Проблемы системы государственных заимствований и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность изучения темы государственные заимствования развитие их видов и значение обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета немного преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем.
Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретический аспект государственных заимствований…………………………………………………………4
1.1 Сущность и задачи государственных заимствований………………… 4
1.2 Формы и методы государственных заимствований……………………6
1.3 Источники погашения государственных заимствований……………..12
Глава 2. Государственные заимствования на современном этапе…………………………………………………...14
2.1 Характеристика государственных заимствований……………………..14
2.2 Внутренние государственные заимствования…………………………..16
2.3 Внешние государственные заимствования……………………………...19
ГЛАВА 3. Проблемы системы государственных заимствований и пути их решения……………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26
Библиографический список………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.80 Кб (Скачать файл)

Правительство Российской Федерации  вправе осуществлять без внесения изменений  в Программу государственных  внешних заимствований Российской Федерации перераспределение государственных  внешних заимствований Российской Федерации между их видами, если указанное перераспределение не приводит к увеличению расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации и  осуществляется в пределах общего объема внешних заимствований в рамках установленного верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации.

В зависимости от источника  привлекаемых иностранных заемных  средств, выделяют двусторонние (многосторонние) межгосударственные (межправительственные) займы, кредиты международных финансовых институтов, кредиты (займы) иностранных  частных инвесторов и заимствования  на мировом рынке ссудного капитала.

В зависимости от дифференциации; по видам заимствования и формируемого портфеля долговых обязательств государственные  внешние заимствования подразделяются на иностранные кредиты (ссуды) и  заимствования, осуществляемые путем  эмиссии государственных ценных бумаг.

Отсюда следует, что государственные  внешние заимствования подразумевают  как привлечение государством иностранных  кредитов и выпуск государственных  ценных бумаг, номинированных в иностранной  валюте, так и покупку кредиторами-нерезидентами  государственных ценных бумаг, номинированных в валюте страны-заемщика.

В зависимости от условий  заимствования и механизмов размещения и обслуживания государственные  внешние заимствования различаются  по стоимостному критерию, устанавливаемому на основании ставки процента за привлекаемые кредитные ресурсы.

Привлечение государством кредитных  ресурсов из внешних источников осуществляется, как правило, в том случае, когда  стоимость заимствования ниже, чем  на внутреннем рынке, при условии  что дополнительные внутренние источники  государства могут быть оценены  с точки зрения процесса накопления и сбережения и на внутреннем рынке  имеет место предложение денежных ресурсов.

В зависимости от сроков привлечения государственные внешние  заимствования делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.  Показатель срочности, как правило, определяет вид заимствования.  Краткосрочные внешние заемные ресурсы привлекаются в основном в виде кредитов, а среднесрочные и долгосрочные заимствования государства оформляются в облигационные займы. На практике, вследствие различных обстоятельству характерных для конкретного случая, государство также осуществляет выпуск государственных краткосрочных облигаций.

Следует особо подчеркнуть, что, как и дифференциация по видам  заимствования, так и фактор срочности  привлекаемых кредитных ресурсов оказывает  различное влияние на развитие внутренней экономической системы страны-заемщика.

Краткосрочные заемные средства (менее 1 года) привлекаются только для  поддержания необходимого уровня ликвидности. Если в результате несоответствия между  динамикой поступления доходов  и исполнения расходов бюджета страны - возникают так, называемые кассовые разрывы, допустимо привлечение  краткосрочных заимствований для  сглаживания возникающих диспропорций. Не рекомендуется использовать краткосрочные заимствования для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов.

Среднесрочные и долгосрочные заемные средства (более 1 года) привлекаются для финансирования инвестиций в  общественную инфраструктуру и в  отдельных случаях - для рефинансирования имеющегося долга с целью оптимизации  структуры портфеля государственных  внешних заимствований.

Привлечение внешних заемных  средств на инфраструктурные инвестиции является составным элементом заемной  политики государства. Среди направлений  политики страны могут быть строительство  и реконструкция объектов социальной инфраструктуры (школ, больниц и  др.), систем пассажирского транспорта, канализации и водоснабжения, утилизации твердых отходов.

Текущие расходы не могут  финансироваться за счет заемных  средств, привлекаемых на длительный срок. Подобная практика означает финансирование текущего потребления за счет средств  налогоплательщиков будущих поколений. Финансовые инвестиции с целью получения  прибыли также не могут служить  объектом для вложения заемных средств. Подобное использование заемных  средств существенно повышает финансовый риск органов власти.

В зависимости от целевой  принадлежности государственные внешние  заимствования можно классифицировать как внешние займы - формирующие  непосредственно дополнительные государственные  финансовые ресурсы в целях финансирования предусмотренных расходов государственного бюджета; инвестиционные ресурсы, предназначенные  для структурного реформирования, отдельных  сфер национальной экономической системы  страны; коммерческие (торговые) кредиты, необходимые для кредитования экономического взаимодействия государства с другими  странами в сфере внешнеторгового  сотрудничества в области движения товаров, услуг, научно-технического и  инновационного обмена и др.

 

 

ГЛАВА 3. Проблемы системы государственных заимствований  и пути их решения

 

Система государственных  заимствований может играть как  конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны в связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий  по регулированию состояния финансовой системы.

Управление государственным  долгом - это совокупность мероприятий  государства, направленных на погашение  долга; механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью  на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Отрицательные последствия  государственных заимствований  связаны с тем, что выплаты  процентов по внутреннему долгу  увеличивают неравенство в доходах  и требуют повышения налогов, что подрывает экономические  стимулы развития производства, а  также могут повышать общий уровень  процентных ставок и вытеснять частное  инвестиционное финансирование.

К мероприятиям, способствующим погашению государственного долга, относятся:

    1. выплаты кредиторам;
    2. погашение внешних и внутренних займов;
    3. предоставление гарантий;
    4. изменение условий выпущенных займов;
    5. определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.

Выполнение мероприятий  зависит от принятия обоснованных решений  в процессе управления государственным  долгом, что базируется на анализе  объема и структуры долга, объективной  оценке его текущего состояния.

Для оценки государственного внешнего долга применяются показатели соотношения суммы внешнего долга  и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в  экспортной выручке, характеризующие  уровень долгового бремени для национальной экономики.

Управление государственным  долгом представляет собой непрерывный  процесс, включающий несколько этапов: привлечение финансовых ресурсов путем  размещения ценных бумаг, погашение  и обслуживание долговых обязательств.

Государственные долговые обязательства  погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной  собственности, а также новых  заимствований. Методы управления государственным  долгом можно подразделить на административные и финансовые.

Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов  государственной власти и управления, они не предусматривают оценку экономической  эффективности и результатов  действий по управлению государственным  долгом. 

Финансовые методы состоят  в выборе способов и форм обеспечения  погашения государственного долга  с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при  минимальных издержках, связанных  с их погашением и обслуживанием.   Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними, внешними, экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов.

Управление государственным  долгом непосредственно влияет на экономический  рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику  страны в целом и в реальный сектор экономики. Россия сократила в 2012 году заимствования денежных средств на 50 с лишним процентов, покрыв значительную часть своего бюджетного дефицита за счет нефтяного Фонда национального благосостояния.

В этом году Россия впервые  за десятилетие сползла в бюджетный  дефицит. Ожидается, что она в  финансовом плане будет оставаться за красной чертой еще как минимум лет пять, поскольку правительство продолжает наращивать расходы для вывода экономики из рецессии.

В 2014 году дефицит может  составить 4 триллиона рублей. В текущем году дефицит является в размере 3,5 триллионов рублей, хотя сюда не включены квазифискальные операции.

Ранее официальные лица заявляли, что Россия в 2014 году может позаимствовать из внутренних источников до 1,5 триллиона рублей, то есть, почти в два раза больше, чем в нынешнем.

Появились даже сигналы о  том, что объем внешних заимствований  за счет еврооблигаций может быть увеличен вдвое до 20 миллиардов долларов, в результате чего общая сумма  выпусков составит 60 миллиардов долларов. Однако аналитики предупреждают, что  в таком случае российским предприятиям будет еще труднее получать инвестиции.

В соответствии с новым  планом, который может быть принят, основная часть дефицита в 2014 году будет финансироваться точно так же, как и в текущем - из российского нефтяного Фонда национального благосостояния, созданного в годы экономического подъема за счет бурного роста цен на сырье и энергоресурсы.

В таком случае объем чистых заимствований - как на внутреннем рынке, так и на внешнем - может в целом  составить всего 831 миллиард рублей (27 миллиардов долларов).

 

«Это один из последних  планов», - заявил источник «Интерфаксу», добавив при этом, что остальная  часть дефицита в сумме 1,674 триллиона  рублей может быть покрыта из Резервного фонда, созданного специально для смягчения  ударов по бюджету в трудные годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По итогам проведенного исследования сделаем следующие выводы.

Теория государственных  заимствований неразрывно связана  с теорией государственного бюджета  и использует ряд основных бюджетных  понятий, которые являются основополагающими  при рассмотрении государственных  заимствований.

Бюджетный дефицит - это превышение расходной части государственного бюджета над доходами бюджета.

Большинство правительств, как развитых, так и развивающихся  стран не могут покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет  с дефицитом на экономику в  краткосрочном и долгосрочном периоде  и о способах его финансирования.

Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма за минусом  бюджетных излишков - государственный  долг.

Существуют различные  экономические методы, применяемые  государством для балансирования бюджета  и регулирования экономического цикла.

Существуют два различных  способа, которыми федеральное правительство  может финансировать дефицит  за счет займов у населения (посредством  продажи процентных бумаг, или за счет выпуска новых денег его  кредиторам). Встает вопрос, что является наиболее предпочтительным в покрытии инфляционных кризисных отрывов - правительственные  расходы или налоги? В значительной степени этот вопрос решается по-разному  в зависимости от взглядов и величины государственного сектора.

Существует три различных  подхода к решению проблемы сбалансированности бюджета:

1. Ежегодно балансируемый  бюджет;

2. Бюджет, балансируемый  на циклической основе;

3. Концепция функциональных финансов

 

Современная фискальная политика признает использование бюджетных  дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственных  заимствований.

Причинами возникновения  государственных заимствований  обычно являются трудные периоды  для экономики: войны, спады и  т.д.

Информация о работе Проблемы системы государственных заимствований и пути их решения