Пути совершенствования управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Поэтому, целью нашей работы является изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям «государственный долг», «государственный займ»;
определить особенности внутренних займов как наиболее быстро развивающегося способа заимствований;
определить классификационные признаки государственных займов и тем самым рассмотреть классификацию;
определить принципы управления государственным долгом;
проанализировать современную ситуацию на рынке внешних и внутренних заимствований.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга…………5
1.1 Понятие и сущность государственного долга, государственные займы и их классификация…………………………………………………………………5
1.2 Особенности субфедерального, внутреннего государственного долга….12
Глава 2. Государственный долг Чувашской Республики……………………15
2.1. Цели и задачи, принципы долговой политики Чувашской Республики...15
2.2 Государственный долг Чувашской Республики…………………………...19
Глава 3. Пути совершенствования управления государственным долгом.….25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

kursach_3_kurs.rtf

— 8.15 Мб (Скачать файл)

8) По способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями. При условии, что эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать следующие три варианта его погашения: погашение равными долями на протяжении оговоренного срока; погашение увеличивающимися долями на протяжении оговоренного срока (такая форма наиболее удобна, в случае если привлеченные средства направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно по мере реализации инвестиционного проекта идет и рост поступлений oт объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств); погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока;

9) По способу определения предлагаемого инвестору дохода эмитент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода, а также займы с переменным уровнем дохода. Заключение сделок по займам с постоянным фиксированным доходом предоставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту заранее известную стоимость обслуживания долга. Однако при необходимости размещения долгосрочных займов и низких возможностях прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государство может испытывать трудности в финансировании дефицита бюджета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта проблема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнктуры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода, который зависит от какого-либо экономического индикатора, например, ставки по межбанковским кредитам в стране;

10) По направлениям использования заемных средств займы могут быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлеченные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.

Государственный долг требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:

- наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;

- доверие кредиторов государству;

- заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

- возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения государственных займов могут выступать:

- доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

- дополнительные поступления от налогов;

- экономия средств от сокращения расходов;

- эмиссия денег;

- привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Делая выводы, можно сказать, что государственный долг представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.

 

 

 

1.2 Особенности субфедерального, внутреннего государственного долга

 

Рынок субфедеральных займов на сегодняшний день является одним из наиболее бурно развивающихся сегментов рынка российского государственного долга. По уровню надежности он занимает второе место после рынка федеральных облигаций, по уровню доходности -- первое. В то же время он отличается относительно низким уровнем ликвидности для большинства регионов. Это связано как с внешними по отношению к займам факторами, такими как неопределенность политической и социально-экономической ситуации в стране и регионе, несовершенство налогового законодательства и т.д., так и с недостатками в конструкции самих займов (отсутствие учета всех групп потенциальных инвесторов, просчеты в определении оптимального срока обращения эмитируемых ценных бумаг и т.д.). Политика управления государственным долгом на субфедеральном уровне имеет существенные отличия от политики управления федеральным долгом. Они обусловлены отсутствием фактора внешнего давления со стороны международных кредитных организаций, а также зависимостью регионов от позиции федеральных органов власти по вопросам субнациональных заимствований.

Еще одной причиной, обусловливающей особенности управления субфедеральным долгом, является наличие определенной конкуренции между регионами. Она возникает в силу того, что для потенциальных инвесторов важную роль играет не только наличие и качество гарантий по субфедеральному займу, но и экономическая привлекательность осуществляющего его региона. Таким образом меры, направленные на поддержание высокого инвестиционного рейтинга последнего, фактически являются одной из составных частей управления субфедеральным долгом. Организация управления государственным долгом на субфедеральном уровне мало отличается от организации управления федеральными займами. Субъекты РФ так же оформляют свои обязательства в виде облигационных и вексельных займов. Инструментами их осуществления на субфедеральном уровне являются облигации субъектов РФ, евробонды и векселя.

Контроль за выпуском субфедеральных займов осуществляет Министерство финансов РФ, а также законодательные и исполнительные органы власти региона-эмитента.

Субфедеральные займы могут быть классифицированы: по направлениям использования заемных средств -- на целевые и нецелевые; по валюте займа -- на внутренние и внешние. Привлеченные в результате осуществления целевых займов средства используются для финансирования отдельных инвестиционных проектов. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, идут на покрытие текущих бюджетных расходов или дефицита бюджета, а также для рефинансирования текущей задолженности. В нашей стране преимущество имеет нецелевое заимствование средств, например, в 1998 г. только Москва и Санкт-Петербург привлекали средства под конкретные инвестиционные проекты.

Разделение субфедеральных займов на внутренние и внешние до недавнего времени было основано на закрепленном в ст. 103 Бюджетного кодекса РФ праве субъектов РФ, не получавших финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, осуществлять внешние заимствования. Однако в августе 2000 г. был принят Федеральный закон, отменивший это право.

Несмотря на принятие данного закона, право выхода субъектов РФ на внешний кредитный рынок является сегодня одним из наиболее спорных вопросов. В частности, высказывается мнение, что в условиях дефицитности большинства региональных бюджетов было бы нецелесообразным лишать их одного из существенных источников доходных поступлений. Более разумным представляется изменение системы контроля за объемом заимствований.

В мировой практике существует несколько схем контроля за субнациональными заимствованиями:

  • рыночный контроль, при котором регионы не имеют легальных ограничений по своим заимствованиям и не подконтрольны по данному вопросу федеральному правительству. Все решения, принимаемые региональными органами власти, основываются только на целесообразности и эффективности каждого конкретного проекта;
  • совместный контроль, при котором все параметры субнациональной задолженности устанавливаются в результате проведения переговоров между федеральным и региональным уровнями власти;
  • контроль на основе жестких правил, которые прописаны в конституции или в законах;
  • прямой административный контроль, характерный в большей степени для унитарных государств.

В российской финансовой практике применяется контроль за субфедеральными заимствованиями на основе правил, установленных Бюджетным кодексом РФ. К важнейшим из них относятся определение прав внешних заимствований субъектов РФ, а также условия разрешения эмиссии субфедеральных ценных бумаг.

 

Глава 2. Государственный долг Чувашской Республики

 

2.1. Цели и задачи, принципы долговой политики Чувашской Республики

Управление государственным долгом Чувашской Республики (далее - долг) является одним из важных компонентов системы управления общественными финансами. Качественное, эффективное управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления с использованием четких процедур и механизмов и публичного раскрытия информации о долговой политике Чувашской Республики.

В рамках Концепции под долговой политикой Чувашской Республики понимается процесс разработки и практической реализации стратегии управления государственными заимствованиями Чувашской Республики в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, минимизации стоимости его обслуживания и равномерного распределения во времени связанных с долгом платежей.

Основной целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств Чувашской Республики в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Принципами управления долгом являются:

- сохранение объема долговых обязательств Чувашской Республики на экономически безопасном уровне;

- полнота и своевременность исполнения долговых и иных обязательств Чувашской Республики;

- сокращение стоимости обслуживания долга;

- прозрачность управления долгом и доступность информации о долге.

Управление долгом является составной частью бюджетной политики Чувашской Республики и непосредственно связано с бюджетным процессом Чувашской Республики.

Основными задачами управления долгом являются:

- повышение эффективности государственных заимствований Чувашской Республики (далее - заимствование);

- оптимизация структуры долга с целью минимизации его обслуживания;

- сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;

- обеспечение тесной взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями республиканского бюджета Чувашской Республики (далее - бюджет) в привлечении заемных средств и оптимизацией использования средств бюджета;

- развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом;

- совершенствование учета и отчетности по обслуживанию долга и обеспечение раскрытия информации о долге.

 

Организационная структура системы управления государственным долгом Чувашской Республики

 

В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики органы государственной власти Чувашской Республики и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в процессе управления государственным долгом Чувашской Республики по следующим направлениям:

 

Участники

Полномочия(функции)

Основные требования к выполнению полномочий(функций)

Кабинет министров ЧР

Прогнозирует социально-экономическое развитие Чувашской  Республики на очередной финансовый год и перспективу, разрабатывает и осуществляет программы социально-экономического развития Чувашской Республики и приоритетных отраслей;

Разрабатывает и реализует политику в области формирования республиканского бюджета Чувашской Республики;

составляет проект республиканского бюджета Чувашской Республики;

исполняет республиканский бюджет Чувашской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;

предоставляет   государственные   гарантии Чувашской Республики;

принимает решения об осуществлении государственных заимствований Чувашской Республики;

утверждает Прогнозный план(программу)приватизации республиканского имущества на очередной финансовый год и основные направления приватизации   республиканского имущества на плановый период;

издает нормативный правовой акт о списании с государственного долга Чувашской Республики долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации

 

Министерство финансов ЧР

Определяет:

Долговую емкость республиканского бюджета ЧР;

Объемы привлечения заимствований ЧР;

Прогнозы обслуживания и погашения прямых обязательств и объемов ожидаемых платежей по условным обязательствам ЧР;

Прогноз возможного объема предоставления гарантий ЧР;

Структур государственного долга ЧР принимает решение об осуществлении государственных заимствований ЧР.

Разрабатывает:

Прогноз республиканского бюджета ЧР на очередной финансовый год;

Перспективный финансовый план;

Программу государственных заимствований ЧР на очередной финансовый год;

Обеспечивает привлечение, погашение и обслуживание гос. Долга ЧР;

Ведет Государственную Долговую книгу ЧР, а также учет консолидированного долга ЧР.

Осуществляет:

Планирование заимствований на все цели;

Оценку и анализ рисков, связанных с долговыми обязательствами, и проводит мероприятия по их минимизации;

Поддержку автоматизированной системы управлениягос. Долгом ЧР.

Соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом РФ полнота и достоверность определения долговой емкости республиканского бюджета ЧР, объема государственных заимствований ЧР, соблюдение предельно допустимых значений аналитических индикаторов состояния гос. Долга ЧР, оптимальность условий привлечения заимствований, удержание рисков на минимальном уровне, качественное и эффективное обслуживание и своевременное погашение гос. Долга ЧР, доступность, прозрачность информации по гос. Долгу ЧР и консолидированному долгу ЧР, подготовка и предоставление отчетности в установленные сроки.

Министерство имущественных и земельных отношений ЧР

Представляет в Минфин Чувашии:

Прогнозный план(программу) приватизации республиканского имущества в очередном финансовом году;

Прогноз поступления в очередном финансовом году доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности ЧР;

Данные о задолженности государственных унитарных предприятиях ЧР, хозяйственных обществ,в уставных капиталах которых в соответствии с действующим законодательством ЧР владеет более 33,3% акций.

Качество планирования прогнозов поступления в очередном финансовом году доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности ЧР, полнота и достоверность предоставляемой информации ,предоставление информации в установленный срок.

Органы исполнительной власти ЧР- главные распорядители бюджетных средств

Составляют отчет об исполнении сметы доходов и расходов и отчетность о кредиторской задолженности государственных учреждений ЧР.

Проводят:

Инвентаризацию этой задолженности;

Организационную работу с государственными учреждениями ЧР с целью предотвращения появления просроченных обязательств;

Предоставляют в Минфин Чувашии данные о просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений ЧР.

Качество планирования прогноза доходов на очередной финансовый год от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полнота и достоверность предоставляемой информации, предоставление информации в установленные сроки, возникновение просроченной кредиторской задолженности.

Органы местного самоуправления в ЧР

Предоставляют в Минфин Чувашии данные о консолидированном долге муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.

Полнота и достоверность предоставляемой информации в установленные сроки.

Информация о работе Пути совершенствования управления государственным долгом