ситуацию суверенного дефолта в 1998 г.

Много сделано за последние  годы в области межбюджетных отношений. Однако до сих пор предлагаются и  отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинства граждан в городах, поселках, мегаполисах или областях будет спокойной и обеспеченной.

Все эти проблемы свидетельствуют  о том, что система государственных  и муниципальных финансов в России развивается. Она меняется, совершенствуется, становится более зрелой. Многое уже устоялось, стало обыденным. Но многое еще предстоит изменить.

Состояние изученности  проблемы. Существующие подходы к  проблеме разработки и управления финансовой политикой муниципального образования как к комплексу мероприятий, обеспечивающих социально-экономическое развитие, сводятся только к проблеме укрепления муниципальных бюджетов, при этом под ними понимаются собственные финансовые средства местных органов власти. Такой подход прослеживается у большинства авторов, как А.Г. Воронин, А.Н. Широков, Г.В. Барабашев, В.Г. Игнатов, Л.И. Сергеев, В.В. Иванов и другие. Вместе с тем у ряда авторов можно найти определенные указания на необходимость, в условиях явной недостаточности собственных средств местных органов власти, рассмотрения возможности управления всеми финансовыми возможностями территории с целью привлечения средств для социально- экономического развития. Это такие авторы как В.Е. Рохчин - исследование проблем стратегического социально-экономического развития городов, М.И. Яндиев, поднимаются эти вопросы в материалах деятельности Российского научного центра местного самоуправления -руководитель С.Н. Юркова.

Незначительность исследования проблем разработки и управления финансовыми потоками с целью привлечения средств для обеспечения социально-экономического развития муниципального образования и, соответственно, отсутствие методик формирования механизма управления  
местными финансами, уже сегодня необходимых практике, определили выбор темы и ее актуальность.

Целью исследования является обоснование проблем, связанных  с разработкой и реализацией финансовой политикой муниципальных образований Российской Федерации.

Для реализации указанной  цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть теоретические и методологические аспекты финансовой политики;
  • Исследовать проблемы разработки и реализации финансовой Московского района г. Чебоксары;
  • Предложить мероприятия, направленные на совершенствование механизмов разработки и реализации финансовой политики Московского района г. Чебоксары муниципального района.

Предметом исследования выступают  разработка и реализация финансовой политикой муниципального образования Российской Федерации.

Объектом исследования является финансовая политика муниципального образования Российской Федерации.

 

1. Теоретические и методологические  аспекты финансовой политики

1.1 Финансовая политика государства и финансовый механизм

 

Финансовая политика — это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций. Главными задачами финансовой политики являются:

1) обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;

2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3) сосредоточение финансовых  ресурсов на приоритетных направлениях  государственной политики;

4) достижение финансовой  устойчивости и финансовой независимости государства;

5) создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;

6) формирование уровня  доходов, обеспечивающих нормальное  воспроизводство населения.1

Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства. Но в то же время она тесно связана с любым другим видом деятельности государства, будь то кредитно-денежная, социальная или внешнеэкономическая политика государства. Это обусловлено тем, что решить те или иные задачи государство не в состоянии, если оно не располагает соответствующими финансовыми ресурсами.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что критерием  оценки той или иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определенных государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработки рекомендаций по ее корректировке важно четко представлять, каким целям она служит и что в конечном счете должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.

Особенно велика роль финансовой политики в эпоху кардинальных изменений в обществе, как это  происходило в России в 90-е гг. С одной стороны, с помощью  финансовой политики можно достаточно быстро заблокировать действующий  хозяйственный механизм. С другой стороны, путем радикального перераспределения финансовых ресурсов можно ускорить формирование новой системы общественных отношений.2

Финансовая политика государства включает следующие  элементы:

• бюджетная политика;

• налоговая политика;

• ценовая политика;

• кредитно-денежная политика;

• таможенная политика;

• политика внешних и внутренних заимствований;

• политика в области международных финансов.

Центральное место в  финансовой политике любого государства занимает бюджетная политика. Бюджетная политика — это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом. В качестве критериев эффективности бюджетной политики могут быть использованы следующие показатели: уровень собираемости бюджетных доходов; уровень выполняемости бюджетных обязательств; величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга; уровень монетизации бюджетного дефицита; величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамика ВВП; степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Финансовая политика реализуется посредством финансового механизма, который представляет собой часть хозяйственного механизма. Он включает:

• совокупность организационных форм финансовых отношений;

• порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

• методы финансового планирования;

• формы управления финансами и финансовой системой;

• финансовое законодательство.

Использование финансового  механизма осуществляется специальными, организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу  в России относятся органы законодательной  власти, а также органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Мингосимущество РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Центральный банк РФ. Контроль за использованием федеральных денежных средств осуществляет Счетная палата РФ. В субъектах РФ и муниципальных образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения.3

1.2 Сущность и функции муниципальных финансов

 

Важнейшим звеном финансовой системы являются муниципальные финансы, обеспечивающие органы местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущность муниципальных  финансов состоит в том, что они  охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного и обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения местными органами власти своих функций.

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных  органов власти и финансы органов  субъектов РФ (их 89). Муниципальные  финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (рис. 1).

 


Рис. 1. Структура государственных и муниципальных финансов

Все три уровня государственных  и муниципальных финансов тесно  связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных  и муниципальных финансов главным  элементом выступают взаимосвязанные  бюджеты трех уровней — федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены  неравномерностью развития различных  территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.4

Государственные и муниципальные  финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.

Прежде всего, это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение  доходов рентабельных отраслей  в отрасли с низкой рентабельностью  (например, из промышленности в  сельское хозяйство);

2) содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;

3) перераспределение  доходов между различными социальными  группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующая функция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.

Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через  налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. То же касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

Информация о работе Проблемы разработки и реализации финансовой политики муниципального образования Российской Федерации