Расходы бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность настоящей работы обусловлена большим вниманием к теме расходов бюджетов для развития национальной экономики и финансовой политики государства.
Таким образом, целью данной работы является изучение Расходов бюджетов на основе учебной литературы, дать характеристику современного состояния бюджетных расходов и перспектив их развития.

Содержание работы

Введение 3-4

1. Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав
1.1. Особенности расходов бюджетов как экономической категории 5-7
1.2. Формы расходов бюджетов 8-11
1.3. Классификация расходов бюджетов 12-15
2. Действующая система организации расходов бюджетов в Российской Федерации
2.1. Анализ динамики и структуры фактических и плановых расходов федерального бюджета за 2007-2011гг 16-20
2.2. Основные проблемы современного развития расходов бюджетов в
России 21-24
3. Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации
3.1 Основные тенденции социально-экономического развития в 2011 г 25-26
3.2. Факторы и условия социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 - 2014 годах 27-28
3.3. Основные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации в 2012-2014 годах 29-33
3.4 Направления расходов проекта федерального бюджета 2012-2014г. 34-38
Заключение 39-40
Список используемой литературы 41

Файлы: 1 файл

финансы 20 тема.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

н) финансовая поддержка субъектов РФ;

о) прочие расходы.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов: органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более одного процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ, на основании письменного его распоряжения. Расходование средств фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

С появлением новых видов расходов бюджетов их финансирование может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет. При определении источников их финансирования исключается увеличение дефицитов бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Классификация расходов бюджетов

 

Существует несколько классификаций расходов бюджетов.

1) По целевому назначению различают расходы бюджетов:

- капитальные;

- текущие;

- трансферты населению;

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

а) расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые

структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

         б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

в) расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

г) расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;

д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Трансферты населению — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в уставных капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.

2) По роли в общественном производстве  расходы бюджетов бывают:

- расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

- расходы  на содержание и  дальнейшее развитие непроизводственной  сферы (текущие затраты государства  – расходы на управление, военные  расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

- расходы на создание государственных  резервов (затраты на формирование  и обслуживание страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса.

 

3) По общественному назначению(функциям):

Данная классификация отражает направление финансов на выполнение основных функций государства: государственное управление и местное самоуправление; судебная власть; международная деятельность; национальная оборона; правоохранительная деятельность и безопасность; фундаментальные исследования и содействие НТП; промышленность, энергетика и строительная индустрия; сельское хозяйство и рыболовство; охрана окружающей среды и природных ресурсов; транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; развитие рыночной инфраструктуры; жилищно-коммунальное хозяйство; образование; культура и искусство; средства массовой информации; здравоохранение и физическая культура; социальная политика; обслуживание и погашение государственного долга; финансовая помощь бюджетам других уровней; прочие расходы.

Пользуясь функциональной классификацией бюджетных расходов, можно оценить состояние экономики в целом, состояние и перспективы развития отдельных ее отраслей, степень государственного регулирования экономики и прочие показатели. Эта классификация наиболее полно отражает структуру финансирования экономики за счет бюджетных средств и, как правило, при публикации государственного бюджета в средствах массовой информации расходы группируются именно по данному признаку.


Существуют и другие основания для классификации бюджетных расходов: по отраслевой направленности (строительство, сельское хозяйство и т.д.); по уровню управления (из Федерального бюджета, Регионального бюджета, Местного бюджета).

Однако наиболее подробно структуру государственного финансирования экономики отражает функциональная классификация. Поэтому рассматриваемые в следующем разделе расходы  бюджетов сгруппированы именно по этому признаку.


Таким образом, экономическая сущность расходов бюджетов проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная их величину. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Действующая система организации расходов бюджетов в Российской Федерации

За последние годы возрастали бюджетные доходы в Федеральный бюджет РФ, связанные с добычей  и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.) Рисунок 1.

Источник: Минфин

Рисунок 1. Динамика доходов Федерального бюджета.

В частности, в 2008году Федеральный бюджет РФ на 47,3%  сформирован нефтегазовыми доходами, однако в 2009г. наблюдался спад доходов, по причине кризисной ситуации в экономике и увеличение Ненефтегазовых доходов за счет Резервного фонда РФ, но с 2010г. доходы за счет нефтегазового сектора возрастают.

В 2011 – 2013 годах сохранится тенденция превышения расходов над доходами Федерального бюджета. Бюджетная политика в 2010-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

 

    1. Анализ динамики и структуры фактических и плановых расходов федерального бюджета за 2007-2011гг

 

Приведем сводную таблицу (Таблица 1), отражающая структуру и динамику расходов Федерального бюджета РФ за рассматриваемый период.

Таблица 1. Структура расходов Федерального бюджета 2007-2011 гг.

Источник: Минфин РФ

В 2007- 2009 годах ввиду кризиса расходы государства выросли на 61% и достигли 9937,58 млрд. руб. Такой рост был вызван повышенными расходами на социальное обеспечение граждан, многие из которых потеряли свои заработки во время кризиса. Кроме того, значительные средства выделялись на поддержку национальной экономики регионов России. На сегодняшний день наблюдается тенденция дальнейшего роста государственных расходов. Расходы Федерального бюджета на 2009-2011 годы сформированы исходя из необходимости финансового обеспечения принятых решений по реализации крупных программ и проектов, имеющих общенациональное значение.

Как видно из приведенной таблицы, самая расходная статья в федеральном бюджете – межбюджетные трансферты. В 2010 г. этот показатель достиг рекордного уровня в 41%. Это связано с происходящей централизацией экономики, а следовательно увеличением объема перечислений из федерального бюджета в нижестоящие. В соответствии с новой структурой расходов общий объем бюджетных ассигнований по разделу «Межбюджетный трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований» на 2011г. определен в размере 569,7 млрд. руб.

На втором месте - национальная экономика, возросшая до 1222,7 млрд. руб. в 2010 г. Кроме того планируется дальнейший рост, который составит порядка 20,5% от общих расходов. Данный раздел составляет 3,4% в ВВП страны.

Традиционно значительную долю занимают национальная оборона (12,6%) и правоохранительная деятельность (10,7%). Это обусловлено такими процессами, как политическая централизация, усиление федеральных силовых ведомств, реформирования Вооруженных Сил РФ.

Отличительной особенностью Федерального бюджета 2011 года является, прежде всего, его социальная направленность, поэтому социальные расходы составляют практически треть от общего объема расходов Федерального бюджета. В 2011 году планируется выделить бюджетные ассигнования по разделу «Социальная политика» в объеме 2951,8 млрд. руб., которые будут направлены, в том числе на индексацию всех социальных выплат, пособий и пенсий, из них на 1 сентября 2011 уже выплачено 75% от выделенного объема бюджетных ассигнований раздела. В 2012 и 2013 годах расходы установлены в размере 3185,8 млрд. руб. и 3437,5 млрд. руб. соответственно.

В 2010-2011 годах сокращаются расходы, зарезервированных по разделу «Общегосударственные вопросы», в том числе на уплату налога на имущество организаций, на исполнение судебных исков. Данное сокращение позволило увеличить расходы по разделу «Социальная политика» на 11,3 млрд. руб. на покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования РФ, который может образоваться в ходе его исполнения в связи с реализацией Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Кроме того, также увеличиваются бюджетные ассигнования на реализацию комплексных программ поддержки развития образовательных учреждений.

Низкой остается в России доля бюджетных расходов на защиту окружающей среды, которая существенно ниже алогичного показателя в экономически развитых странах. Вместе с тем на высоком уровне сохраняется доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.

Расходы федерального бюджета на 2010 - 2013 годы сформированы исходя из необходимости финансового обеспечения принятых решений по реализации крупных программ и проектов, имеющих общенациональное значение. Расходы на финансирование федеральных целевых программ в 2011 году по сравнению с 2008 годом возрастают на 627,6 млрд. рублей, или на 79,5 %, и сконцентрированы в 43 программах (в 2009 году – 59, в 2010 году – 58).

Федеральные целевые программы и Федеральная адресная инвестиционная программа являются одним из важнейших инструментов реализации целей и приоритетных направлений социально-экономического развития страны, проведения активной государственной структурной политики. Бюджетные инвестиции направлены на развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование инновационной и инвестиционной активности, поддержку регионов, обеспечение внутренней и внешней безопасности.

Информация о работе Расходы бюджетов