Проблемы системы государственных заимствований и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения темы государственные заимствования развитие их видов и значение обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета немного преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем.
Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретический аспект государственных заимствований…………………………………………………………4
1.1 Сущность и задачи государственных заимствований………………… 4
1.2 Формы и методы государственных заимствований……………………6
1.3 Источники погашения государственных заимствований……………..12
Глава 2. Государственные заимствования на современном этапе…………………………………………………...14
2.1 Характеристика государственных заимствований……………………..14
2.2 Внутренние государственные заимствования…………………………..16
2.3 Внешние государственные заимствования……………………………...19
ГЛАВА 3. Проблемы системы государственных заимствований и пути их решения……………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26
Библиографический список………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.80 Кб (Скачать файл)

С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки  в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки зрения) под  внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках  иностранцев-кредиторов; формально  внутренний заем может попасть в  руки иностранцев и обратно.

По срокам погашения займы  делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Второй формой государственных  заимствований являются кредиты, привлекаемые органами государственной власти для увеличения своих ресурсов. Международные финансовые организации предоставляют нефинансовые (связанные) и финансовые (несвязанные) кредиты (ст. 6 БК РФ).

Государственные заимствования  могут быть внутренними и внешними. Внутренние заимствования проводятся на национальном рынке и в национальной валюте, внешние - осуществляются на внешних  рынках и в иностранных валютах.

По срокам заимствований  и взимаемой процентной ставке кредиты  международных финансовых организаций  являются самой выгодной формой внешних заимствований.

По методу определения  купонного дохода займы могут  быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом.

По займам с постоянным купонным доходом получаемый доход  устанавливается заранее условиями  выпуска займа. Займы с фиксированным  купоном являются разновидностью предыдущих с той лишь разницей, что купонный доход дифференцируется по годам. Процентный доход по займам с переменным купонным доходом привязывается к заранее  установленной базе, ею может быть уровень доходности другого займа, средняя доходность всех государственных  ценных бумаг и т.п. Государство  во избежание потерь использует оба  метода определения купонного дохода: фиксирование его величины в условиях выпуска займов и отказ от предварительной его фиксации.

Второй метод находит  большее применение в условиях нестабильного  рынка, когда установление твердого или фиксированного купонного дохода может привести к повышенным выплатам процентов из бюджета (при тенденции к снижению доходности заимствований) или отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения доходности облигаций.

По методам проведения государственные и муниципальные  заимствования подразделяются на добровольные и принудительные. В условиях политической и экономической стабильности органы власти и органы местного самоуправления привлекают займы и кредиты на началах добровольного и взаимовыгодного  сотрудничества со своими кредиторами.  Государственные долговые инструменты свободно обращаются на финансовом рынке. К принудительным заимствованиям в чрезвычайных военно-политических и экономических условиях прибегают центральные органы власти, которые в силу закона размещают государственные займы среди подписчиков в обязательном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Источники погашения  государственных заимствований

 

Предлагаемые для использования  в операциях по обслуживанию и  погашению источники покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим  образом:

  1. наличные денежные средства;
  2. государственные ценные бумаги;
  3. корпоративные ценные бумаги;
  4. товарные поставки;
  5. долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством;
  6. иные государственные активы.

 

Размещение государственных  ценных бумаг может быть:

  • Добровольным - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа (ОСЗ), еврооблигации;
  • Вынужденным - рыночное оформление государственных заимствований. Так появились на свет облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина, переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен портфель государственных бумаг ЦБ, сформированный в целях поддержки собственно рынка.

Важнейшим критерием для  принятия решения об использовании  того или иного средства платежа  должно выступать соотношение их цен, как в момент платежа, так  и в прогнозируемой перспективе.

Рациональная стратегия  заключается в том, чтобы в  качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более  дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время  и дорожающих в перспективе, целесообразно  откладывать до более позднего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственные  заимствования на современном этапе

2.1 Характеристика государственных  заимствований

 

В современных условиях в  процесс внешних заимствований  вовлечены правительства и частные  структуры разных стран, различные  институты мирового финансового  рынка, многие международные организации.

При этом объемы задолженностей принимают все более значительные масштабы, возникают необходимости  урегулирования задолженностей и на фоне этих проблем все более важный характер принимают вопросы учета  внешних заимствований. Эти обстоятельства вызвали необходимость разработки унифицированных экономических  показателей для составления  отчетности и принятия решений в  области экономики различных  стран.

Отмечено, что в настоящее  время для России все большее  значение приобретает объективная  оценка совокупного внешнего долга, в состав которого, помимо государственного долга, выраженного в иностранной  валюте, включают внешний долг российских государственных корпоративных  структур. В качестве отрицательного момента отражается его рост за счет заимствований российских корпоративных  структур.

С одной стороны факт заимствований  предприятий на международных рынках капиталов является обычной практикой  и не оказывает негативное влияние  на экономику страны, так как эти  заимствования не влекут обязательств Правительства Российской Федерации  и должны способствовать развитию экономики. С другой стороны возникает сомнение в целесообразности привлечения  внешних заимствований при наличии  значительных средств, сосредоточенных  в Стабилизационном фонде, размещенном  в иностранных ценных бумагах. Кроме  того, нужно учитывать потенциальную  возможность роста государственного долга, поскольку более 40% обязательств в совокупном долге принадлежит  государственным компаниям. Дефицит бюджета 2012-2013 года будет порядка 7% ВВП, но государство покроет его за счет внутренних займов и резервного фонда, в результате чего средства фонда будут практически исчерпаны. Кроме того, до конца года торги государственными ценными бумагами будут переведены на фондовую биржу ММВБ с ЗАО «ММВБ». Министерство финансов РФ намерено увеличить в 2014 году объем внутренних заимствований в два раза - до порядка 1 триллиона рублей с 630 миллиардов рублей в текущем году.  Объем государственных заимствований в 2014 году может составить до 1 трлн. рублей. В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственных заимствований заметно усилился. Стремительный рост объема государственных заимствований, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических работ отмечается три основных фактора: 

  1. высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;
  2. неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению;
  3. высокая доходность государственных ценных бумаг.

 

Закон РФ «О государственном  внутреннем долге РФ», принятый в 1992 г., закрепил деление государственных  заимствований на внутренние и внешние, проводимое по вспомогательному критерию. Верхний предел государственного внутреннего  долга РФ, устанавливается законом  о федеральном бюджете.

 

 

 

 

 

2.2 Внутренние государственные  заимствования

 

Статьей 119 Бюджетного кодекса  Российской Федерации продекларирован  порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга  субъекта Российской Федерации, муниципального долга.

Затраты по размещению, выплате  доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации  осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Банком России и его  учреждениями, если иное не предусмотрено  Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате  доходов в виде процентов по ним  или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации  по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению  и выплате доходов в виде процентов  по ним осуществляется на основе специальных  соглашений, заключаемых с федеральным  органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации  выполнять функции эмитента государственных  ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего  долга безвозмездно.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации  и правовыми актами органов местного самоуправления. Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии  государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Внутренние государственные заимствования - это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не выплаченных по ним процентов.

Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов  бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства  над его доходами. Основными способами  покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные  займы.

Если пользоваться более  «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций - это способ пополнения государственной казны  за счет займа средств у населения  и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем  выпуска государственных ценных бумаг.

Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета  и др. Обычно, говоря о государственном  долге, не подразумевают финансы  местных органов власти, так как  последние могут работать с положительным  сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.

Статьей 98 Бюджетного кодекса  Российской Федерации определены следующие  формы внутренних государственных  заимствований:

  • государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

 

  • договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  • соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Внутренний долг государства, который изначально оценивается  как менее болезненный для  экономики страны, также продолжал расти. Примером можно привести резкий скачок его роста осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц 2008 года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей. На 1 февраля 2009 года эта сумма увеличилась уже до 1 трлн. 423,268 млрд. рублей.

Рост государственного долга  есть неотъемлемая часть борьбы с  любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности  граждан бездействие государства  может привести к значительному  упадку экономики страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Внешние государственные  заимствования

 

Правительство Российской Федерации  вправе осуществить государственные  внешние заимствования Российской Федерации в объемах, не превышающих 17,80 млрд. долларов США, путем выпуска и размещения в 2013 году облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации.

Информация о работе Проблемы системы государственных заимствований и пути их решения