Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 14:07, реферат
Идею кредитной карточки первым выдвинул Эдуард Беллами в книге "Взгляд в прошлое", вышедшей в свет в 1888 г., а первые попытки практического внедрения кредитных карточек были сделаны в США.
Рассмотрение опыта США позволяет выделить несколько этапов развития банковских пластиковых карт, показав их эволюцию в увязке с совершенствованием вычислительной техники и программного обеспечения, выступающих основой для введения новых услуг, предлагаемых клиенту.
В 1968
г. ICA вступает в альянс с
В 1987 г. MasterCard стала первой платежной системой, банковские карты которой эмитировались в Китае. К 1993 г. Китай стал второй страной в мире по объектам электронных безналичных расчетов с использованием банковских карт MasterCard. [10, с. 109]
На сегодняшний день компания MasterCard имеет свой постоянные представительства и офисы более чем в 40 странах и прочно занимает второе место по основным финансово-экономическим показателям среди международных платежных систем расчетов с использованием банковских карт (26 %): в течение 2012 г. в европейском регионеколичество торговых операций с использованием карт MasterCard выросло на 10% по сравнению с аналогичными показателями 2011 г. Общий объем эмиссии карт в 2012 г. MasterCard в Европе достиг 216 млн., что составило прирост в 2%. [5]
Основные показатели деятельности представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Показатели функционирования MasterCard
Наименование показателя |
2011 г. |
2012 г. |
Темп роста, % |
Чистая прибыль |
$ 2,35 млн |
$ 2,76 млн |
17,5 |
Чистая выручка |
$ 6,7 млрд |
$ 7,4 млрд |
10,5 |
Прибыль на акцию |
$ 14,9 |
$ 22,0 |
47,7 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [5]
Международная платежная система American Express
American Express - третья по величине компания на рынке пластика, приблизительно 13%.
Компания была организована более 100 лет назад и первоначально специализировалась на курьерских перевозках, позднее занялась организацией туристических поездок и оказанием различных услуг путешественникам, в том числе и финансовых (“дорожные чеки”, а затем и пластиковые карточки). Специализация на рынке оказания услуг путешественникам сохраняется и в настоящее время.
В 1880-х гг. президент компании American Express, Фарго, поехал в Европу с целью отдыха и испытал трудности, связанные с использованием кредитных писем для получения денег. После этого он поручил придумать лучшую альтернативу кредитным письмам. Решением проблемы явился дорожный чек Американ Экспресс - первый продукт, изобретенный компанией American Express.
Репутация American Express была столь безупречна, что уже через двадцать лет новая инфраструктура компании насчитывала четыре тысячи офисов в девятнадцати штатах. Клиентам компании, пересылавшим по каналам American Express письма, посылки и конверты с наличностью, гарантировалась очень быстрая по меркам того времени доставка при соблюдении полной конфиденциальности.
Однако у American Express появился новый могущественный конкурент - федеральная почтовая служба США. В 1864 году она ввела в обращение почтовые переводы, которые избавляли людей от необходимости пересылать живые деньги: перевод можно было обналичить по месту получения.
После того как в 1966 году American Express стала выпускать корпоративные кредитные карточки, армия ее клиентов увеличилась на порядок. Это был настоящий прорыв к построению "общества без наличности". К середине 90-х при помощи 38 млн карточек American Express по всему миру ежегодно оплачивалось услуг и товаров на сумму около $162 млрд; дорожных чеков продавалось на $26 млрд. В сумме это было эквивалентно 3% валового национального продукта США. [14, с. 32]
Основные показатели деятельности настоящего времени представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Показатели функционирования American Express
Наименование показателя |
2011 г. |
2012 г. |
Темп роста, % |
Чистая прибыль |
$ 2,13 млрд |
$ 4,05 млрд |
90,1 |
Чистая выручка |
$ 24,5 млрд |
$ 27,8 млрд |
13,5 |
Прибыль на акцию |
$ 1,09 |
$ 1,25 |
14,7 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [5]
Международная платежная система ДайнерзКлаб. DinersClubInternational (DCI) — одна из старейших платежных систем в мире и один из лидеров по выпуску карточек для путешествий и развлечений (карточки Т&Е – travelandentertainment). Термин Т&Е подразумевает определенную сферу использования карточки: транспорт, гостиницы, рестораны, индустрия развлечений, прокат автомобилей.
Держателю данной карточки гарантированы удобства, привилегии и скидки в указанной сфере. Помимо оплаты товаров и услуг, по карточке можно получать наличные средства в банкоматах, отделениях банков и представительствах DinersClub по всему миру. Каждому держателю предоставляется набор сервисных услуг: всевозможные страховки, организация туристических и деловых поездок, бесплатный доступ в бизнес-центры и салоны (залы ожидания) в крупнейших аэропортах мира, услуги международной телефонной связи, различные системы бонусов и круглосуточная информационная поддержка. [22, с. 124]
Крупным корпоративным клиентам компания «ДайнерзКлаб» предоставляет дополнительный комплекс услуг. Например, ежемесячную и годовую сводную информацию о произведенных по карточкам корпоративных расходов сотрудников с соответствующей разбивкой: по видам расходов (авиабилеты, гостиницы, рестораны, снятие наличных средств и т. д.); по местам их осуществления в разрезе стран и регионов; по подразделениям, филиалам и дочерним предприятиям. [3, с. 134]
Таким образом, в настоящее время существует большое разнообразие платежных систем, каждая из которых играет большую роль в организации и функционировании систем безналичных расчетов с использованием банковских карт. Они разрабатывают общие правила расчетов, проводят анализ и корректировку деятельности системы. Кроме того, головные компании платежных систем аккумулируют ресурсы для внедрения новых технологий, а также для создания и развития информационных коммуникаций.
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы развития систем
расчетов с использованием
Первые карточки в Республике Беларусь начали выпускаться с 1994 г. По данным Национального банка на 1 января 2013 года, в Беларуси было эмитировано 10,4 млн. банковских пластиковых карточек. По сравнению с 2012, рост за 2012 год составил более 1,8 млн. карточек или 28%. Это самый большой годовой прирост количества карточек, начиная с 2000 года. Однако карточки еще не получили такого распространения, как хотелось бы, среди всех слоев населения. Желаемый результат может быть достигнут лишь в том случае, если будет обеспечен баланс интересов всех участников процесса расчетов с помощью пластиковых карт: банков, предприятий торговли и сервиса, а также физических лиц. [16, с. 20]
Согласно Государственной программы развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по различным платежам с использованием современных электронных платежных инструментов и средств платежа на 2012-2015 гг. в масштабах государства в целом решаются задачи по сокращению налично-денежного оборота и затрат на его обслуживание, расширению возможностей кредитования реального сектора экономики за счет пополнения ресурсной базы банков, что, в конечном счете, способствует экономическому росту. За счет привлечения денежных средств населения в банки и роста доли операций, проводимых с использованием банковских пластиковых карточек в безналичном порядке, обеспечиваются прозрачность и подконтрольность совершаемых населением операций с денежными средствами. [16, с. 21]
Вместе с тем, развитие системы безналичных расчетов сталкивается с рядом таких проблем как:
По данным Национального банка, за 2012 год года на территории Беларуси осуществлено 643,6 млрд. операций с использованием банковских пластиковых карточек в белорусских рублях на сумму 160,211 трлн белорусских рублей. Удельный вес безналичных операций в общем количестве операций с использованием банковских пластиковых карточек составил 61,3 %, а в суммарном выражении – 18,9%. Эти цифры на самом деле означают, что более половины всех операций по количеству и почти 80% по денежному объему приходится на операции по снятию наличных. [19]
Отсюда следует, что одной из проблем, решение которой будет способствовать развитию безналичных расчетов в Республике Беларусь, является создание условий для заинтересованности широких слоев населения производить повседневные расчеты при помощи банковских пластиковых карт. Это будет обеспечено при сочетании некоторых условий:
• использование пластиковых карточек позволит получать дополнительный доход по сравнению с использованием наличности;
• повседневные расчеты с помощью карточек будут не менее удобны, чем расчеты с помощью наличных денег;
• достаточная насыщенность пунктов торговли и сервиса ПОС-терминалами.
К концу 2012 года по количеству операций удельный вес платежных карточек составил 62,6 %, а в общем обороте – 18,9 %. В том числе общее количество операций в долларах и евро за 2012 год составило 3,33 млн. операций на сумму $ 1,5 млрд. Удельный вес безналичных операций с использованием платежных карточек в иностранной валюте составил 16,2 %, а в суммарном выражении – 9,1 %.
На территории республики функционируют 3701 банкомат (за 2012 год их число увеличилось на 11,6 %).
Однако следует отметить, что развитие инфраструктуры безналичной платежной системы (установка банкоматов) сталкивается с двумя важными и острыми проблемами. Во-первых, банкоматы дороги и сами по себе, и в обслуживании (нужно завозить наличные деньги). Во-вторых, нахождение в банкомате наличных денег увеличивает риск взлома (уже сегодня правоохранительные органы отмечают всплеск преступности в этом секторе), соответственно банкомат должен быть оснащен системами безопасности. [11]
Если говорить именно о развитии безналичных платежей, то заменой банкомату без всех этих рисков может стать инфокиоск. До 2004 года инфокиосков в Беларуси не было вообще. Но уже на конец 2012 года количество инфокиосков составило 3342 штуки. Причем прирост за 2012 год составил 4,7 % (т.е. более 150 штук). Инфокиоски позволяют оплачивать целый ряд услуг, но в основном он ограничен услугами ЖКХ, кабельного телевидения, мобильной связи и некоторых Интернет-провайдеров.
Основой же безналичных платежей пока являются платежные терминалы в самих местах торговли и сервиса. Развитие терминальной сети переживало в последние годы самый бурный рост среди инфраструктурных составляющих. Правда, не без административного нажима. В соответствии с постановлением Совмина и Нацбанка № 924/16 2011 года все организации торговли и сферы услуг, выручка от реализации которых за предыдущий календарный год превысила 15 тыс. базовых величин, для системы потребительской кооперации этот порог был определен в 3 тыс. базовых величин, а для объектов бытового обслуживания населения – более 75 тыс. базовых величин, обязаны в течение шести месяцев поставить у себя платежные терминалы.
По данным Нацбанка, прием безналичных платежей сегодня осуществляется в 37 тыс. организаций торговли и услуг, где установлены 56,7 тыс. устройств. Причем в прошлом году был поставлен национальный рекорд – количество торговых точек, где появились POS-терминалы, выросло на 44%. [19]
По обеспеченности банковским пластиком экономически активной части населения Беларусь понемногу приближается к показателям развитых стран – сейчас у нас на каждого работающего белоруса приходится более двух платежных банковских карт. А вот по развитию сопутствующей инфраструктуры РБ пока приближается лишь к нижней границе международных социальных стандартов.
Подводя итоги, следует признать необходимость активизации работы по расширению инструментов для безналичных расчетов, в том числе в расчетах осуществляемых в сфере бытовых услуг, транспорта, на рынках и работы по повышению финансовой грамотности держателей карточек.
Информация о работе Проблемы развития систем расчетов с использованием пластиковых карт