Проблемы регулирования государственного долга в России и пути их решения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 17:19, курсовая работа
Описание работы
Цель данной курсовой работы – раскрытие вопросов о проблемах регулирования и методах управления государственным долгом России. Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации, его видов, а также проблем регулирования и управления государственным долгом.
Содержание работы
Введение 3 1. Понятие государственного долга и методы управления им…………..5 1.1. Понятие и значение государственного долга…………………………7 1.2. Классификация государственного долга……………………………...7 1.3. Методы управления государственным долгом……………………...12 2. Проблемы регулирования государственного долга в России и пути их решения…………………………………………………………………………….17 2.1. Регулирование государственного долга и его основные проблемы в России………………………………………………………………………………17 2.2. Основные задачи и методы управления государственным долгом в России………………………………………………………………………………19 3. Последствия долговой политики для экономики страны………..……22 Заключение……………………………………………………………….….25 Список используемой литературы………………………………………...27 Приложения
- долг международным организациям,
органам управления зарубежных
государств, прочая внешняя задолженность,
включая банковские ссуды и
авансы, кредиты поставщиков.
Классификация долга по типу
долгового обязательства имеет важное
аналитическое значение, так как она выявляет
типы долговых активов и характеризует
типы активов, которым располагают кредиторы/
Внутренний долг включает в
себя: долгосрочные облигации, краткосрочные
облигации и векселя, долгосрочные ссуды,
не отнесенные к другим категориям, краткосрочные
ссуды и векселя, не отнесенные к другим
категориям; внешний долг включает в себя
аналогичный список.
Величина государственного
долга в национальной части внешней задолженности
зависит от динамики обменного курса.
Если в период между датами определения
величин задолженности обменный курс
изменился, то переоценка суммы внешнего
долга, выраженного в иностранной валюте,
в рубли служит одним из факторов изменения
общей величины государственного долга.
Это особенно важно в связи с тем, что структурно
государственный долг складывается из
двух частей: основной долг (капитальный)
и непогашенный долг (текущий), включающий
кроме основного еще и проценты на долговые
суммы. К этому надо добавить, что государственный
долг – это не только объем заимствований
госорганов, но и долги внебюджетных фондов
всех уровней государственного управления.
Капитальный включает в себя всю совокупность
долговых обязательств государства на
определенную дату; текущий состоит из
платежей по обязательствам, которые заемщик
обязан погасить в отчетном периоде.
Необходимо также учитывать
и федерально-региональную структуру
государственного долга. На практике различают
государственный долг, образовавшийся
в результате бюджетной задолженности
федерального правительства. Собственно
этот долг и фигурирует во всех оценках
ситуации с госзаимствованиями. Но более
правильно было бы говорить о консолидированном,
государственном долге, включающем задолженность
региональных и муниципальных органов
власти.
Наибольшие проблемы связаны
со структурой государственного внутреннего
долга. Так, укрупненная разбивка внутреннего
долга имеет следующий вид:
- рыночные долговые обязательства
в виде эмиссионных ценных
бумаг;
- нерыночные обязательства,
связанные с исполнением федерального
бюджета и выпущенные для финансирования
образовавшихся задолженностей.
К основным различиям этих двух
групп обязательств относится, во-первых,
то, что первые из них имеют определенную
программную форму, закладываются в бюджетные
проектировки на ряд лет, а, во-вторых,
связаны с необходимостью решения текущих
оперативных бюджетных проблем.
Число видов (форм, статей) государственного
долга не является стабильным и имеет
тенденцию к увеличению, прежде всего
за счет нерыночных инструментов. Обострение
ситуации с бюджетом обусловливает и сдвиги
в структурном построении внутреннего
долга.
Внутренний государственный
долг – сумма накопленных правительственных
займов, зафиксированная в стоимости государственных
ценных бумаг, находящихся преимущественно
на руках граждан, фирм и учреждений собственной
страны, которые получают по ним доход
в виде процента.
Внутренние долговые обязательства
можно условно разбить на рыночные, существующие
в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные,
возникшие по итогам исполнения федерального
бюджета и выпущенные в счет финансирования
образовавшейся задолженности. Если выпуск
и обращение первых достаточно регламентированы
и включаются в программу внутренних заимствований
на очередной финансовый год, то вторые
выпускаются регулярно, несмотря на принятие
соответствующих законодательных актов.
К рыночным инструментам можно
отнести: ГКО – государственные краткосрочные
облигации; государственные долгосрочные
облигации; ОФЗ – облигации федерального
займа с переменным и постоянными купонами;
ОГСЗ – облигации государственного сберегательного
займа; облигации внутреннего государственного
валютного займа; казначейские векселя
и обязательства. К нерыночным – векселя
Минфина, задолженность центральному
банку и пр.
Внешний государственный долг
задолженность государства по непогашенным
внешним займам и не выплаченным по ним
процентам. Внешний государственный долг
складывается из задолженности данного
государства международным и государственным
банкам, правительствам, частным иностранным
банкам и др.
Долг Государственный Внешний
Текущий – внешний государственный долг,
по которому срок уплаты наступает в текущем
или ближайшем бюджетном году.
Долг Государственный Внешний
Капитальный – внешний долг государства,
срок платежа по которому еще не наступил.
Внешний государственный долг
возникает при мобилизации государством
финансовых ресурсов, находящихся за границей.
Держателями внешнего долга выступают
компании, банки, государственные учреждения
различных стран, а также международные
финансовые организации
К международным финансовым
организациям относятся: Международный
валютный фонд (МВФ), Мировой банк, Лондонский
клуб, Парижский клуб и др.
Международный валютный фонд,
МВФ – специализированное учреждение
ООН, созданное 22 июля 1944 года.
Основные функции МВФ:
- содействие международному
сотрудничеству в денежной политике;
- расширение мировой торговли;
- кредитование;
- стабилизация денежных
обменных курсов;
- консультирование стран
дебиторов.
Официальные цели МВФ:
1) "способствовать международному
сотрудничеству в валютно-финансовой
сфере";
2) "содействовать расширению
и сбалансированному росту международной
торговли" в интересах развития
производственных ресурсов, достижения
высокого уровня занятости и
реальных доходов государств-членов;
3) "обеспечивать стабильность
валют, поддерживать упорядоченные
отношения валютной области среди
государств-членов" и не допускать
"обесценивания валют с целью
получения конкурентных преимуществ";
4) оказывать помощь в
создании многосторонней системы
расчётов между государствами-членами,
а также в устранении валютных
ограничений;
5) предоставлять временно
государствам-членам средства в
иностранной валюте, которые давали
бы им возможность "исправлять
нарушения равновесия в их
платежных балансах".
МВФ предоставляет кратко- и
среднесрочные кредиты при дефиците платёжного
баланса государства. Предоставление
кредитов обычно сопровождается набором
условий и рекомендаций, направленных
на улучшение ситуации.
Всемирный банк – международная
организация, создана в 1944 в результате
подписания 45 государствами Бреттон-Вудского
соглашения.
Главной задачей Всемирного
Банка является содействие устойчивому
экономическому росту в развивающихся
странах и сокращению нищеты. Приоритетными
для ВБ являются структурные преобразования:
либерализация торговли, приватизация,
реформа образования и здравоохранения,
инвестиции в инфраструктуру. Главное
преимущество сотрудничества с ВБ для
страны-получателя заключается в существенно
заниженных по сравнению с другими международными
кредиторами процентных ставках по займам.
Другая перспективная выгода для получателя
помощи ВБ состоит в том, что за кредитами
ВБ идут межправительственные кредиты,
повышается кредитный рейтинг страны
для частных инвесторов.
Отличие ВБ от МВФ состоит в
том, что ВБ оказывает долгосрочную помощь
и только развивающимся странам, а МВФ
нацелен на преодоление временных финансовых
кризисов в любой стране.
Парижский клуб – неофициальный
межправительственный орган индустриально
развитых стран-кредиторов, инициатором
создания которого выступила Франция.
Странами-кредиторами являются 19 государств:
Франция, США, Канада, Япония, Великобритания,
Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Дания,
Норвегия, Россия, Италия и др.
Лондонский клуб – международное
объединение частных коммерческих банков,
чьи кредиты не находятся под защитой
государственных гарантий или страхования,
для решения проблем неплатежей ряда стран,
в первую очередь развивающихся, по внешнему
долгу. Лондонский клуб включает в себя
600 крупнейших частных коммерческих банков
США, Европы и Японии.Первое заседание
Лондонского клуба было созвано в 1976 году
в связи с платежными проблемами Заира.
Лондонский клуб работает в тесном контакте
с Парижским клубом, "большой восьмеркой"
и другими международными финансовыми
организациями.
Бремя внешнего долга является
более тяжелым, нежели бремя внутреннего
долга. Для покрытия внешнего долга стране
требуется иностранная валюта, для получения
которой необходимо сокращать импорт
и увеличивать экспорт, при этом выручка
идет не на цели развития, а на погашение
долга, что замедляет темпы экономического
роста и снижает уровень жизни.
1.3. Методы
управления государственным долгом
Под управлением государственным
долгом понимается совокупность мероприятий
государства по выплате доходов кредиторам
и погашению займов, изменению условий
уже выпущенных займов, определению условий
и выпуску новых государственных ценных
бумаг.
Погашение накопленного долга
может происходить различными способами:
денежными выплатами, обменом долгового
обязательства на налоговые освобождения,
отказом от уплаты, аннулированием задолженности
кредиторов, принятием задолженности
другим органом и др.
Рассмотрим некоторые инструменты
управления государственным долгом:
1. Рефинансирование –
это выпуск новых займов, принятие
новых долговых обязательств
в целях покрытия ранее выпущенных
долговых обязательств;
2. Конверсия – превращение
долговых обязательств в новые
обязательства, изменение размера
доходной части принятых обязательств;
3. Консолидация – это
изменение сроков действия ранее
выпущенных долговых обязательств;
4. Унификация – это
замена двух и более ранее выпущенных
государственных и муниципальных займов
на один новый.
5. Аннулирование – это
отказ от принятых долговых
обязательств в части либо
полностью.
6. Реструктуризацией долга
– основанное на соглашении
прекращение долговых обязательств,
составляющих государственный или
муниципальный долг, с заменой
указанных долговых обязательств
иными долговыми обязательствами,
предусматривающими другие условия
обслуживания и погашения обязательств.
Реструктуризация долга может
быть осуществлена с частичным списанием
суммы основного долга.
Основные схемы реструктуризации
включают в себя:
- списание долга (аннулирование
займа);
- выкуп долга – куплю
страной-заемщиком своих долговых
обязательств на открытом рынке
со значительным дисконтом.
- секъюритизация – представляет
собой механизм эмиссии дебитором новых
обязательств в виде облигаций, которые
или обмениваются на старый долг, или продаются
на открытом рынке (формы ценных бумаг:
иностранные облигации и еврооблигации).