Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 10:31, курсовая работа
Актуальность изучения темы государственные заимствования развитие их видов и значение обусловлена тем, что на современном этапе проблема бюджетного дефицита в России не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняет свою актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к ней. И то, что сейчас по официальным данным дефицит госбюджета немного преодолен, не значит, что он остался в прошлом навсегда и не повторится в будущем.
Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретический аспект государственных заимствований…………………………………………………………4
1.1 Сущность и задачи государственных заимствований………………… 4
1.2 Формы и методы государственных заимствований……………………6
1.3 Источники погашения государственных заимствований……………..12
Глава 2. Государственные заимствования на современном этапе…………………………………………………...14
2.1 Характеристика государственных заимствований……………………..14
2.2 Внутренние государственные заимствования…………………………..16
2.3 Внешние государственные заимствования……………………………...19
ГЛАВА 3. Проблемы системы государственных заимствований и пути их решения……………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26
Библиографический список………………………………………...29
Правительство Российской Федерации
вправе осуществлять без внесения изменений
в Программу государственных
внешних заимствований
В зависимости от источника
привлекаемых иностранных заемных
средств, выделяют двусторонние (многосторонние)
межгосударственные (межправительственные)
займы, кредиты международных
В зависимости от дифференциации;
по видам заимствования и
Отсюда следует, что государственные
внешние заимствования
В зависимости от условий
заимствования и механизмов размещения
и обслуживания государственные
внешние заимствования
Привлечение государством кредитных ресурсов из внешних источников осуществляется, как правило, в том случае, когда стоимость заимствования ниже, чем на внутреннем рынке, при условии что дополнительные внутренние источники государства могут быть оценены с точки зрения процесса накопления и сбережения и на внутреннем рынке имеет место предложение денежных ресурсов.
В зависимости от сроков
привлечения государственные
Следует особо подчеркнуть,
что, как и дифференциация по видам
заимствования, так и фактор срочности
привлекаемых кредитных ресурсов оказывает
различное влияние на развитие внутренней
экономической системы страны-
Краткосрочные заемные средства
(менее 1 года) привлекаются только для
поддержания необходимого уровня ликвидности.
Если в результате несоответствия между
динамикой поступления доходов
и исполнения расходов бюджета страны
- возникают так, называемые кассовые
разрывы, допустимо привлечение
краткосрочных заимствований
Среднесрочные и долгосрочные заемные средства (более 1 года) привлекаются для финансирования инвестиций в общественную инфраструктуру и в отдельных случаях - для рефинансирования имеющегося долга с целью оптимизации структуры портфеля государственных внешних заимствований.
Привлечение внешних заемных средств на инфраструктурные инвестиции является составным элементом заемной политики государства. Среди направлений политики страны могут быть строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры (школ, больниц и др.), систем пассажирского транспорта, канализации и водоснабжения, утилизации твердых отходов.
Текущие расходы не могут финансироваться за счет заемных средств, привлекаемых на длительный срок. Подобная практика означает финансирование текущего потребления за счет средств налогоплательщиков будущих поколений. Финансовые инвестиции с целью получения прибыли также не могут служить объектом для вложения заемных средств. Подобное использование заемных средств существенно повышает финансовый риск органов власти.
В зависимости от целевой
принадлежности государственные внешние
заимствования можно
ГЛАВА 3. Проблемы
системы государственных
Система государственных
заимствований может играть как
конструктивную, так и разрушительную
роль в развитии экономики страны
в связи с этим необходим механизм
управления государственным долгом,
представляющий собой комплекс мероприятий
по регулированию состояния
Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика, кредитора или гаранта.
Отрицательные последствия
государственных заимствований
связаны с тем, что выплаты
процентов по внутреннему долгу
увеличивают неравенство в
К мероприятиям, способствующим погашению государственного долга, относятся:
Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния.
Для оценки государственного внешнего долга применяются показатели соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики.
Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий несколько этапов: привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств.
Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.
Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления, они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.
Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренними, внешними, экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов.
Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики. Россия сократила в 2012 году заимствования денежных средств на 50 с лишним процентов, покрыв значительную часть своего бюджетного дефицита за счет нефтяного Фонда национального благосостояния.
В этом году Россия впервые
за десятилетие сползла в
В 2014 году дефицит может составить 4 триллиона рублей. В текущем году дефицит является в размере 3,5 триллионов рублей, хотя сюда не включены квазифискальные операции.
Ранее официальные лица заявляли, что Россия в 2014 году может позаимствовать из внутренних источников до 1,5 триллиона рублей, то есть, почти в два раза больше, чем в нынешнем.
Появились даже сигналы о
том, что объем внешних
В соответствии с новым планом, который может быть принят, основная часть дефицита в 2014 году будет финансироваться точно так же, как и в текущем - из российского нефтяного Фонда национального благосостояния, созданного в годы экономического подъема за счет бурного роста цен на сырье и энергоресурсы.
В таком случае объем чистых заимствований - как на внутреннем рынке, так и на внешнем - может в целом составить всего 831 миллиард рублей (27 миллиардов долларов).
«Это один из последних планов», - заявил источник «Интерфаксу», добавив при этом, что остальная часть дефицита в сумме 1,674 триллиона рублей может быть покрыта из Резервного фонда, созданного специально для смягчения ударов по бюджету в трудные годы.
Заключение
По итогам проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Теория государственных заимствований неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственных заимствований.
Бюджетный дефицит - это превышение расходной части государственного бюджета над доходами бюджета.
Большинство правительств, как развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет с дефицитом на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.
Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма за минусом бюджетных излишков - государственный долг.
Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.
Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг, или за счет выпуска новых денег его кредиторам). Встает вопрос, что является наиболее предпочтительным в покрытии инфляционных кризисных отрывов - правительственные расходы или налоги? В значительной степени этот вопрос решается по-разному в зависимости от взглядов и величины государственного сектора.
Существует три различных подхода к решению проблемы сбалансированности бюджета:
1. Ежегодно балансируемый бюджет;
2. Бюджет, балансируемый на циклической основе;
3. Концепция функциональных финансов
Современная фискальная политика
признает использование бюджетных
дефицитов для целей
Причинами возникновения государственных заимствований обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д.
Информация о работе Проблемы системы государственных заимствований и пути их решения