Проблемы регулирования государственного долга в России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрытие вопросов о проблемах регулирования и методах управления государственным долгом России. Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Российской Федерации, его видов, а также проблем регулирования и управления государственным долгом.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие государственного долга и методы управления им…………..5
1.1. Понятие и значение государственного долга…………………………7
1.2. Классификация государственного долга……………………………...7
1.3. Методы управления государственным долгом……………………...12
2. Проблемы регулирования государственного долга в России и пути их решения…………………………………………………………………………….17
2.1. Регулирование государственного долга и его основные проблемы в России………………………………………………………………………………17
2.2. Основные задачи и методы управления государственным долгом в России………………………………………………………………………………19
3. Последствия долговой политики для экономики страны………..……22
Заключение……………………………………………………………….….25
Список используемой литературы………………………………………...27
Приложения

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 59.37 Кб (Скачать файл)

2) состояния финансов  должника с точки зрения обслуживания  новых обязательств;

3) политических мотивов.

Конверсия долга представляет собой преобразование долговых обязательств в новые обязательства, которые улучшают состояние заемщика или в финансовом отношении, или с точки зрения перспективы.

Конверсия проводится следующими своп-операциями:

- "долг на наличность": выкуп долга с дисконтом по  негарантированной коммерческой  задолженности;

- "долг на экспорт": данная схема поддерживает конкурентоспособные  внутренние производства, содействует  увеличению их экспорта;

- "долг на налоги": при реализации данной схемы  необходимо законодательное установление  налоговых льгот для инвесторов-держателей  внешнего долга России. Подобная  конверсия предоставляться только  при осуществлении новых инвестиций  в приоритетные отрасли;

- "долг в облигационные  обязательства": реструктуризация  задолженности Лондонскому клубу  кредиторов;

- "долг на собственность": в рамках приватизации использование  схемы обмена долговых обязательств  на акции приватизированных предприятий;

- "долг на долг": своп  внешних обязательств в финансовые  активы.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга.

Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигации), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплатой купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций.

Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.

Государство заботится об эффективности государственного кредита. Поверхностное представление о результативности заемных операций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступлений по системе государственного кредита. Относительно полное представление об эффективности государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:

Э = (П –Р ) / Р * 100 (1)

где П – поступления по системе государственного кредита;

Р – расходы по системе государственного кредита.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%.

На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.

В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга.

Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.

В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лет.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.

Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.

Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. При определении условий эмиссии займов, главными из которых являются уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов, государство обязано руководствоваться не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывать реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы  регулирования государственного  долга в России и пути их  решения

2.1. Регулирование  государственного долга и его  основные проблемы в России

Двойственная природа государственного долга, определяемая его целевым назначением, обусловливает противоречивое воздействие государственной задолженности на экономику – стимулирующее и дестабилизирующее.

Отсюда возникает необходимость регулирования государственного долга (чтобы снять дестабилизирующее его воздействие на экономику), определение его границ. От методов регулирования государственного долга, будет ли государственная задолженность бременем или стимулом для экономического развития. Основное направление регулирования государственного долга – это регулирование объема, состава и структуры государственной задолженности.

Методы регулирования государственного долга многообразны: замена долгосрочных ценных бумаг кредитами эмиссионного банка, замена долгосрочных ценных бумаг краткосрочными при финансировании государственного долга. Реальное бремя государственной задолженности можно уменьшить с помощью повышения уровня инфляции, однако это может привести к подрыву доверия к государству как заемщику.

Важный канал регулирования государственного долга – приватизация государственной собственности, с помощью которой можно сбалансировать бюджетный дефицит, добиться превышения доходов над расходами, т.е. уменьшить государственный долг. Использование приватизации как средства регулирования государственного долга также сопряжено с рядом проблем, среди которых неустойчивость поступлений финансовых средств от приватизации и их сильная зависимость от политической конъюнктуры. Следовательно, методы регулирования государственного долга имеют свои границы.

В целом же возможность использования государственного долга определяется уровнем экономического развития страны. "Репутация державы, – говорил У. Черчилль, – точнее всего определяется той суммой, какую она способна взять в долг". Чем выше темпы экономического роста и ниже реальные процентные ставки, тем менее обременительным для государства является использование займов для финансирования расходов.

Вместе с тем определенные границы для государственных займов ставят рынок капитала, наличие средств у участников рынка капитала для инвестирования в государственную задолженность и инвестиционная привлекательность государственных обязательств для кредитов.

В сфере регулирования государственного долга может возникнуть ряд проблем, таких как:

1. Необходимость оценки  параметров и реструктуризации  долга. Следует иметь в виду, что  реструктуризация как правило, не снимает долговой проблемы, а лишь переносит её на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей ещё более увеличивается за счет доначисленных процентов.

2. Применение стандартных  методов управления долгом становится  недостаточным. Так, операция выкупа  долга осуществляется на основе  переговоров с кредиторами, при  согласии которых происходит "обратная  покупка" долговых инструментов  на открытом рынке. Однако кредиторы  могут выдвинуть неприемлемые  для должника лимиты выкупа  задолженности, поскольку, согласно  стандартным условиям предоставления  займов, должник не имеет права  на досрочный выкуп своих долгов.

3. Трудности иного рода  возникают при реализации схемы  обмена долга на акции национальных  компаний. Проблема заключается  в том, что конверсия долга  в акции имеет успех лишь  в том случае, если она предлагает  иностранным инвесторам лучшие  местные активы, включая государственные  предприятия. Поэтому программа  может дать иностранным инвесторам  неоправданное преимущество по  сравнению с местными инвесторами  при покупке наиболее ликвидных  активов.

4. При недостатке бюджетных  средств необходимо использовать  золотовалютные резервы, которые  правительство привлекает на  возвратных и платных условиях  после внесения соответствующих  поправок в законодательство.

5. На величину базовых  и дополнительных источников  платежей по внешнему долгу  оказывает влияние объем экспорта, от его увеличения зависит  рост налоговых поступлений в  бюджет. Но и здесь острота  ситуации усугубляется оттоком  капитала, за рубеж.

6. Финансовая система  испытывает недостаток высококвалифицированных  специалистов по работе с государственным  долгом, по управлению региональными  и внешними заимствованиями.

7. Неэффективна система  оперативного управления внешним  долгом. Трудности в получении  информации.

Информация о работе Проблемы регулирования государственного долга в России и пути их решения