Проблемы в деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации и тенденции развития пенсионной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить деятельность ПФР и его роль в осуществлении пенсионной реформы. Для выполнения данной цели, в работе решены следующие задачи: 1)изучить теоретические основы деятельности ПФР; 2)проанализировать формирование и использование средств ПФР; 3)выявить проблемы в деятельности ПФР и тенденции развития пенсионной системы России. При проведении исследования, были использованы экономико-статистический, монографический, аналитический, исторический методы исследования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1 Теоретические основы деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.1 Общая характеристика Пенсионного Фонда Российской Федерации, его задачи и функции…………………………………………………………………5
1.2 Формирование средств Пенсионного Фонда Российской Федерации и направления их использования…………………………………………………9
1.3 Виды трудовых пенсий и условия их назначения……………………….12
Глава 2 Анализ формирования и использования средств Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………16
2.1 Анализ формирования доходной части бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………16
2.2 Основные направления расходования средств Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………18
Глава 3 Проблемы в деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации и тенденции развития пенсионной системы России……………22
3.1 Проблема старения населения и эффективности пенсионной системы...22
3.2 Перспективы развития Пенсионного Фонда Российской Федерации…23
Заключение………………………………………………………………………29
Библиографический список………………………………

Файлы: 1 файл

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР.docx

— 71.58 Кб (Скачать файл)

     Трудовая  пенсия по случаю потери кормильца.     Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.         Нетрудоспособными членами семьи признаются:                                     1)Дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;                         2)Один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают;       3)Родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и        55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами; 4)Дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и      55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.      Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети - наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.                  Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.[8] Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца:   1)Наличие у умершего кормильца хотя бы одного дня страхового стажа; 2)Наступление смерти кормильца не связано с совершением им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью.         В приложении 1 представлена таблица  - Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда РФ.

 

     ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     2.1 Анализ формирования доходной части бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации

     Наиболее  детальное представление о финансовой сути происходящего в сфере пенсионного  обеспечения в Российской Федерации  может дать анализ ежегодно составляемого  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, утверждаемого Федеральным  Собранием Российской Федерации, который  является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение. Из представленных показателей и  прилагаемых расчетов и обоснований  можно получить достаточно четкое представление  об основных рамках государственное  пенсионное регулирование. Доходная часть бюджета Пенсионного Фонда РФ состоит из двух основных разделов – это «Доходы» и «Безвозмездные платежи», так вот на второй раздел приходиться более половины всех финансовых поступлений в ПФР в 2006–2007 годах, а 2005 и 2004 43 % и 49 % соответственно. Динамика данного раздела стабильная и положительная. Основные поступления приходят из Федерального бюджета Российской Федерации, который также имеет профицитный характер, в результате поднявшихся цен на энергоносители. Если цены данной категории ресурсов упадут, то вряд ли Федеральный бюджет сможет ассигновать Пенсионный Фонд в прежнем объеме. Незначительную долю в разделе «безвозмездные поступления» занимает статья «безвозмездные поступления от негосударственных организации» – около 0,0015 % от общего объема доходов ПФР, и имеет тенденцию к снижению. За последние годы темп роста составил 27,54 % [24]. Что касается доходов непосредственно Пенсионного Фонда РФ, основной в разделе «Доходы» является подраздел «Налоги и взносы на социальные нужды» и включает следующие статья – «страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии», которая имеет наибольший удельный вес в данном подразделе и составляет 40,8 % от общего объема доходов ПФР; «страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии»; «фиксированные взносы на выплату страховой части трудовой пенсии»; «фиксированные взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии»; «дополнительный тариф для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». В 2004 доля данного подраздела 45,7 %, в 2005 – 54,7 %, в 2006 – 46 %, в 2007 – 47 %, таким образом, совокупная динамика по подразделу составила – 124,5 %.                 Наименьший удельный вес в разделе «Доходы» имеют подразделы «Штрафы, санкции, возмещении ущерба» – 0,0114 % в 2007 г., в 2006 – 0,0096 %; «Прочие неналоговые доходы» – 0,0038 % в 2007 г., 0,0064 % в 2005 и 0,68 % в 2004 г.; «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов» – в 2007 – 0,0002 %, в 2006 – 0,0003 % [24]. Таблица доходов бюджета Пенсионного Фонда РФ за 2004-2007 гг. представлена в Приложени 2.                 Ежегодно в федеральный бюджет ПФР поступает в среднем 57% необходимых средств. За грядущие три года поступления от страховых пенсионных взносов выросли всего на 30,8%, тогда как ассигнования из бюджета – на 40,7%. Доля федерального бюджета, направляемая в ПФР в 2008 году составила 19,3%, в 2009 году – 19,5%, в 2010 году – 22,3%.

     Страховые взносы, суммарно составляющие в 2008 году 1020,6 млрд. рублей, подразделяются на 810,0 млрд. рублей страховой части и 210,3 млрд. рублей части накопительной. В 2009 году соответственно - 922,6 млрд. и 253,0 млрд. рублей, в 2010 году - 1035,9 млрд. и 299,3 млрд. рублей. Таблица доходов бюджета Пенсионного Фонда РФ за 2008-2010 гг. представлена в Приложении 3.

     Суммарные доходы в бюджете Пенсионного  фонда России в 2011 году прогнозируются в сумме 5,14 триллиона рублей. Его более чем пятитриллионные доходы в 2011 году составят, по оценкам, 10,2 процента объема ВВП страны.         Верстая пенсионный бюджет на три года вперед, специалисты исходили из того, что с 2012 года благодаря увеличению ставки страхового взноса собственные доходы Пенсионного фонда заметно возрастут. Планируется, что в 2012 году они составят 5,65 триллиона рублей, а в 2013-м - 6,25 триллиона.

     2.2 Основные направления расходования средств Пенсионного Фонда Российской Федерации

     Выплата пенсий:                                                               1)социальная – гарантированная государством минимальная пенсия, для лиц, не участвовавших в финансировании общегосударственной пенсионной системы, и формируется за счет перераспределения доходов внутри системы; 2)трудовая – обязательная общегосударственная пенсия, которая формируется за счет зарезервированной части заработной платы, уплачиваемой работодателем по трудовому договору, и ее размер обычно зависит от уровня заработной платы;                                        3)профессиональная – досрочная пенсия в связи с особыми условиями труда, может быть как обязательной, так и добровольной и формируется за счет страховых взносов работодателей;                                                    4)добровольная – форма пенсионного обеспечения (страхования), являющаяся дополнительной к общегосударственной, а в ряде стран основным механизмом самозащиты работников и мелких предпринимателей, и которая подразделяется на корпоративную (формируемая для работников предприятия, за счет взносов работодателя, хотя нередко встречаются корпоративные системы с участием в финансировании будущих пенсий и работника) и индивидуальная (формируемая физическим лицом для обеспечения приемлемого уровня пенсии). 

     Это самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России.            С 1 января 2007 года вступили в силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873.[10]                       Эти нормативные акты устанавливают право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребёнка право на получение этих средств не оформлялось).                     Размер материнского капитала в 2011 году, составит 365 тысячи 698 рублей 40 копеек.[22]           Как потратить капитал:         −Улучшение жилищных условий;                            −Получение образования ребенком;          −Формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин; −Единовременная выплата на повседневные нужды семьи в размере 12 тысяч рублей.             

     Программа государственного софинансирования пенсии.         Начиная с 1января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство. Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». [12].                   Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года. Государство будет ежегодно софинансировать дополнительные пенсионные накопления в пределах от 2000 до 12000 рублей включительно в течение 10 лет с момента уплаты Вами первых взносов в рамках Программы. Вы вправе сами определять и менять размер своих взносов, а также прекратить или возобновить выплаты в любое удобное время. 

     Социальные программы регионов в 2010 году.     В 2010 году Пенсионный фонд Российской Федерации продолжил оказывать финансовую поддержку субъектам Российской Федерации на реализацию их социальных программ, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.                     В настоящее время на реализацию социальных программ 78 субъектов Российской Федерации Фондом направлено более 564 млн. рублей.     Порядка 400 млн. руб. планируется израсходовать на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, включая строительство объектов в 13 учреждениях, капитальный ремонт - в 146, приобретение оборудования и предметов длительного пользования – для 15 учреждений.         Проведение этих мероприятий позволит увеличить вместимость учреждений социального обслуживания на 580 мест и улучшить условия проживания свыше 22 тысячам престарелых и инвалидов.         Адресную социальную помощь планируется оказать свыше 86 тыс. человек по следующим направлениям: предоставление единовременной материальной помощи – 22,7 тыс. чел., в том числе на частичную оплату расходов на газификацию жилья –  1,9 тыс. чел.; на оказание материальной помощи в связи с празднованием Дня Победы – 17,6 тыс. чел., в связи проведением Дня пожилого человека – 22,3 тыс. чел. и Дня инвалида – 23,7 тыс. человек.                    В текущем году Фонд принимал участие в оказании материальной помощи неработающим пенсионерам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, а также близким родственникам погибших.  Фонд направил средства в размере 920,0 тыс. руб. на оказание единовременной материальной помощи 46 неработающим пенсионерам – близким родственникам граждан, погибших и пропавших без вести в результате аварии на шахте «Распадская» Кемеровской области, а также в размере  1040,0 тыс. руб. 2 пострадавшим и 53 родственникам погибших граждан в результате трагедии в клубе «Хромая лошадь» г. Перми.                    На оказание материальной помощи 1587 неработающим пенсионерам, пострадавшим прошедшим летом от природных пожаров, Фондом предоставлены дополнительно субсидии 18 субъектам Российской Федерации на общую сумму около 38 млн. рублей.                   Предоставление Фондом субсидий на социальные программы субъектов Российской Федерации позволило осуществить меры дополнительной социальной поддержки наиболее незащищенной категории пожилых граждан.[23] 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3 Проблемы в деятельности Пенсионного фонда и тенденции развития пенсионной системы России

3.1 Проблема старения населения и эффективности пенсионной системы

     Ничто так сильно не влияет на развитие экономики  страны, ее системы общественных финансов и процесс формирования государственной  политики, как принявшие необратимый  характер темпы старения населения. Эта проблема уже давно известна и хорошо изучена: по оценкам ООН, к 2050 г. доля людей старше 65 лет в  общей численности населения  мира вырастет до 16,2% по сравнению с 7,6% в настоящее время, то есть более  чем удвоится. К середине столетия около 1 млрд человек старше 65 лет  пополнят категорию населения нетрудоспособного  возраста. Затраты на содержание этой социальной группы  серьезнейшим образом повлияют на перспективы экономического роста и окажутся в центре дебатов по вопросам организации общественных финансовых отношений в разных странах мира [19, 90]. Демографическое старение повлечет за собой кардинальное изменение тенденций экономического роста и усилит давление на их бюджеты в связи с необходимостью увеличения расходов на население пожилого возраста. Без соответствующих бюджетных корректировок, дальнейшей реформы пенсионной системы и системы здравоохранения или  структурных мер, направленных на увеличение темпов экономического роста, нагрузка на бюджет повсеместно - и весьма существенно - возрастет.        Уже сегодня на одного пенсионера приходится меньше двух работающих – полтора (или три работающих на двух пенсионеров). К тому же не все трудоспособные россияне работают по найму и, следовательно, не все платят взносы в пенсионную систему. Из 63 млн. работающих только 49,8 млн. являются наемными работниками и платят около 400 млрд. рублей страховых взносов в год. Остальные 13 млрд. человек относятся к самозанятому населению и взносов платят всего около 4 млрд. рублей. В итоге за вычетом их на одного пенсионера фактически приходится 1,28 работающего. Чего естественно, крайне недостаточно для обеспечения необходимого объема поступлений. Из-за неблагоприятного изменения соотношения работающих и пенсионеров уровень пенсий в России так низок, а пенсионный тариф так высок по сравнению с другими странами.  За восемь прошлых лет, прошедших после реформы 2002 г., реформирование пенсионной системы превратилось в перманентный процесс, который с несомненностью показал, что латанием дыр и внесением отдельных усовершенствований всех проблем не решить, и что требуется новая, полноценная пенсионная реформа, о чём Президент Д.А. Медведев сказал в своём бюджетном послании: «Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой…»[17, 69].

Информация о работе Проблемы в деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации и тенденции развития пенсионной системы России