Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 19:34, курсовая работа
Поэтому, целью нашей работы является изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям «государственный долг», «государственный займ»;
определить особенности внутренних займов как наиболее быстро развивающегося способа заимствований;
определить классификационные признаки государственных займов и тем самым рассмотреть классификацию;
определить принципы управления государственным долгом;
проанализировать современную ситуацию на рынке внешних и внутренних заимствований.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга…………5
1.1 Понятие и сущность государственного долга, государственные займы и их классификация…………………………………………………………………5
1.2 Особенности субфедерального, внутреннего государственного долга….12
Глава 2. Государственный долг Чувашской Республики……………………15
2.1. Цели и задачи, принципы долговой политики Чувашской Республики...15
2.2 Государственный долг Чувашской Республики…………………………...19
Глава 3. Пути совершенствования управления государственным долгом.….25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………
Осуществление институциональных преобразований системы управления внешним долгом должно быть фактическим. Эту проблему нельзя решить создав независимое агентство по управлению государственным долгом (Внешэкономбанк). Объединение сложных и многогранных задач управления госдолгом в единый комплекс требует серьезного усиления взаимодействия всех институтов, связанных с этими вопросами: Минфина России, Минэкономразвития России, Внешэкономбанка, Банка России, Федерального Собрания, Счетной палаты. Необходимо также восстановить деятельность правительственной Комиссии по управлению внешним долгом и зарубежными активами, которая в последние годы практически не работала, фактически передав свои полномочия Минфину России.
Развитие рынка государственных заимствований в качественном направлении будет способствовать решению правительственных задач по удержанию рейтинга Росси как первоклассного заемщика, обеспечивающего безусловное, своевременное и полное выполнение всех обязательств по государственному долгу.
Решение задачи поддержания высокой ликвидности внутреннего рынка, обеспечения присутствия на нем широкого круга инвесторов и стимулирования инвестиционного спроса требует скорейшей реализации комплекса мер по повышению привлекательности рынка государственных ценных бумаг. В период 2010-2011 гг. Минфин России предпринял ряд мер в данном направлении. Были обеспечены:
1) регулярная публикация квартальных графиков размещения ОФЗ, а также ориентиров по доходности размещаемых выпусков государственных ценных бумаг накануне каждого аукциона;
2) периодические консультации с основными участниками рынка с целью выявления проблем, тормозящих его развитие, учета предпочтений участников относительно параметров предлагаемых выпусков ОФЗ;
3) отмена требования о предварительном депонировании денежных средств в день аукциона;
4) переход к размещению «эталонных выпусков» ОФЗ, т.е. выпусков со стандартными сроками до погашения и крупными объемами в обращении;
5) принятие поправок в федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и Налоговый кодекс Российской Федерации, направленных на упрощение порядка осуществления выплат по ценным бумагам с обязательным централизованным хранением (закрепление за российскими депозитариями исключительного права на осуществление указанных выплат депонентам - владельцам ценных бумаг и выполнение депозитариями функций налогового агента) [13, С. 187].
Как представляется, последовательное проведение вышеуказанных мероприятий по развитию рынка ОФЗ позволит улучшить условия государственных заимствований и увеличить спрос на государственные ценные бумаги. Успешная реализация предлагаемых мер будет способствовать улучшению инвестиционного климата в России в целом, повышению резервного статуса рубля, станет важной составной частью работы по формированию в нашей стране мирового финансового центра.
В целях сохранения присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала и поддержания постоянного доступа к ресурсам этих рынков в предстоящий период планируется:
1) осуществлять размещения еврооблигаций Российской Федерации в ограниченных объемах с учетом имеющегося спроса;
2) формировать репрезентативную кривую доходности заимствований в различных валютах, прежде всего, в долларах США и евро;
3) ограничивать размещение на международном рынке капитала еврооблигаций в рублях;
4) создавать предпосылки для привлечения долгосрочных инвесторов, диверсифицированных по типам и географическому признаку;
5) поддерживать постоянный диалог с широким кругом глобальных инвесторов [17, С. 142].
В комплексе, вышеперечисленные мероприятия будут способствовать сокращению государственного долга РФ и укреплению его позиций в качестве надежного заемщика.
Заключение
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором, например такое двойственное положение Россия занимает в Парижском клубе. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков.
Из проведенного анализа мы видим, что проблема государственного долга очень близка для России в том числе. На протяжении всех лет, связанных с реформами проблема выплаты задолженности по государственному долгу остается одним из важнейших стратегических задач государства.
В целом по итогам работы можно сделать следующие выводы.
В первой главе мы рассмотрели понятие «государственного долга», под которым понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Существуют различные классификации государственных займов однако основная из них - это деление долга на внутренний и внешний.
Также мы рассмотрели рынок субфедеральных займов, который на сегодняшний день является одним из наиболее бурно развивающихся сегментов рынка российского государственного долга. Он отличается относительно низким уровнем ликвидности для большинства регионов, наличием конкуренции между регионами.
Во второй главе мы рассмотрели также текущую ситуацию, связанную с государственным долгом в Чувашской Республике. Со второй половины 2013 года вновь начал расти государственный долг Чувашии - по состоянию на 1 сентября 2013 года он на 6% выше, чем на 1 сентября 2012-го. Пока республиканский Минфин в поте лица пытается снизить долговую нагрузку, власть через подконтрольные СМИ внедряет информацию, что 10-миллиардные долги оставил республике Николай Федоров - пусть и не отрицает, что заимствования при нем делались на инфраструктурные проекты вроде газификации и дорожного строительства. Но изучение сайта Минфина, где представлена информация по долгам Чувашии поквартально за все последние годы, дает однозначный ответ: никогда при Федорове госдолг Чувашии не поднимался выше 8,2 млрд, а на момент его ухода с поста составлял 6,4 млрд рублей. 10-миллиардную отметку долг пробил уже при Игнатьеве - на 1 января 2013 года он составил 10,2 млрд, а к концу 2013 года, по прогнозам самого Минфина, может подняться до 12 млрд и даже выше. При этом никаких крупных государственных инвестиционных проектов в республике нет даже близко - заимствования нынешней власти понадобятся, чтобы просто выплатить зарплату себе и другим работникам госсектора.
В третьей главе были рассмотрены пути совершенствования управления государственным долгом. Главными целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:
1. Улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры.
2. Обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации
3. Содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций.
4. Гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований.
5. Обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования.
6. Усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках.
7. Создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере.
8. Совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.
Пример современной стратегии Правительства Российской Федерации свидетельствует о правильности решений при ее выборе. Наблюдаются ее первые результаты, такие как погашение основных внешних задолженностей перед мировыми кредитными организациями, что позволит больше средств тратить на социально значимые объекты и направления. Реализация социальных программ в области образования, здравоохранения, решения жилищного вопроса позволит улучшить положение в этих важных сферах социальной жизни общества.
Таким образом, проблема государственного долга на сегодняшний день по-прежнему остается и является одной из главнейших стратегических задач.
Список использованной литературы:
Информация о работе Пути совершенствования управления государственным долгом