Процедуры банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Банкротство - это способ возвращения имущества безнадежных предприятий-должников в сферу бизнеса, избавления экономики от неэффективных производств, неэффективного бизнеса, а также метод возмещения ущерба, причиненного кредиторам действиями должника.
Как и в любая сфера деятельности, банкротство сопряжено со множеством проблем и сложностей. К таким проблемам можно отнести следующие:
Проблема незаинтересованности арбитражного управляющего в восстановлении платежеспособности должника.
Проблема недостаточности срока внешнего управления для восстановления платежеспособности должника.
Проблема профессионализма арбитражных управляющих.
Проблема определения действительной стоимости имущества должника при его реализации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы несостоятельности хозяйствующих субъектов......................................................................................................................5
1.1 Понятия, основные факторы и признаки кризисных явлений в экономике предприятий..............................................................................................5
1.2 Основные черты экономического возникновения кризисного состояния производственной системы……………………………………………14
1.3 Экономическая сущность и виды банкротства…………………18
Краткие выводы……...………………………………………………………24

ГЛАВА 2. Процедуры банкротства………………………………………...26
2.1 Наблюдение……………………………………………………….27
2.2 Финансовое оздоровление………………………………………..28
2.3 Внешнее управление……………………………………………...30
2.4 Конкурсное производство………………………………………..32
2.5 Мировое соглашение……………………………………………..35
Краткие выводы……..………………………………………………………36


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................40

Файлы: 1 файл

11.doc

— 471.50 Кб (Скачать файл)

Сложность этой проблемы состоит в том, что, с одной  стороны, 
стратегические решения, направленные на предотвращение кризиса, должны 
быть приняты и реализованы на ранних стадиях управления, когда процесс 
движения к кризису еще не приобрел кумулятивного характера и поэтому еще 
не стал необратимым. С другой стороны, решения, принимаемые на ранних 
стадиях, базируются, как правило, на весьма слабых и потому не всегда 
достоверных сигналах о возникновении неблагополучных тенденций. 
Тактические решения, в отличие от стратегических, принимаются на основе 
более полной и точной информации, отражающей актуальное (по состоянию на 
данный момент) состояние производственной системы. Однако времени для 
коренной перестройки деятельности фирмы с целью предотвращения кризиса 
либо очень мало, либо нет совсем. Речь в этом случае идет либо о 
чрезвычайных мерах по недопущению кризиса, которые еще возможно 
реализовать в короткий период, либо о мерах, направленных на выход из кризиса, который уже наступил.

Сочетание стратегического и тактического подхода к 
антикризисному управлению может быть представлено в виде областей 
предотвращения, недопущения и выхода из кризиса. Если интенсивность 
нарастания кризисных явлений мала, то это может вызвать неадекватную 
реакцию руководства производственной системой на слабые сигналы о 
возникновении неблагополучных тенденций во внешней и внутренней среде 
фирмы. Иначе говоря, на эти сигналы просто не обратят внимания, 
мотивируя это необходимостью решения важнейших сиюминутных задач по 
выполнению миссии фирмы. На этом этапе обычно руководствуются 
рекомендациями по управлению путем ранжирования стратегических задач. 
Недостаточное внимание к слабым сигналам, поступающим на этой стадии, 
может вызвать тяжелые стратегически важные последствия для фирмы.

Реальное воплощение описанного процесса возможно лишь при 
организации постоянного наблюдения за факторами состояния фирмы и 
сетями, характеризующими "каналы связи" между исходными и завершающим 
экономическими явлениями в механизме возникновения кризисного состояния 
Задачей подобного наблюдения является нахождение наиболее характерных 
«точек», то есть значений тех или иных показателей, количественно 
характеризующих определенный сигнал о состоянии фирмы, ее конкурентном 
статусе в данный момент времени. Поскольку конкурентный статус фирмы 
характеризует совокупное влияние на уровень конкурентного преимущества 
условий, формируемых детерминантами «национального ромба» и 
стратегическим потенциалом фирмы, точки наблюдения должны отражать 
именно эти две сферы влияния. Эти точки могут быть информационными 
объектами бухгалтерского учета, учета производственных затрат 
(контроллинг) оперативного учета различных аспектов деятельности фирмы, 
аналитических обзоров и других материалов, позволяющих оценить состояние 
фирмы.

Прежде чем найти  показатели, оценивающие состояние  фирмы, нужно 
конкретизировать содержание «сигналов», подвергаемых оценке.

1.3 Экономическая  сущность и виды банкротства.

 

В каждой цивилизованной стране с развитой экономической  системой одним из основных элементов механизма регулирования рыночных отношений является процедура банкротства.

Банкротство – это  не новое для российской экономики  явление, которое стало насущной необходимостью в условиях рыночных отношений.

В настоящий момент нашей  рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов.

Понятие банкротства  органически присуще современным рыночным отношениям. Оно характеризует неспособность предприятия (организации) удовлетворить требования кредиторов относительно оплаты товаров, работ, услуг, а также обеспечить обязательные платежи в бюджетные и внебюджетные фонды.

Само явление несостоятельности и банкротства объективно возникает в условиях рыночных отношений, являясь результатом их функционирования.

Отличительными чертами  разграничения понимания категорий  несостоятельности и банкротства являются: наличие признаков банкротства, установленных арбитражным судом, и возможность восстановления платежеспособности после проведения реабилитационных процедур (несостоятельность хозяйствующего субъекта); в свою очередь банкротство рассматривается как гражданско-правовая норма, устанавливаемая судом и характеризующая такое финансовое состояние предприятия (естественно, при наличии всех необходимых признаков), когда любые возможности восстановления платежеспособности исчерпаны и вводится последняя процедура – конкурсное производство (рисунок 1.1., приложение 1.1).

При исследовании категорий  несостоятельности и банкротства, можно выделить несколько уровней  и способов решения задач, определения уровней, категорий несостоятельности и банкротства.

Таблица 1.1

Уровни категорий несостоятельности и банкротства

Микро-

уровень

Несостоятельность хозяйствующего субъекта

При наличии признаков  банкротство  устанавливается арбитражным судом. Имеется возможность восстановления платежеспособности.

Микро-

уровень

Банкротство хозяйствующего субъекта

При наличии признаков банкротства  устанавливается арбитражным судом. Возможности восстановления платежеспособности не имеется.

Мезо-

уровень

Несостоятельность отрасли, региона

Возможность восстановления платежеспособности и финансовой устойчивости с помощью мер государственного регулирования

Макро-

уровень

Несостоятельность государства

Возможность восстановления финансовой и денежной системы государства на основе помощи международного сообщества


 

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение                  требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Несостоятельность (банкротство) предприятия считается имеющей                   место после признания факта  несостоятельности арбитражным  судом или  после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации.

Понятие «банкротства»  характеризуется различными его  видами. В законодательстве, финансовой практике выделены следующие четыре вида банкротства:

  • Реальное
  • Техническое
  • Умышленное
  • Фиктивное

Реальное банкротство характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и  способность по причине реальных потерь используемого капитала.

катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществить эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом.

Техническое банкротство,  характеризует  состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер её превышает, размеры кредиторской задолженности, а сумма активов значительно превосходит объем финансовых обязательств предприятия.

Техническое банкротство при эффективном  антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к его юридическому банкротству.

Умышленное банкротство – характеризует  преднамеренно созданное (или увеличенное) руководителем предприятия его  неплатежеспособности нанесение им экономического ущерба предприятию в личных интересах, заведомо некомпетентное финансовое управление.

Фиктивное банкротство  – характеризует заведомо ложное объявление предприятием своей несостоятельности  с целью введения в заблуждение  кредиторов для получения отсрочки по суммам кредиторских обязательств.

Причинами банкротства  предприятий являются:

1. Неэффективность системы управления предприятием,  которая в свою очередь объясняется:

  • отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
  • недостаточным знанием конъюнктуры рынка;
  • низким уровнем квалификации менеджеров и персонала  отсутствием трудовой мотивации работников  падением престижа рабочих и инженерно-технических профессий;
  • неразвитостью современных методов финансового менеджмента и управления издержками производства.

2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемых решений,  сохранность и эффективность использования имущества предприятия,  а также за финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия.

3. Небольшой размер уставного капитала акционерных обществ, существенно ограничивающий масштабы деятельности предприятия.

4. Отсутствие эффективного механизма исполнения решений арбитражных судов,  особенно в части взыскания на имущество должника.

5. Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса,  что снижает его инвестиционную привлекательность.

6. Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для акционеров,  руководителей предприятия, потенциальных инвесторов, а также органов исполнительной власти.

7.  Появление различных форм собственности предприятий. В настоящее время более 60% ВВП производится на предприятиях негосударственного сектора экономики. Однако массовая приватизация  рыночные принципы хозяйствования автоматически не привели к структурной перестройке росту эффективности производства.

8.  Увеличение числа убыточных предприятий. По оценке специалистов, только около 20% российских предприятий работают более или менее успешно. Остальные 80% предприятий могут попасть в поле зрения Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве).

9.  Относительно длительное в течение последнего десятилетия падение объемов производства работ (услуг). За 2000-2005 гг. объем промышленного производства в России сократился на  40%. 

Под влиянием  перечисленных  факторов при определенных условиях предприятия, фирмы, корпорации, в процессе своей деятельности сталкиваются с  финансовыми затруднениями,  которые  в конечном итоге могут привести к их неплатежеспособности.

Существенную роль в  этом могут сыграть,  например, замедление темпов роста или абсолютное снижение выручки предприятия при одновременном  увеличении внешних обязательств.

Они, как правило,  являются результатом:

  • Низкой конкурентоспособности продукции,  которая выражается в низких потребительских характеристиках товаров и высоких ценах. В связи с падением спроса на такую продукцию происходит ее затоваривание.
  • Несвоевременность поступления выручки при продаже продукции и растущие неплатежи предприятию за отгруженную им продукцию из-за невыполнения  покупателем своих обязательств, в связи с чем у предприятия образуется огромная дебиторская задолженность. Существенную роль в ее образование играет и задолженность государства за произведенную и поставленную по его заказу,  но неоплаченную продукцию.

Дебиторская задолженность  предприятия, как результат невыполнения государством своих обязательств, становится причиной роста кредиторской задолженности  предприятия перед поставщиками  персоналом и т. п.

  • Осуществление предприятием неэффективного долгосрочного инвестирования в проекты,  которые не гарантируют соответствующего роста выручки. Здесь может быть разрывы между осуществленными вложениями и перспективами прироста выручки.
  • Низкий удельный вес денежной составляющей в выручке от реализации продукции,  в связи с бартерным характером товарных отношений между предприятиями.
  • Большую нагрузку на финансы  предприятия платежей организациям-монополистам  продающими электроэнергию  газ,  тепло и воду,  а также расходов по содержанию ведомственного жилого фонда, оставшегося в ведении предприятия.
  • Неиспользуемые в результате сокращения производства основные фонды: административные и бытовые помещения,  другое имущество предприятия.

Главные проблемы российских предприятий кроются в дефиците финансовых средств,  хотя нарушение сроков исполнения  обязательств перед партнерами может быть вызвано также просто присущим отдельным руководителям стилем взаимодействия со своими партнерами. 

Предприятие в процессе своей деятельности и для  своего развития формирует  капитал и обеспечивает его прирост.

Предприятие начинает функционировать,  имея некоторый первоначальный собственный капитал,  который увеличивается за счет  прибыли,  образуемой  в результате реализации производимой продукции (работ услуг). Наращивая капитал,   предприятие в состоянии выполнять свои финансовые обязательства.

Информация о работе Процедуры банкротства