Разработка стратегического плана социально – экономического развития Тверской области на период до 2020 года Раздел «Развитие системы обр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: заключается в анализе системы среднего образования Тверской области как наиболее типичного субъекта ЦФО и разработка основных целевых направлений и мероприятий.
Исходя из поставленной цели, данная работа должна решить следующие задачи:
•представить анализ состояния научно - образовательного комплекса (среднее образование) Тверской области;
•изучить показатели развития образовательной системы Тверской области;
•рассмотреть основные механизмы, лежащие в основе развития системы образования Тверской области;
•выявить основные проблемы и пути развития системы образования Тверской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть
1.Анализ состояния системы образования Тверской области………………..5
1.1. Общая характеристика Тверской области…………………………...5
1.2. Общая характеристика региональной системы образования………7
2.Перечень проблем развития образования Тверской области……………..17
2.1. Проблема закрытия малокомплектных школ Тверской области….19
2.2. Характеристика малокомплектной школы – МОУ «Ждановская основная общеобразовательная школа» Осташковского района Тверской области……………………………………………………………………………21
3.Стратегические цели и задачи развития системы образования Тверской области……………………………………………………………30
4.Планируемые направления и мероприятия по развитию системы образования Тверской области…………………...…………………………34
5.Ресурсы необходимые для развития образования Тверской области…….37
5.1. Финансовые ресурсы…………………………………………………37
5.2. Кадровые ресурсы……………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...45

Файлы: 1 файл

Курсовая по Твери.docx

— 1.37 Мб (Скачать файл)

Содержание

С.

Введение…………………………………………………………………………...3

Основная часть 

  1. Анализ состояния системы образования Тверской области………………..5

1.1. Общая характеристика  Тверской области…………………………...5

1.2. Общая характеристика  региональной системы образования………7

  1. Перечень проблем развития образования Тверской области……………..17

2.1. Проблема закрытия малокомплектных школ Тверской области….19

2.2. Характеристика малокомплектной  школы – МОУ «Ждановская основная общеобразовательная школа» Осташковского района Тверской области……………………………………………………………………………21

  1. Стратегические цели и задачи развития системы образования Тверской области……………………………………………………………30
  2. Планируемые направления и мероприятия по развитию системы образования Тверской области…………………...…………………………34
  3. Ресурсы необходимые для развития образования Тверской области…….37

5.1. Финансовые ресурсы…………………………………………………37

5.2. Кадровые ресурсы……………………………………………………40

Заключение……………………………………………………………………….44

Список использованной литературы…………………………………………...45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наука и образование являются важнейшими факторами прогресса человеческой цивилизации, генераторами эффективного и устойчивого экономического роста. Значение науки и образования  еще более возрастает в силу процесса перерастания индустриального общества в информационное. Одновременно объективно обусловленным образом усиливается  как интеграция науки и образования, которые образуют единый научно-образовательный  комплекс, так и его взаимодействие и взаимопроникновение со всей системой общественного воспроизводства. При этом возникает много новых и актуальных проблем, решение которых обладает повышенной актуальностью и для экономической теории, и для народнохозяйственной практики.

Для России роль научно-образовательного комплекса особенно велика. Именно он объективно призван стать генератором  преодоления затяжного и глубокого  кризиса экономики, главным фактором экономического роста. В системе  международного разделения труда России целесообразно специализироваться, прежде всего, на деятельности в области  научных и образовательных услуг, а также на генерировании наукоемких технологий.

Образование в современном  мире есть ключевое условие экономического роста, социального и экономического благосостояния страны, его следует  рассматривать как в собственно педагогическом, так и цивилизационном  плане. Между тем образование  является и базовой социальной категорией. Так в социальном плане образование  есть одно из наиболее социально значимых благ, основное средство приращения человеческого капитала нации. Однако текущие действия властей сводятся к неизменной «экономии на образовании». Процессы такого рода затронули российское образование еще в начале 90-х гг. во время политического кризиса, в 1998 г. в период финансового кризиса, и лишь в начале XXI века началась модернизация образования, которая задумывалась как некая основа преодоления затянувшейся стадии догоняющего развития страны, без расчета на вмешательство финансового кризиса 2008 года. Таким образом, граждане оказались вовлечены в противоречивые трансформационные процессы в сфере образования, что в свою очередь, безусловно, заслуживает исследовательского внимания особенно в разрезе регионов нашей страны.

Цель данной работы: заключается в анализе системы среднего образования Тверской области как наиболее типичного субъекта ЦФО и разработка основных целевых направлений и мероприятий.

Исходя из поставленной цели, данная работа должна решить следующие задачи:

  • представить анализ состояния научно - образовательного комплекса (среднее образование) Тверской области;
  • изучить показатели развития образовательной системы Тверской области;
  • рассмотреть основные механизмы, лежащие в основе развития системы образования Тверской области;
  • выявить основные проблемы и пути развития системы образования Тверской области.

Предметом исследования является система показателей и механизмов развития образовательного комплекса Тверской области. 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ состояния  системы образования Тверской  области

1.1. Общая характеристика Тверской области

 

 

Тверская область –  самый крупный субъект Российской Федерации в Центральном федеральном  округе по занимаемой площади (84 тыс. кв. км), представляет собой территорию с населением 1,4 млн. человек и  большой продолжительностью дорог (22 тыс. км, из них 6 тыс. км – поселковых).

В Тверской области:

  • Городских округов – 7, в т.ч. городов – 5, закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) – 2;
  • Муниципальных районов – 36;
  • Городских поселений – 44;
  • Сельских поселений – 317.

Большая территория Тверской области, высокая дисперсность расселения жителей, не всегда совпадающая с  дислокацией предприятий различных отраслей экономики, огромная протяжённость дорог, демографические проблемы заставляют систему управления региональным, муниципальным образованием искать новые способы решений отраслевых задач.

Например, формировать образовательные  округа в системе общего образования или выделять ресурсные центры для сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования в соответствии с экономическими кластерами региона. Эффект – единицей управления становится не отдельное учреждение, а образовательный округ, в котором происходит «разделение полномочий», перераспределение образовательных ресурсов, позволяющее их использовать учащимся, педагогам разных учреждений.

Демографические изменения, которые происходят в стране и  существенным образом влияют на изменение контингента обучающихся в системе образования, присутствуют и в Тверском регионе. Так численность постоянного населения на 1 октября 2012 года, составила 1337,2 тыс. человек и сократилась за январь-сентябрь 2012 года на 5,0 тыс. человек.

Демографическая ситуация в  январе-сентябре 2012 года характеризовалась  продолжающимся процессом естественной убыли населения, о чем свидетельствуют  следующие данные:

 

Человек

На 1000 населения

2011

2012

2011

2012

Родившихся

11028

11536

11,0

11,5

Умерших

19014

18197

18,9

18,2

в том числе детей в  возрасте до 1 года

91

113

8,3

9,9

Естественная убыль 

-7986

-6661

-7,9

-6,7


Число умерших превысило  число родившихся в 1,6 раза.

 

 

 

1.2. Общая характеристика региональной системы образования

Научно-образовательный  комплекс Тверской области включает в себя более тысячи  образовательных учреждений:

  • 495 дошкольных образовательных учреждений с контингентом воспитанников 53843 человек;
  • 564 самостоятельных и 28 филиалов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, из них, 234 расположены в городской, 356 – в сельской местности, в которых обучается 117295 человек;
  • 9 негосударственных общеобразовательных учреждений, в которых обучается 1392 человек;
  • вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений с контингентом обучающихся 3260 человек;
  • 46 самостоятельных учреждений начального профессионального образования с контингентом обучающихся 9175 человек;
  • 43 самостоятельных государственных, муниципальных и негосударственных учреждения среднего профессионального образования и 4 филиала, в которых обучается 20598 студентов;
  • 8 самостоятельных государственных и негосударственных учебных заведений высшего профессионального образования и 24 филиалов, в которых обучается 39859 студентов.

С учетом потребностей и  возможностей личности получение образования  обеспечивается в образовательных  учреждениях очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах, в форме экстерната, в форме семейного образования, самообразования.

В таблице 1 приведены основные общие региональные показатели.

Основные показатели по состоянию сети общего образования

Таблица 1

Показатель

Среднее значение по региону

Охват детей и подростков в возрасте 7-18 лет  услугами общего образования (%)

99,86

Соотношение «ученик-учитель» город/село (чел.)

16/6

Средняя наполняемость классов  город/село (чел.)

23/6

Доля ОУ, имеющих сайты (%)

88,44

Доля ОУ, в которых введена  новая система оплаты труда (%)

100

Доля ОУ, получающих бюджетных  средства на основе принципов НПФ (%)

100

Доля школьников, обучающихся  в условиях, соответствующих современным  требованиям (%)

74

Количество базовых школ Тверской области (ед.)

170

Количество информационных центров ОУ (ед.)

170

Количество единиц школьного  автотранспорта (ед.)

308

Количество центров дистанционного образования детей-инвалидов (ед.)

43


Основными документами, определяющим  стратегию развития системы регионального  образования, является Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, федеральные целевые  программы и проекты в области  образования, национальные образовательные  инициативы.

Анализ результатов реализации образовательной политики в регионе  за последние годы позволяет зафиксировать  ряд позитивных базовых достижений и наметить ключевые проблемы, которые  должны стать предметом работы отрасли  на ближайшую перспективу.

За период реализации федеральных программ и проектов: приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», долгосрочной целевой программы «Развитие образования Тверской области», комплекса мер по модернизации общего образования достигнуты следующие результаты и получены эффекты:

  • сформирована региональная системы оценки качества образования, позволяющая получать объективную картину уровня достижений учащихся для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования во взаимодействии с обществом. Проведены мероприятия по обеспечению готовности системы образования региона к введению нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); осуществляется введение ФГОС на уровне начальной ступени обучения;
  • создана сеть информационных центров базовых школ, объединенных единой региональной ведомственной виртуальной сетью, обеспечено взаимодействие школ региона с использованием сервиса видеоконференцсвязи;
  • создано государственное учреждение «Центр информатизации образования», региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов, координирующий деятельность 43 муниципальных центров дистанционного образования, осуществляет работу виртуальная школа, сервисы которой позволяют обеспечивать доступность качественного образования учащимся с особыми образовательными потребностями;
  • обеспечивается поддержка деятельности школьного автотранспорта как системы, обеспечивающей доступность образовательных услуг большему количеству учащихся Тверской области, обеспечивается безопасность школьных перевозок, в том числе за счет внедрения системы спутникового слежения ГЛОНАСС;
  • осуществляется модернизация системы повышения квалификации педагогических работников; вводится в практику персонифицированная модульно накопительная система подготовки;
  • реализация принципа открытости образования осуществляется путем создания сайтов образовательных учреждений, муниципальных и регионального органов управления образованием, ежегодного издания публичных докладов о результатах деятельности на всех уровнях образования;
  • осуществляется поддержка деятельности негосударственных образовательных учреждений; функционирует лицей-интернат для одаренных учащихся сельской местности, созданный при Тверском государственном университете.

Информация о работе Разработка стратегического плана социально – экономического развития Тверской области на период до 2020 года Раздел «Развитие системы обр