Проблемы в деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации и тенденции развития пенсионной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить деятельность ПФР и его роль в осуществлении пенсионной реформы. Для выполнения данной цели, в работе решены следующие задачи: 1)изучить теоретические основы деятельности ПФР; 2)проанализировать формирование и использование средств ПФР; 3)выявить проблемы в деятельности ПФР и тенденции развития пенсионной системы России. При проведении исследования, были использованы экономико-статистический, монографический, аналитический, исторический методы исследования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1 Теоретические основы деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.1 Общая характеристика Пенсионного Фонда Российской Федерации, его задачи и функции…………………………………………………………………5
1.2 Формирование средств Пенсионного Фонда Российской Федерации и направления их использования…………………………………………………9
1.3 Виды трудовых пенсий и условия их назначения……………………….12
Глава 2 Анализ формирования и использования средств Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………16
2.1 Анализ формирования доходной части бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………16
2.2 Основные направления расходования средств Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………18
Глава 3 Проблемы в деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации и тенденции развития пенсионной системы России……………22
3.1 Проблема старения населения и эффективности пенсионной системы...22
3.2 Перспективы развития Пенсионного Фонда Российской Федерации…23
Заключение………………………………………………………………………29
Библиографический список………………………………

Файлы: 1 файл

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР.docx

— 71.58 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3     Глава 1 Теоретические основы деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………………………5

1.1 Общая характеристика Пенсионного Фонда Российской Федерации, его задачи и функции…………………………………………………………………5

1.2 Формирование средств Пенсионного Фонда Российской Федерации и направления их использования…………………………………………………9

1.3 Виды трудовых пенсий и условия их назначения……………………….12

Глава 2 Анализ формирования и использования  средств Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………16

2.1 Анализ  формирования доходной части бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………16

2.2 Основные  направления расходования средств Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………18

Глава 3 Проблемы в деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации и тенденции развития пенсионной системы России……………22

3.1 Проблема  старения населения и эффективности пенсионной системы...22

3.2 Перспективы развития Пенсионного Фонда Российской Федерации…23

Заключение………………………………………………………………………29

Библиографический список……………………………………………………31

Приложения………………………………………………………………………... 

    Введение 

    Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы  Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место  заняли социальные фонды.

    Внебюджетные  фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение  национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной  власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

    Внебюджетные  фонды, существующие и функционирующие  на данный момент в российской финансовой системе, имеют на неё огромное влияние. Так, финансовые средства, которыми располагают  государственные внебюджетные фонды, вполне сопоставимы по размеру с  федеральным бюджетом.

    Согласно  Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий строго целевое назначение. В данной работе из всех внебюджетных фондов рассмотрен будет только Пенсионный фонд Российской Федерации.

     Российская  пенсионная система находится на этапе радикальной модернизации. Реформируются ее основополагающие экономические и юридические  механизмы. Меняются набор элементов, сама структура пенсионной системы, роль и ответственность субъектов правоотношений. Формируется принципиально новая для страны комбинация гражданского и публичного права, регулирующая соответствующие процессы.             Понятно, что все эти изменения волнуют пенсионеров, работающих и членов их семей, всех россиян. Естественно их желание понять, что принесет реформа, на какую пенсию они могут рассчитывать. Между тем однозначных  и надежно предсказуемых ответов на эти животрепещущие вопросы сегодня нет.                     Именно поэтому выбранная тема актуальна на сегодняшний день.              Цель работы - изучить деятельность ПФР и его роль в осуществлении  пенсионной реформы.                        Для выполнения данной цели, в работе решены следующие задачи: 1)изучить теоретические основы деятельности ПФР;               2)проанализировать формирование и использование средств ПФР;         3)выявить проблемы в деятельности ПФР и тенденции развития пенсионной системы России.                    При проведении исследования, были использованы экономико-статистический, монографический, аналитический, исторический методы исследования.                                                                                                В качестве исходной информационной базы использовались: нормативно-правовые акты, специальная, научная и методическая литература по теме исследования, материалы периодической печати, Интернет- ресурсы, данные статистической отчётности о деятельности Пенсионного Фонда России за 2004- 2010 г.г. 

 

    

     ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО  ФОНДА  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

     1.1 Общая характеристика Пенсионного Фонда Российской Федерации, его задачи и функции

     Пенсионный  фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России, денежные средства которого не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат.               Создание Фонда решало две важнейшие задачи. Первая – средства пенсионной системы выводились из государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного социального фонда, был определён целевой характер денежных средств ПФР, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели. И вторая – основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивали работодатели и наемные работники.[22]                                                                                               Пенсии гражданам России выплачивались и раньше, но фонд выплаты формировался за счет государственного бюджета. Взносы на социальное страхование, в том числе пенсионное, вносились предприятиями и были очень небольшими. С работников же взносы совсем не брались. Но зато значительная доля прибыли отчислялась в государственный бюджет. Таким образом, средства социального страхования практически сливались с государственным бюджетом, что существенно сказывалось и на назначаемой пенсии. Поэтому еще в недрах СССР и был создан Пенсионный фонд России как самостоятельный финансово-кредитный орган, денежные средства которого не входят в государственный бюджет и изъятию не подлежат. Главная идея состояла в том, чтобы пенсии формировались на основе реальных доходов Фонда [21, 64].           Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы, которые уплачивались за застрахованных лиц работодателями. В результате источником выполнения обязательств перед пенсионерами стали не средства государственного бюджета, а страховой платеж. Средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, но они в то же время являются и средствами обязательного пенсионного страхования. Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через ПФР, существенно изменила многие стороны деятельности пенсионной системы в Российской Федерации.         Постепенно, начиная со времени основания, к ПФР стали переходить функции по назначению и выплате пенсий. Точкой отсчета в новом направлении деятельности Пенсионного фонда стал эксперимент по созданию на базе Отделения ПФР по Московской области службы, объединившей основные функции по пенсионному обеспечению (сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий, назначение, перерасчет, выплата пенсий). Создание пенсионных отделов в структуре ОПФР по Московской области было осуществлено в течение октября – ноября 1992 года. Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая пенсионная служба». Этот термин позже стал общепринятым при определении структуры, объединяющей все функции по пенсионному обеспечению. В дальнейшем опыт Московской области получил свое развитие. В некоторых субъектах Российской Федерации органы государственной власти уже на постоянной основе стали передавать функции по назначению и выплате пенсий Пенсионному фонду.                                                                                                        К сентябрю 2000 года единые пенсионные службы действовали уже в 22 субъектах Российской Федерации. Тогда был принят Указ Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», который закрепил за ПФР и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий и рекомендовал органам исполнительной власти субъектов РФ в течение 2001 года заключить с Фондом соглашения о передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию этих полномочий, а также переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы ПФР.[23]                                                                                                                    В результате к 1 июля 2001 года Пенсионный фонд Российской Федерации заключил подобные соглашения с 60 субъектами Российской Федерации. Было образовано 930 учреждений со статусом юридического лица, в том числе 856 управлений ПФР, 71 отдел ПФР и 3 центра по выплате пенсий, в которых обслуживалось свыше 14,6 млн. пенсионеров.                               Итак, Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций: 1)учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;                    2)назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;                3)назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. 4)персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;         5)взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;            6)выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; 7)управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;                     8)реализация Программы государственного софинансирования пенсии. Пенсионный фонд Российской Федерации за 20 лет прошел славный путь. Сегодня ПФР и его территориальные органы представляют собой единую централизованную систему органов управления                   средствами обязательного пенсионного страхования в стране, а также             крупнейшую государственную структуру, оказывающую услуги                                             в области социального обеспечения населения.[22].            Председатель Правления ПФР Антон Дроздов: «И все же я назвал бы именно юбилейный, 2010 год – самым ярким и насыщенным годом для Фонда. Впервые в своей истории ПФР в полном объеме объединил две ключевые функции – администрирование страховых взносов и назначение и выплату пенсий. Мы перешли к самостоятельной реализации этих процессов на всей территории страны. Замена ЕСН на страховые взносы с 1 января 2010 года задала вектор дальнейшего развития пенсионной системы - к окончательному переходу на страховые принципы.       Президент России Дмитрий Медведев назвал повышение уровня пенсий и борьбу с бедностью среди людей старшего поколения приоритетным целями государства в области пенсионного обеспечения. Была проведена валоризация пенсионных прав граждан, введены социальные доплаты к пенсиям до уровня прожиточного минимума пенсионеров в регионе. Впервые в истории страны материальное обеспечение пенсионеров повсеместно превышает уровень прожиточного минимума. За этим стоит кропотливая и четкая работа сотрудников Пенсионного фонда. Наши специалисты в сжатые сроки обеспечили перерасчет и выплату увеличенных пенсий десяткам миллионов россиян.             Мы никогда не забываем, что ключевыми участниками нынешней пенсионной системы являются люди молодые. В обращенных к ним словах «ваше будущее – в ваших руках!» - прямой смысл. Современное российское законодательство предоставляет множество возможностей увеличить свою будущую пенсию, сделать ее достойной. Работающим россиянам нужно задуматься о предстоящей пенсии уже сегодня, формировать свои пенсионные накопления на протяжении всей трудовой жизни. Здесь наше главное дело – обеспечить реализацию их прав, помочь активней участвовать в управлении своим будущим. Мы ясно понимаем, что создание новой пенсионной культуры – не только залог стабильности пенсионной системы. Это еще и важнейший фактор социально-экономического развития нашей страны». [23]

     1.2 Формирование средств Пенсионного Фонда Российской Федерации и направления их использования

     Материальным  источником любого внебюджетного фонда  является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные  налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов.      Доходы и расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации можно условно разделить на следующие части, связанные:               1) с функционированием обязательного пенсионного страхования;   2) государственным пенсионным обеспечением;    3)дополнительным пенсионным обеспечением.      Состав и структура доходов и расходов бюджета Пенсионного Фонда РФ определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год.[17,11] Доходы бюджета ПФР формируются за счет:       1.Страховых взносов:                            а) на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии;                    б) на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии;                    в) в виде фиксированного платежа, зачисляемого в ПФР на выплату страховой части трудовой песни;                 г) в виде фиксированного платежа, зачисляемого в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;               д) по дополнительному тарифу для работодателей – организаций, использующих труд членов летних экипажей воздушных судов гражданской авиации.               2.Доходов от размещения временно свободных средств ПФР:                          а) сформированных за счет сумм страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии;                   б) от размещения средств ПФР, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.      3.Денежных взысканий (штрафов):                 а) за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов), зачисляемых в ПФР;             

б) прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в ПФР.           4.Прочих налоговых поступлений в ПФР.               5. Средств федерального бюджета, поступающих из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии.               6. Средств федерального бюджета, предаваемых в ПФР:             а) на государственное пенсионное обеспечение;             б) на осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам;           в) на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;              7. Средств, полученных из негосударственных пенсионных фондов.               8. Средств Федеральной службы по труду и занятости на выплату пенсий, назначенных досрочно граждан, признанных безработными, пособий. Расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации можно разделить на следующие группы:                            − по обязательному пенсионному страхованию;               − по государственному пенсионному обеспечению;               − на дополнительное пенсионное обеспечение;                 − оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;                         − на финансовое и материально-техническое обеспечение;              − прочие расходы.         Расходы по государственному пенсионного обеспечению включают в себя выплаты пенсий военнослужащим, социальных пенсий и т.п. Расходы по дополнительному пенсионному обеспечению включают в себя доплаты к пенсии членам летних экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.       Выплаты пенсий и пособий, финансируемых фондом на возвратной основе с возмещением из средств федерального бюджета, предусматривается в объеме около 8% от годовой суммы расходов фонда.[22]         Расходная часть бюджета ПФР формируется в полном соответствии с федеральными законами по пенсионной реформе – в соответствии с нормами Федеральных законом № 173-ФЗ и № 166-ФЗ, другими действующими законодательными актами и указами Президента Российской Федерации, а также демографической ситуацией в регионе.[23]

     1.3 Виды трудовых пенсий и условия их назначения

     С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.           С 1 января 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей - страховой и накопительной.       Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено. Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.[9]           Виды трудовых пенсий:                  − трудовая пенсия по старости;                  − рудовая пенсия по инвалидности;                           − трудовая пенсия по случаю потери кормильца.    Трудовая пенсия по старости состоит из страховой и накопительной частей. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях, которые определяются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" [7].

     Трудовая  пенсия по старости.      Трудовая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности.                           Условия назначения трудовой пенсии по старости.       Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.   
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.                   

   Трудовая  пенсия по инвалидности.                          С 1 января 2010 года изменен порядок пенсионного обеспечения граждан, признанных инвалидами. Назначение трудовой пенсии по инвалидности производится исходя из группы инвалидности, независимо от наличия у инвалида степени ограничения способности к трудовой деятельности.                                                                                              Согласно действующему пенсионному законодательству трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II, III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".[11]           Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности:                     1)Признание лица инвалидом I, II или III группы;                         2)Наступление инвалидности гражданина не связано с совершением им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке;    3)Наличие хотя бы одного дня страхового стажа.

Информация о работе Проблемы в деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации и тенденции развития пенсионной системы России