Прямые налоги, их виды и характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 12:38, контрольная работа

Описание работы

Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при этом косвенные налоги формируют большую часть российского налогового бюджета. В настоящее время наблюдаются попытки по смещению акцента в сторону увеличения доли прямых налогов в бюджете страны, что само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и направлениям их совершенствования. Теоретической и методической основой послужили нормативно-правовые акты в области налогообложения: Налоговый Кодекс РФ (первая и вторая части) и др.; труды российских и зарубежных ученых по проблемам прямого налогообложения (статьи, работы).

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………..3
1. Общая характеристика прямых налогов…………………..……….5
1.2 Классификация налогов………………………………………...5
2. Виды и классификация прямых налогов………………………….10
3. Налог на прибыль предприятий и организации……………….....14
4. Подоходный налог с физических лиц………………………….…17
4.1 Элементы подоходного налога………………………………..17
4.2 Система подоходного налогообложения физических
лиц в РФ………………………………………………………..19
4.3 Подоходное налогообложение в США……………………….21
Заключение…………………………………………………………….24
Литература……………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Гос. и мун. финансы.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

страховые организации, получившие лицензии в Федеральной службе России по надзору  за страховой деятельностью.

Определенная группа юридических лиц, в том числе  предприятия любых организационно-правовых форм, реализующие произведенную  ими сельскохозяйственную и охото-хозяйственную продукцию, а также предприятия железнодорожного транспорта и связи, объединения по газификации и эксплуатации газового хозяйства выведены из-под этого налога, облагается налогом на прибыль (доход) в соответствии со специальными законами.

♦ Объектом обложения  налогом на прибыль,  полученную в рублях и иностранной валюте, является валовая    прибыль, которая включает три компонента:

прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

прибыль (убыток) от реализации основных фондов (включая земельные участники) и другого имущества;

доходы от внереализационных  операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключают экспортные тарифы. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяется федеральным законом.

Прибыль от реализации основных средств и другого имущества  предприятий и организаций определяется как разница между продажной  ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов, увеличенной  на индекс инфляции, исчисленной в установленном порядке. При этом остаточная стоимость применяется к основным фондам, нематериальным активам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам. Отрицательный результат от их реализации не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

По предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения применяется  рыночная цена на аналогичную продукцию (работ, услуг), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Сумма выручки, полученная от реализации основных фондов и иного имущества, определяется предприятием на основании расчетов, которые представляются в налоговый орган по месту нахождения предприятия одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль.

 

Объектом налогообложения  налогом на прибыль является выручка  предприятия и его внереализационные  доходы, уменьшенные на затраты предприятия, относимые на себестоимость в  соответствии с действующим законодательством.

Схему расчета налога на прибыль предприятия можно  представить следующим образом:

1) суммируется выручка  предприятия от реализации товаров,  работ и услуг без входящих  в ее состав НДС и акцизов;

2) прибавляется сумма  внереализационных доходов предприятия (не связанных с реализацией товаров, работ, услуг, имущества и прочих видов активов);

3) осуществляется корректировка  получившейся величины на положительные  или отрицательные разницы по  операциям в иностранной валюте  и по валютным счетам, возникшие  до 21.01.1997 г.;

4) вычитаются затраты,  которые в соответствии с положениями  о составе затрат для данного  вида предприятий относятся на  издержки (на себестоимость)*;

5) исключаются доходы, которые облагаются налогом у  источника выплат (например, дивиденды  по акциям);

6) исключаются доходы, которые облагаются налогом по  иной ставке налогообложения  или в обособленном порядке  (например, доходы от операций  с государственными ценными бумагами), - для этих доходов составляется  отдельный расчет налога на  прибыль по иной ставке налогообложения.

Для банков и кредитных организаций - Постановление Правительства РФ от 16.05.1994 № 490 “Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль санками и другими кредитными учреждениями”, для страховщиков - Постановление Правительства РФ от 16.05.1994 № 491 “Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками”, для инвестиционных фондов - Письмо Госкомимущества РФ от 25.05.1993 № ДВ-2/3498, Минфина РФ от 21.05.1993 № 62 “О порядке оценки чистых активов, особенностях состава затрат, формирования финансовых результатов и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах”, для прочих организаций - Постановление Правительства РФ от 5.08.1992 № 552 (ред. от 11.03,1997) “Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”.12

По итогам произведенных операции получается налогооблагаемая прибыль предприятия, которую еще необходимо скорректировать на льготы (если таковые у предприятия имеются), и после этого получается налогооблагаемая база по налогу на прибыль, с которой налог на прибыль взимается по ставке, являющейся базовой для данной категории налогоплательщика.

Основные ставки налога на прибыль установлены в следующих  размерах:

* 13% в федеральный бюджет  и до 22% в бюджет субъекта РФ  для обычных предприятий и  организаций;

* 13% в федеральный бюджет  и до 30% в бюджет субъекта РФ  для банков, кредитных организаций, страховых компании и по доходам от посреднических операций.

 

 

 

 

 

 

 

4. Подоходный налог  с физических лиц

 

 

4.1 Элементы подоходного налога

 

Подоходный налог имеет  статус федерального налога. Он действует  и взимается на всей территории России на основании Закона «О подоходном налоге с физических лиц» (см. выше).

Плательщиками подоходного  налога являются физические лица (граждане Российской Федерации, граждане государств, входивших в состав бывшего СССР, граждане других государств и лица без гражданства), как имеющие так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации. К гражданам, которые рассматриваются как имеющие постоянное местожительства в Российской Федерации, относятся граждане находящиеся в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

Объектом налогообложения  является совокупный доход полученный в календарном году, как на территории Российской Федерации, включающей в  себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное  пространство над ними, а также экономическую зону и континентальный шельф, так и за пределами Российской Федерации в денежной (в рублях или иностранной валюте) и натуральной форме.

Доходы в иностранной  валюте для целей налогообложения  пересчитываются в рубли по курсу Центробанка России, действовавшему на дату получения дохода. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.

В состав совокупного  дохода физических лиц включаются заработная плата, премии, другие вознаграждения, а также стоимость материальных и социальных благ, предоставляемых  предприятием (например, суммы единовременных пособий лицам, уходящим на пенсию, оплата коммунально-бытовых услуг, оплата проезда к месту работы и обратно, оплата питания сотрудников и т. п.), их полный перечень приведен в Законе.

Облагаемый налогом  совокупный налог уменьшается на сумму удержанную в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Кроме того в совокупный годовой доход граждан не включаются :

пособия выплачиваемые  при рождении ребенка;

пособия инвалидам с  детства;

пособия многодетным  и одиноким матерям;

выходные пособия выплачиваемые  при увольнении;

компенсационные выплаты  работникам и т. д.

(полный перечень приведен  в законе)

Также для ослабления тяжести подоходного налога и  оказания поддержки некоторым менее  защищенным социальным слоям населения  в законе предусматривается освобождение от налогообложения отдельных видов  доходов этих граждан, к ним относятся Герои Советского Союза и Российской Федерации, лица награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды войн и т. д. (см. Закон). Они имеют право на вычет 5-кратного размера минимальной оплаты труда из совокупного дохода (см. Закон).

 В России принята  единая шкала ставок для всех  граждан независимо от источника  дохода (табл. 2).

Таблица 2

Подоходный налог с  облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, (с учетом последнего изменения)  взимается по следующим ставкам:

 

Размер облагаемого совокупного  дохода, полученного в календарном  году

Ставка налога

До 50 000 руб.

12 процентов 

От 50 001 руб. до 150 000 руб.

6 000 руб. + 20 процентов  с суммы, превышающей 50 000 руб 

От 150 001 руб. и выше

26 000 руб. + 30 процентов  с суммы, превышающей 150 000 руб. 


 

 

Порядок исчисления подоходного  налога не претерпел значительных изменений  с 1992 годом. В совокупный доход за год включаются все начисленные  и выплаченные доходы того налогооблагаемого  периода, за который они выданы, Подоходный налог исчисляется по следующей формуле :

 

Н = [(С-ΣЛ)* К]/100        , где

 

Н – подоходный налог

С – совокупный доход

Л – законодательно установленные  льготы

К – ставка подоходного  налога в %

Подоходный налог подлежащий перечислению в бюджет рассчитывается по следующей формуле :

 

Н = [(С-ΣЛ)* К]/100-Н1           , где

 

Н1 – подоходный налог  с физических лиц удержанный в  предыдущем периоде

 

 

 

 

4.2. Система подоходного  налогообложения физических лиц  в РФ.

 

Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в России:

1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени.

2. Нестабильность, сложность  , запутанность и неоднозначность  нормативной базы и процедур  налогообложения, приводящие к  большим затратам на содержание  налоговой системы.

3. Однобоко фискальная  направленность налогообложения, недостаточное его использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности.

4. Значительные возможности  уклонения от уплаты налогов,  стимулирующие развитие теневой  экономики, коррупции и организованной преступности и, разумеется, приводящие к недобору поступлений.

Для того, чтобы по возможности  устранить эти недостатки надо придерживаться принципов рациональной налоговой  политики:

Простота. Установление налога и его сбор не должны сопровождаться созданием гигантских бюрократических машин, применением неисчислимых форм отчетности, непосильной работой бухгалтерских служб предприятия и усердным "бумагомаранием" граждан.

Фискальная эффективность. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов должны быть многократно меньше сумм налоговых поступлений, в противном случае на финансирование основных расходов государства мало что останется. Хотя проблема усовершенствования и минимизации расходов по сбору налогов не являестся наиглавнейшей, о ней нельзя забывать, так как совершенствуя эту стадию обращения налоговых средств, повышая е эффективность, можно усовершенствовать в целом весь процесс сбора налогов. Кроме того, необходимо максимизировать общую массу доходов от налогов, а не ставки последних. Это требование совершенно справедливо, так как достижение максимальной эффективности достигается в большинстве случаев путем качественного скачка (совершенствование процесса сбора налогов, устранение возможности к неуплате), а не количественного увеличения (в данном случае ставок налогов).

Блокирование тенденции  к уклонению от уплаты налогов. При  введении того или иного налога и  установлении процедур его взимания необходимо обеспечить невозможность  уклонения от его уплаты.

Универсальность. Ставки налогообложения и нормативы распределения доходов между бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы, подходить для различных категорий налогоплательщиков. В последнее время одной из актуальнейших проблем налогообложения выявляется наряду с проблемой сбора налогов, проблемы распределения налоговых сборов в особенности между бюджетами различных уровней по вертикали. Здесь можно выделить тяжелейшую проблему задержек платежей, зарплат вследствие намеренных задержек при переводе средств, поэтому даже имея более менее приемлемую тактику сбора налогов, мы сталкиваемся с проблемой распределения.

Информация о работе Прямые налоги, их виды и характеристика