Пути совершенствования управления государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Поэтому, целью нашей работы является изучение процесса формирования и регулирования государственного долга в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям «государственный долг», «государственный займ»;
определить особенности внутренних займов как наиболее быстро развивающегося способа заимствований;
определить классификационные признаки государственных займов и тем самым рассмотреть классификацию;
определить принципы управления государственным долгом;
проанализировать современную ситуацию на рынке внешних и внутренних заимствований.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы государственного долга…………5
1.1 Понятие и сущность государственного долга, государственные займы и их классификация…………………………………………………………………5
1.2 Особенности субфедерального, внутреннего государственного долга….12
Глава 2. Государственный долг Чувашской Республики……………………15
2.1. Цели и задачи, принципы долговой политики Чувашской Республики...15
2.2 Государственный долг Чувашской Республики…………………………...19
Глава 3. Пути совершенствования управления государственным долгом.….25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

kursach_3_kurs.rtf

— 8.15 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2.2 Государственный долг Чувашской Республики

 

Со второй половины 2013 года вновь начал расти государственный долг Чувашии - по состоянию на 1 сентября 2013 года он на 6% выше, чем на 1 сентября 2012-го. Пока республиканский Минфин в поте лица пытается снизить долговую нагрузку, власть через подконтрольные СМИ внедряет информацию, что 10-миллиардные долги оставил республике Николай Федоров - пусть и не отрицает, что заимствования при нем делались на инфраструктурные проекты вроде газификации и дорожного строительства. Но изучение сайта Минфина, где представлена информация по долгам Чувашии поквартально за все последние годы, дает однозначный ответ: никогда при Федорове госдолг Чувашии не поднимался выше 8,2 млрд, а на момент его ухода с поста составлял 6,4 млрд рублей. 10-миллиардную отметку долг пробил уже при Игнатьеве - на 1 января 2013 года он составил 10,2 млрд, а к концу 2013 года, по прогнозам самого Минфина, может подняться до 12 млрд и даже выше. При этом никаких крупных государственных инвестиционных проектов в республике нет даже близко - заимствования нынешней власти понадобятся, чтобы просто выплатить зарплату себе и другим работникам госсектора. 

Согласно выписке из долговой книги Чувашии, размещенной на соответствующем разделе сайта Минфина Чувашии, на 1 июля 2010 года суммарные заимствования составляли 6,4 млрд рублей. Но в  первые же 4 месяца президентства Михаила Игнатьева долг стал расти угрожающими темпами и под новый 2011 год составил 9,98 млрд.

Наблюдатели вспоминают, что в те осенние месяцы в республике вообще было много суеты - недели не проходило без громкой отставки кого-нибудь из министров «федоровской» команды. Возможно, одновременно в Минфин, тогда еще возглавляемый Николаем Смирновым, направлялись требования срочно изыскать средства любыми способами. В свете вышесказанного отставка Смирнова в конце 2010 года может быть связана с более серьезными причинами, нежели муссировавшаяся СМИ вроде «Эха Москвы» информация об отказе министра профинансировать за счет бюджета ремонт в доме Михаила Игнатьева. Возможно, о цифре в 9,98 млрд в высшем руководстве республики узнали только в начале 2011 года - и по инерции объявили ее «наследием тяжелых федоровских времен», не замечая, что почти 4 миллиарда из этой суммы назанимали уже при новом руководителе региона.


Впрочем, изучение сезонных тенденций в сумме госдолга показывает, что он, как правило, всегда снижается в первой половине года и растет по второй. В данный момент это позволяет Минфину ЧР каждый месяц бодро рапортовать о снижении госдолга - его просто сравнивают с одним и тем же месяцем, январем. О том, что начиная с июля 2013 года долг вновь начал расти, Минфин скромно умалчивает. «Правда ПФО» не без намека попросила главу ведомства Михаила Ноздрякова сравнить долг на 1 сентября не с 1 января, а все-таки с аналогичным периодом прошлого года. Но славящийся своей находчивостью министр подтвердил свою репутацию и здесь.  «Государственный долг Чувашской Республики по состоянию на 1 сентября 2013 года составил 7 664,8 млн рублей, или 37,8% к собственным доходам, что на 0,9 процентных пункта ниже уровня государственного долга Чувашской Республики за аналогичный период в 2012 году», - заявил Ноздряков «Правде ПФО». Под «уровнем», очевидно, подразумевается доля к собственным доходам - но нельзя не отметить, что в абсолютном выражении долг все же растет: на 1 сентября прошлого года было 7,1 млрд, что почти на 500 млн меньше.


Куда серьезнее обстоит ситуация с возможной суммой госдолга на конец 2013 года. В известном письме Михаилу Игнатьеву с анализом состояния дел в республике Николай Смирнов, ныне возглавляющий департамент финансов в федеральном Минсельхозе, коснулся и темы заимствований.

«На фоне падения производства вопреки всем публичным заявлениям главы Чувашии постоянно не просто растут финансовые аппетиты, а развивается кредитная зависимость. 24 января 2013 года министр финансов Чувашии сообщил, что в декабре прошлого года республика привлекла кредитные средства на сумму 2,9 млрд. рублей, причем для выплаты зарплаты бюджетникам и социальных выплат», - писал Смирнов. «Правда ПФО» уточнила у министра финансов, не повторится ли ситуация в этом году. Из ответа Ноздрякова стало понятно, что повторится и в гораздо большем масштабе.

«В целях финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики и выполнения принятых бюджетных обязательств в 4 квартале 2013 года Минфином Чувашии будут привлекаться кредиты кредитных организаций…. По Закону о бюджете верхний предел государственного долга Чувашской Республики на 1 января 2014 года утвержден в сумме 12 816 455,8 тысяч рублей. Для сведения, государственный долг Чувашской Республики на 1 января 2013 года составил 10 208 615,4 тыс. рублей при утвержденном верхнем пределе в 10 827 449,1 тыс. рублей», -  ответил Ноздряков.

Если уровень госдолга по отношению к верхнему пределу составит те же 94%, что и в прошлом году (10,2 млрд от 10,8 млрд), то получается, что госдолг Чувашии на 1 января 2014 года достигнет 12,09 млрд рублей, что станет очередным печальным рекордом. Но куда хуже то, что долг растет не с целью выполнения инфраструктурных проектов вроде газификации или строительства дорог, а просто чтобы выполнить «майские указы Путина» и выплатить госсектору зарплату.

«Факт заимствования денег властями на эти цели не только по стандартам Минфина России, но и по всем мировым стандартам является наихудшей практикой управления общественными финансами. Заемные ресурсы принято привлекать на инвестиционные проекты, способные создавать рабочие места и приносить дополнительные доходы», - предупреждает Смирнов. Любой житель Чувашии с образованием выше среднего знает, что кредит надо брать на квартиру, машину, на худой конец холодильник - но не на еду и одежду.

Фракция «Справедливая Россия» в Госсовете ЧР уже просила Ноздрякова прокомментировать письмо Смирнова, в частности, вопросы наращивания Чувашией внешних заимствований с целью удовлетворения первоочередных потребностей. В ответе Минфина фракцию больше всего поразило сравнение темпа роста госдолга Чувашии с аналогичными по Мордовии и Татарстану. Там госдолг растет быстрее, чем в Чувашии - из чего напрашивался вывод, что дела в республике если и плохи, то не так, как в Саранске и Казани. Но оба этих региона готовятся к ЧМ-2018, а в Татарстане летом была еще и Универсиада, к которой построено огромное количество объектов. К чему такому готовится Чувашия, наращивая собственные долги, неизвестно.

«Татарстан - успешное выступление эстрадных и оперных певцов, Универсиада, приближающийся Чемпионат по футболу 2018 года, высокое искусство и достижения в строительстве и социальной сфере - большое количество кредитов, которые Татарстан, не стесняясь, берет у федерального центра. А что у нас, в Чувашии? А у нас - министр финансов Ноздряков, который гордится тем, что задолженность республики перед федеральным центром растет более низкими темпами по сравнению с другими регионами ПФО», - сожалеет  руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госсовете Чувашии Игорь Моляков.

 

Также в своем блоге Моляков напоминает о снижении инвестиционной активности в республике - «Правда ПФО» уже писала, что в первом полугодии 2013 года инвестиции в основной капитал в республике снизились на 33%. Изучение выписок из долговой книги Чувашии по структуре заимствований также дает красноречивую сравнительную характеристику. До 2011 года в структуре долга преобладали государственные ценные бумаги Чувашии и государственные гарантии, а если и встречались кредиты, то в основном целевые - на дорожное строительство, модернизацию здравоохранения и т.д. Кстати, долговая нагрузка по дорожному строительству была совсем небольшой - на 1 июля 2010 года сумма кредита на эти цели составляла 127 млн, или около 1,9% общей суммы госдолга. Зато в структуре долга на 1 января 2013 года только несвязанные краткосрочные кредиты составили около 3 млрд. И даже сумма бюджетного кредита на дорожное строительство за 2,5 года увеличилась более чем на 40% и составила 182 млн рублей.

Таким образом, госдолг Чувашии продолжает угрожающе расти с каждым годом - и при этом без реализации каких-либо значимых инфраструктурных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути совершенствования управления государственным долгом

 

 

Эффективное решение задачи по минимизации постоянно растущих расходов, направляемых на погашение и обслуживание государственного долга, а также расходов по управлению присущими суверенным долговым обязательствам рисками диктует необходимость перехода к практике применения так называемых активных операций с государственным долгом. Их главное содержание состоит в целенаправленном воздействии на структуру задолженности (по срокам, используемым валютам и инструментам, процентным ставкам и т.п.).

Опыт ряда зарубежных стран показывает, что в данном контексте ключевое значение имеет создание подконтрольного государству специализированного рыночного института, обладающего необходимым набором полномочий и кадровым потенциалом. Применительно к нашей стране речь идет об ОАО «Российское финансовое агентство» (РФА), политическое решение о создании которого было принято еще в 2008 г. Данному институт отводится, с одной стороны, роль «фронт-офиса», отвечающего за взаимодействие с инвесторами и другими участниками финансовых рынков. Его деятельность призвана формировать и поддерживать адекватное восприятие инвестиционным сообществом кредитного риска России. С другой стороны, в перспективе к РФА перейдут функции основного консультанта Минфина России по вопросам оптимизации структуры и снижению расходов по погашению и обслуживанию государственного долга, минимизации процентных и валютных рисков федерального бюджета [20, С. 165].

Реализация долговой политики Российской Федерации в 2012-2014 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями:

1. Обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости.

2. Поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории с перспективой создания предпосылок для повышения рейтингов до категории «А».

3. Дальнейшее развитие национального рынка государственных ценных бумаг.

4. Обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований.

5. Поддержание мерами политики безопасных тенденций в сфере внешнего долга российского корпоративного сектора, в том числе ограничение притока спекулятивного капитала («горячих денег») [23, С. 186].

Программа реформирования управления государственными финансами, основываясь на международных принципах так называемой «лучшей практики» предусматривает следующие пути совершенствования системы управления государственным долгом Российской Федерации: 

1. Принятие долговых обязательств в объёмах, не превышающих возможностей бюджета по погашению и обслуживанию обязательств исключительно из доходов бюджета.

2. Различие подходов к управлению долговыми и условными обязательствами.

3. Организацию учета консолидированного долга РФ, включающего кроме долговых обязательств РФ или муниципального образования также:

а) просроченную кредиторскую задолженность бюджетных учреждений;

б) финансовые обязательства государственных и муниципальных предприятий, а также предприятий с долей собственности, принадлежащей субъекту или муниципальным образованиям, более 25%.

4. Определение рисков, возможных в процессе управления государственным долгом и управление ими, с целью устранения либо минимизации.

5. Публичное раскрытие информации о прямых и условных обязательствах РФ, главной задачей которого является формирование хорошей кредитной репутации администрации РФ на рынке заимствований.

6. Построение организационной структуры системы управления долгом и условными обязательствами в рамках единой организационной структуры, которая может существовать либо в форме подразделения исполнительной власти РФ, либо в форме специализированного агентства, в зависимости от сложности и объёма операций по управлению долгом и условными обязательствами [23, С. 188].

Необходимо усилить долговременную ориентацию долговой политики, покончить с ее подчиненностью решению текущих бюджетных проблем. Долговая стратегия должна характеризоваться комплексным подходом, учитывающим особенности общей экономической стратегии развития России, ее валютной, денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной политики. Активная долговая стратегия должна состоять, по крайней мере, из трех составных частей: стратегии обслуживания имеющегося долга, стратегии привлечения новых финансовых ресурсов и стратегии использования заемных средств. При этом для реализации целей активной долговой стратегии необходимо повысить гибкость и оперативность в принятии решений по вопросам управления государственным долгом.

Кроме того, Россия должна активнее, чем в прошлом, отстаивать свои интересы в сложившейся мировой системе управления кредитно-долговыми отношениями, которая включает встречи «большой восьмерки» и связанные с ними подготовительные заседания, работу международных финансовых организаций (МВФ, Мирового банка) и международных клубов кредиторов. В прошлом Россия, в силу своей экономической слабости и сильной долговой зависимости, нередко была вынуждена соглашаться практически с любыми решениями этих организаций. Было бы ошибкой не использовать в дальнейшем при реализации активной долговой политики такие факторы, как политическое или военное сотрудничество, политическая поддержка тех или иных акций кредиторов. Возможные уступки по реализации долга должны быть компенсированы реальными экономическими приобретениями в других областях.

Должна соблюдаться прозрачность сделок по урегулированию задолженности. Имеющаяся система отчетности о государственном долге отличается высокой степенью закрытости, прежде всего для участников финансовых рынков - потенциальных инвесторов с точки зрения объема доступной для них информации о наиболее важных аспектах политики и операций по управлению долгом. Между тем, прозрачность режима принятия решений, четкость правил и процедур осуществления операций по управлению государственным долгом способствует укреплению доверия кредиторов и инвесторов к долговым обязательствам государства. Это, в свою очередь, повышает эффективность проводимых операций по управлению государственными долговыми обязательствами и в долгосрочной перспективе может привести к снижению стоимости обслуживания государственного долга. В течение 2008-2010 годов значительно повышена степень раскрытия информации об операциях Минфина России на внутреннем рынке государственных ценных бумаг, государственном внутреннем долге, выраженном в государственных ценных бумагах, и нормативной базе, регулирующей осуществление внутренних заимствований, путем размещения всех данных на официальном сайте Минфина России в сети Интернет. В данной связи в Бюджетный кодекс Российской Федерации целесообразно внести поправки, обязывающие Минфин России регулярно публиковать основную информацию о состоянии государственного долга Российской Федерации. Должны быть разработаны законодательные поправки в Бюджетный кодекс, ограничивающие применение непрозрачных схем по зачету налогов и других недоимок платежеспособным корпоративным структурам за погашение внешнего долга или наращивание зарубежных активов (выкуп долга, экспортные поставки в счет погашения долга или в счет государственного кредитования). Размеры такого кредитования не учитываются официально утверждаемыми в законе о федеральном бюджете параметрами государственного кредитования стран дальнего и ближнего зарубежья. Все это ослабляет складывающийся в последнее время механизм управления кредитной политикой, снижает роль Программы предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам [24, С. 294].

Информация о работе Пути совершенствования управления государственным долгом