Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 12:38, контрольная работа
Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при этом косвенные налоги формируют большую часть российского налогового бюджета. В настоящее время наблюдаются попытки по смещению акцента в сторону увеличения доли прямых налогов в бюджете страны, что само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и направлениям их совершенствования. Теоретической и методической основой послужили нормативно-правовые акты в области налогообложения: Налоговый Кодекс РФ (первая и вторая части) и др.; труды российских и зарубежных ученых по проблемам прямого налогообложения (статьи, работы).
Введение………………………………………………………..………..3
1. Общая характеристика прямых налогов…………………..……….5
1.2 Классификация налогов………………………………………...5
2. Виды и классификация прямых налогов………………………….10
3. Налог на прибыль предприятий и организации……………….....14
4. Подоходный налог с физических лиц………………………….…17
4.1 Элементы подоходного налога………………………………..17
4.2 Система подоходного налогообложения физических
лиц в РФ………………………………………………………..19
4.3 Подоходное налогообложение в США……………………….21
Заключение…………………………………………………………….24
Литература……………………………………………………………..26
Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными – налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов Б. Х. Алиев включает все остальные налоговые платежи, не попавшие в два первых разряда8. Именно данная классификация, на мой взгляд, является самой оптимальной, потому что в полной мере отображает систему сегодняшних налогов.
Следует отметить также, что в литературе по теории налогообложения прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что доход может оцениваться непосредственно или опосредованно. Так, организации уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и понесенных расходов, физические лица уплачивают налог с доходов, рассчитанных с учетом поступлений, имущественного положения, затрат и др. Группу прямых налогов, облагающих действительно полученный доход (прибыль), называют личными налогами.
Доход может определяться и опосредованно, через оценку внешних проявлений благополучия лица: вида и качества жилья, размера и месторасположения земельного участка и др. В этом случае облагается не фактический, а предполагаемый средний доход лица, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (собственности, денежного капитала и др.). Эту группу прямых налогов называют реальными. Реальными налогами облагается, прежде всего, имущество, отсюда и их название [англ. real – имущество].
Примером реального
налога является единый налог на вмененный
доход. Этим налогом облагается потенциально
возможный валовой доход
Реальные налоги учитывают потенциальные результаты деятельности налогоплательщика. Так, налог на игорный бизнес введен с той же целью, что налог на вмененный доход, потому что значительная часть доходов игорного бизнеса не предъявляется к налогообложению, не учитывается при расчете налога на прибыль. Поэтому законодатель установил налог в твердом размере на каждый игровой стол, игровой автомат, кассу тотализатора или букмекерской конторы.
Однако если налог на вмененный доход ориентирован на учет ряда факторов, существенных для определения потенциального дохода, то налог на игорный бизнес взимается по ставке, единой для всех игорных заведений, расположенных на территории субъекта РФ.
Таким образом, группу прямых реальных налогов образуют земельный, транспортный налоги, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес. В группу прямых личных налогов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на наследование или дарение
2. Виды и классификация прямых налогов.
Выделяют 2 категории прямых налогов:
1) налоги на доходы
2) налоги на источники доходов.
Прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами - совокупность доходов или имущество налогоплательщика.
Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, подомовой налоги, налоги на доходы от денежных капиталов на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают подоходный налог с физических лиц, налоги на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный), налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налог на имущество и налог на наследство и дарение. Если строго следовать системе разделения налогов на реальные и личные, то к личным поимущественным следует причислять лишь те, где объектом налогообложения выступает стоимость имущества. Иногда возникают сложности по поводу отнесения налога с наследств к той или иной подгруппе. Налогом на наследство может облагаться доля наследства, приходящаяся каждому наследнику. В этом случае налог следует относить к подгруппе личных налогов. Налогом может облагаться и само наследство целиком, а доля каждого из наследников уже не подлежит налогообложению. Такой налог следует относить к реальным налогам.
Каждый из этих видов налогов, в свою очередь, распадается на несколько отдельных налогов, именно личные налоги могут простираться на способность человека к физическому труду, на его специальные познания, т. е. способность к труду профессиональному и т. д., - имущественные налоги могут простираться:
1) на недвижимые имущества, т. е. на земли и дома,
2) на движимые имущества.
По способу взимания различаются раскладочные и окладные прямые налоги.
Первые назначаются в определенной сумме с целой группы плательщиков, а эти последние распределяют их между собой. Иногда для всего государства назначается сумма, какая должна быть собрана налогом, затем эта сумма распределяется между отдельными провинциями или губерниями, потом между более мелкими административными делениями и, наконец, между отдельными плательщиками.
Раскладочный способ взимания налогов часто бывает соединен с круговой ответственностью плательщиков за их поступление.
Этот способ взимания налогов обеспечивает казне верный доход, но он нарушает определенность обложения по отношению к отдельным плательщикам.
Окладные или долевые налоги взимаются с каждого плательщика в отдельности.
Окладной способ взимания налогов требует более сложной организации, но зато он дает возможность достигнуть большей равномерности в обложении.
Все существенные моменты, входящие в определение налога, наиболее ясно выступают в прямых налогах.
Рошер очень удачно называет прямые налоги налогами на производительные силы. 9
Лоренц Штейн отождествляет прямые налоги с налогами на капитал или на производство. Но подобное отождествление возможно лишь либо при сужении понятия прямых налогов, либо при крайнем расширении понятия капитала, что Штейн и делает, говоря о личных капиталах и относя к таковым способности, знания и даже физические силы человека.
Налоги на капитал не совпадают с прямыми налогами, а составляют лишь вид таковых.
Прямые налоги обнимают собой налоги на доходы частных хозяйств и налоги на источники, из которых эти доходы получаются. Такими источниками являются труд, земля, капитал и индивидуальные особенности в обстановке отдельных частных хозяйств.
Самым идеальным налогом
В тех случаях, когда доходы, получаемые частными хозяйствами, очевидны и поддаются точному измерению, как, напр., жалованья чиновникам, проценты по ценным бумагам и т. п. - налоги могут быть взимаемы с этих действительных, называемых Штейном также хозяйственными, доходов. Но такие случаи сравнительно редки, а большинство налогов соразмеряется с вероятными, так называемыми финансовыми, доходами частных хозяйств. Все эти прямые налоги, при которых масштабом обложения служат истинные или предполагаемые доходы, составляют группу налогов подоходных, в узком значении этого слова, тогда как в широком смысле все налоги подоходные.
Часто же стараются обойти затруднения, встречающиеся при определении облагаемых доходов, тем, что устанавливают налоги не на доходы, а на источники таковых.
Так получаются 2 категории прямых налогов: 1) налоги на доходы, 2) налоги на источники доходов.
Прямые налоги распадаются также на налоги личные и налоги вещные или имущественные.
Каждый из этих видов налогов, в свою очередь, распадается на несколько отдельных налогов, именно личные налоги могут простираться на способность человека к физическому труду, на его специальные познания, т. е. способность к труду профессиональному и т. д., - имущественные налоги могут простираться: 1) на недвижимые имущества, т. е. на земли и дома, 2) на движимые имущества.
При устройстве прямых налогов самым существенным моментом является оценка объектов обложения. Эта операция называется податным кадастром, который всегда должен предшествовать распределению и взиманию прямых налогов.
Для оценки объектов прямых налогов можно прибегать к трем различным приемам: 1) к самопоказаниям плательщиков, 2) к оценке по определенным признакам, 3) к оценке в каждом отдельном случае административными органами или смешанными комиссиями из членов от правительства и от самих плательщиков.
Ни один из перечисленных способов не гарантирует абсолютной точности и равномерности обложения; но наиболее обеспечивает таковую оценка в смешанных комиссиях.
При самопоказаниях неизбежны обманы и сообщения неверных данных, так что более добросовестные плательщики будут обложены тяжелее, чем менее честные. Вследствие этого, система самопоказаний вредно отзывается на народной нравственности.
Всякая оценка имуществ и доходов по каким-либо внешним признакам может быть верна только приблизительно, так как в каждом отдельном случае обложения на тяжесть последнего влияет целый ряд индивидуальных обстоятельств места и времени. В обложении же по известным признакам нельзя принимать во внимание всех этих особенностей. К тому же принятие тех или иных признаков за масштаб обложения - дело вполне произвольное.
При оценке облагаемых объектов в каждом отдельном случае административными органами, эти последние, по малому знакомству с местными условиями, часто не будут в состоянии прийти к верным заключениям.
Очень полезным оказывается здесь участие оценщиков из среды местных жителей - плательщиков распределяемых налогов. Конечно, члены от плательщиков часто при своих показаниях руководствуются не столько стремлением к истине, сколько личными симпатиями. Но поправкой этому служат члены от правительства и оценочные податные комиссии высших инстанций.
По способу взимания различаются раскладочные и окладные прямые налоги.
Первые назначаются
в определенной сумме с целой
группы плательщиков, а эти последние
распределяют их между собой. Иногда
для всего государства
Раскладочный способ взимания налогов часто бывает соединен с круговой ответственностью плательщиков за их поступление.
Этот способ взимания налогов обеспечивает казне верный доход, но он нарушает определенность обложения по отношению к отдельным плательщикам.
В настоящее время раскладочный способ взимания прямых налогов преобладает во Франции. 10
Окладные или долевые
налоги взимаются с каждого
Окладной способ взимания налогов требует более сложной организации, но зато он дает возможность достигнуть большей равномерности в обложении.
Взимание прямых налогов может производиться либо правительственными органами, либо органами местного самоуправления, либо, наконец, чрез отдачу их сбора на откуп.
В настоящее время откупная система взимания прямых налогов не применяется ни в одном цивилизованном государстве, в старину же она была известна, хотя при взимании прямых налогов она не была так распространена, как при косвенных.
В последнее время во многих государствах местные органы получили большое значение при взимании прямых налогов, особенно при взимании налогов с источников доходов. Эти налоги во многих государствах служат главным источником доходов местных общественных союзов, так что, если и государство прибегает к тем же налогам, то в видах экономии издержек взимания налогов и удобства плательщиков, является вполне рациональным, чтобы они взимались либо одним государством, либо одними местными союзами. А так как последние могут лучше сообразоваться с местными условиями, имеющими огромное значение при организации прямых налогов, то и представляется наиболее целесообразным поручить распределение и взимание этих налогов местному самоуправлению.
3. Налог на прибыль предприятий и организаций
Налог на прибыль во всех странах имеет двоякое значение: фискальное и регулирующее.
Это важный доход бюджета. В консолидированном бюджете РФ, объединяющим бюджеты всех уровней власти, налог на прибыль обеспечивает свыше одной трети всех поступлений, тогда как в федеральном бюджете его доля составила в 1996 г. 16%.
Он служит экономическим инструментом регулирования экономики. Изменяя обложение прибыли юридических лиц, государство способно с помощью ставок, порядка расчета налогооблагаемой базы, налоговых льгот и санкций оказать серьезное давление на динамику производства: либо стимулировать его развитие, либо сдерживать движение вперед.
Налог на прибыль предприятий и организаций действует на всей территории России. 11
♦ Плательщиками его являются:
юридические лица (в том числе бюджетные, включая созданные на территории России предприятия и организации с иностранными инвестициями;
филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий (за исключением филиалов Сбербанка РФ), имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;
коммерческие банки и другие кредитные учреждения, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензии России, а также ЦБ России и его учреждения в части прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения;