Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:51, курсовая работа
Цель работы - изучить деятельность ПФР и его роль в осуществлении пенсионной реформы. Для выполнения данной цели, в работе решены следующие задачи: 1)изучить теоретические основы деятельности ПФР; 2)проанализировать формирование и использование средств ПФР; 3)выявить проблемы в деятельности ПФР и тенденции развития пенсионной системы России. При проведении исследования, были использованы экономико-статистический, монографический, аналитический, исторический методы исследования.
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1 Теоретические основы деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.1 Общая характеристика Пенсионного Фонда Российской Федерации, его задачи и функции…………………………………………………………………5
1.2 Формирование средств Пенсионного Фонда Российской Федерации и направления их использования…………………………………………………9
1.3 Виды трудовых пенсий и условия их назначения……………………….12
Глава 2 Анализ формирования и использования средств Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………16
2.1 Анализ формирования доходной части бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………16
2.2 Основные направления расходования средств Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………………………………18
Глава 3 Проблемы в деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации и тенденции развития пенсионной системы России……………22
3.1 Проблема старения населения и эффективности пенсионной системы...22
3.2 Перспективы развития Пенсионного Фонда Российской Федерации…23
Заключение………………………………………………………………………29
Библиографический список………………………………
3.2 Перспективы развития Пенсионного фонда Российской Федерации
В Москве 16 ноября 2010г. состоялся Третий ежегодный российский пенсионный форум «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации». Организаторами форума выступили Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Национальная ассоциация пенсионных фондов. На форуме обсуждались самые острые текущие проблемы и перспективы дальнейшего развития пенсионной системы. В центре внимания участников были итоги преобразований в пенсионной системе в течение 2010 года: результаты валоризации пенсионных прав, доведение размера пенсии до прожиточного минимума пенсионера, особенности перехода от единого социального налога к страховым взносам и др. Как отметила, открывая форум, Министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова, «обсуждение стратегических проблем долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации на форуме будет способствовать достижению общей цели – созданию современной и эффективной системы пенсионного обеспечения, способной обеспечить достойный уровень жизни старшему поколению».[23] В ходе дискуссии была отмечена роль государства в последовательной реализации пенсионной политики, выполнении всех взятых на себя обязательств по повышению уровня жизни пенсионеров, предоставлению всем пенсионерам материального обеспечения на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Не менее важным результатом проведенных преобразований, по мнению участников форума, является создание условий для поколения, начавшего трудовую деятельность после начала реформы, заработать пенсию, покрывающую не менее 40% заработка, с которого уплачивались страховые взносы, т.е. на уровне европейских стандартов пенсионного обеспечения. В итоговом документе форума отмечено, что по поручению Президента Российской Федерации предстоит подготовить Программу долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года, реализация которой обеспечит стабильное поступательное развитие пенсионной системы. В связи с этим было предложено в контексте подготовки Программы организовать широкое научно-практическое и общественное обсуждение концептуальных положений, касающихся развития пенсионной системы с учетом накопленного опыта ее функционирования.
Состояние российской пенсионной системы.
В настоящее
время реализована лишь незначительная
часть концептуальных задач пенсионной
реформы, важнейшие положения, предусмотренные
принятыми программными документами,
решаются непоследовательно, а ряд из
них (реформирование института льготных
пенсий и создание профессиональных пенсионных
систем) нормативно еще не закреплены.
Медленно формируется инвестиционный
потенциал накопительной системы. Лишь
около 4% граждан, имеющих право на выбор
модели инвестирования своих пенсионных
накоплений, выбрали частные финансовые
институты (НПФ и частные управляющие
компании). Большинство граждан остаются
«клиентами» государственной управляющей
компании, вкладывающей средства только
в государственные ценные бумаги, отличающиеся
низкой доходностью, которые не используются
для инвестирования в реальную экономику.
В процессе налоговой реформы из накопительной
части трудовой пенсии оказались исключены
проявлявшие к ней наибольшую заинтересованность
граждане средних возрастов (1953-1966 г.р.),
что негативно сказалось на отношении
населения к пенсионной реформе, уменьшило
интерес и доверие граждан к государственной
пенсионной политике.
Население плохо информировано о целях
и принципах пенсионной реформы, своих
правах и возможностях в новой пенсионной
системе – как в отношении накопительной
части трудовой пенсии, так и в отношении
добровольного пенсионного обеспечения.
Ситуация в этой сфере меняется к лучшему,
но очень медленно. Указанное обстоятельство
вызывает широкую полемику в средствах
массовой информации, серьезную обеспокоенность
населения и общественных организаций.[26] При
анализе численности и структуры получателей
пенсий в последнее время можно отметить
следующие основные тенденции:
– номинальный размер назначенной месячной
пенсии в 2000-2005 годах увеличился в 3,4 раза.
В реальном исчислении, то есть с поправкой
на индекс потребительских цен, рост пенсии
составил 2,2 раза;
– темпы роста покупательной способности
среднего размера пенсии в 2000-2005 годах
существенно отстают от темпов роста покупательной
способности доходов занятого населения.
Это означает, что пенсионеры по сравнению
с работающим населением с каждым годом
живут все хуже.
Согласно актуарному расчету ПФР, при
сохранении нынешнего положения в пенсионной
системе к 2015 году недостаток средств
распределительной составляющей системы
обязательного пенсионного страхования
возрастет в 6 раз по сравнению с бюджетом
2005 года; сохранится тенденция дальнейшего
снижения жизненного уровня пенсионеров,
получающих трудовую пенсию, которая выразится,
в частности, в снижении коэффициента
замещения трудовой пенсии до уровня 20,1%
от средней зарплаты, то есть практически
в 1,4 раза; суммарный эффективный тариф
снизится до 15% от фонда заработной платы
против 19% в 2005 году [18, 77]. Проведенный анализ
нормативных правовых документов, позволяет
сделать вывод о том, что большинство из
поставленных целей реформы до настоящего
времени не выполнено.
А
именно:
2)обеспечение финансовой устойчивости
системы обязательного пенсионного страхования;
3)усиление страхового принципа;
5)снижение зависимости пенсионной системы
от демографических факторов;
6)формирование внутри пенсионной системы
накопительного элемента;
7)формирование профессиональных пенсионных
систем; 8)легализация
трудовых доходов и стимулирование сокращения
неформального сектора на рынке труда;
9)создание конкуренции и допуск на пенсионный
рынок частного сектора; 10)обеспечения
контроля за целевым использованием средств
ПФР. Конечно, этот список можно еще продолжить,
но уже и так ясно, что в пенсионной сфере
предстоит сделать немало, чтобы устранить
большое количество спорных вопросов
и противоречий, а также ликвидировать
имеющиеся правовые пробелы. Начавшаяся
с 1 января 2002 года пенсионная реформа
призвана расставить все точки и решить
главную свою задачу – повышение жизненного
уровня пенсионеров.
Задачи
и пути их решения. Участники
слушаний определили несколько ключевых
тезисов, которые должны получить отражение
при разработке стратегии дальнейшей
реализации пенсионной реформы. Решение
указанных проблем важно для обеспечения
экономического и социального развития
страны в целом и ее регионов.
1. Государство должно четко определить
уровень гарантий и ответственности.
3. Важным направлением решения пенсионных
проблем должно стать создание и развитие
региональных накопительных пенсионных
систем как эффективной технологии пенсионного
обеспечения граждан.
4. Государство должно заинтересовать
работодателей участвовать в пенсионном
обеспечении своих работников.
5. Требует перестройки сложившаяся система
инвестирования пенсионных накоплений,
предназначенных для финансирования накопительной
части трудовой пенсии.
6. Необходимо возродить централизованное
руководство проведением пенсионной реформы,
обеспечив координацию действий всех
участвующих в реформе министерств и ведомств
и последовательную реализацию принципов
проведения реформы.
Заключение.
В процессе исследования Пенсионной системы Российской Федерации удалось рассмотреть и изучить основные моменты действующего пенсионного законодательства. В работе дано подробное описания нового, «реформированного» законодательства. Во второй главе данной работы был проведен анализ доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ за 2002 – 2011 г.г., в процессе которого была рассмотрена структура и состав налоговых и неналоговых поступлений, рассмотрены основные направления расходования средств Пенсионного фонда.
Ежегодно
в федеральный бюджет ПФР поступает в
среднем 57% необходимых средств. За грядущие
три года поступления от страховых пенсионных
взносов выросли всего на 30,8%, тогда как
ассигнования из бюджета – на 40,7%.
В
последней главе курсовой работы, приведено
описание проблемы старения населения
и перспектива развития Пенсионного Фонда
России. Демографическое старение повлечет
за собой кардинальное изменение тенденций
экономического роста и усилит давление
на бюджет в связи с необходимостью увеличения
расходов на население пожилого возраста.
Без соответствующих бюджетных корректировок,
дальнейшей реформы пенсионной системы
и системы здравоохранения или структурных
мер, направленных на увеличение темпов
экономического роста, нагрузка на бюджет
повсеместно - и весьма существенно - возрастет. Чтобы
устранить большое количество спорных
вопросов и противоречий, а также ликвидировать
имеющиеся правовые пробелы пенсионной
реформы:
Библиографический список.
1)Федеральный
закон от 23.13.2003 г. № 175- ФЗ «О
бюджете Пенсионного Фонда РФ
на 2004 год». 2)Федеральный закон от 28.12.2004
г. № 184- ФЗ «О бюджете Пенсионного Фонда
РФ на 2005 год». 3)Федеральный закон от 22.12.2005
г. № 174-ФЗ «О бюджете Пенсионного Фонда
РФ на 2006 год». 4)Федеральный закон от 19.12.2006
г. № 236-ФЗ «О бюджете Пенсионного Фонда
РФ на 2007 год». 5)Федеральный закон от 21.07.2007
г. № 182- ФЗ «О бюджете Пенсионного Фонда
РФ на 2008 год и плановый период 2009 и 2010
годы». 6)Федеральный закон РФ от 30.11.2009
г. № 307- ФЗ «О бюджете Пенсионного Фонда
РФ на 2010 год и плановый период 2011 и 2012
годов». 7)Федеральный закон РФ от 15.12.2001
г.№166-ФЗ «О государственном пенсионном
обеспечении в РФ». 8)Федеральный закон
РФ от 15.12.2001 г. № 167- ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации». 9) Федеральный закон от 17.12.2001
г. № 172- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации». 10)