Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 22:45, курсовая работа
Цель данной работы: заключается в анализе системы среднего образования Тверской области как наиболее типичного субъекта ЦФО и разработка основных целевых направлений и мероприятий.
Исходя из поставленной цели, данная работа должна решить следующие задачи:
•представить анализ состояния научно - образовательного комплекса (среднее образование) Тверской области;
•изучить показатели развития образовательной системы Тверской области;
•рассмотреть основные механизмы, лежащие в основе развития системы образования Тверской области;
•выявить основные проблемы и пути развития системы образования Тверской области.
Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть
1.Анализ состояния системы образования Тверской области………………..5
1.1. Общая характеристика Тверской области…………………………...5
1.2. Общая характеристика региональной системы образования………7
2.Перечень проблем развития образования Тверской области……………..17
2.1. Проблема закрытия малокомплектных школ Тверской области….19
2.2. Характеристика малокомплектной школы – МОУ «Ждановская основная общеобразовательная школа» Осташковского района Тверской области……………………………………………………………………………21
3.Стратегические цели и задачи развития системы образования Тверской области……………………………………………………………30
4.Планируемые направления и мероприятия по развитию системы образования Тверской области…………………...…………………………34
5.Ресурсы необходимые для развития образования Тверской области…….37
5.1. Финансовые ресурсы…………………………………………………37
5.2. Кадровые ресурсы……………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...45
Содержание
С.
Введение…………………………………………………………
Основная часть
1.1. Общая характеристика Тверской области…………………………...5
1.2. Общая характеристика
региональной системы
2.1. Проблема закрытия малокомплектных школ Тверской области….19
2.2. Характеристика
5.1. Финансовые ресурсы………………………………
5.2. Кадровые ресурсы……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Наука и образование являются важнейшими
факторами прогресса
Для России роль научно-образовательного
комплекса особенно велика. Именно
он объективно призван стать генератором
преодоления затяжного и
Образование в современном мире есть ключевое условие экономического роста, социального и экономического благосостояния страны, его следует рассматривать как в собственно педагогическом, так и цивилизационном плане. Между тем образование является и базовой социальной категорией. Так в социальном плане образование есть одно из наиболее социально значимых благ, основное средство приращения человеческого капитала нации. Однако текущие действия властей сводятся к неизменной «экономии на образовании». Процессы такого рода затронули российское образование еще в начале 90-х гг. во время политического кризиса, в 1998 г. в период финансового кризиса, и лишь в начале XXI века началась модернизация образования, которая задумывалась как некая основа преодоления затянувшейся стадии догоняющего развития страны, без расчета на вмешательство финансового кризиса 2008 года. Таким образом, граждане оказались вовлечены в противоречивые трансформационные процессы в сфере образования, что в свою очередь, безусловно, заслуживает исследовательского внимания особенно в разрезе регионов нашей страны.
Цель данной работы: заключается в анализе системы среднего образования Тверской области как наиболее типичного субъекта ЦФО и разработка основных целевых направлений и мероприятий.
Исходя из поставленной цели, данная работа должна решить следующие задачи:
Предметом исследования является система показателей и механизмов
развития образовательного комплекса
Тверской области.
1. Анализ состояния системы образования Тверской области
1.1. Общая характеристика Тверской области
Тверская область –
самый крупный субъект
В Тверской области:
Большая территория Тверской
области, высокая дисперсность расселения
жителей, не всегда совпадающая с
дислокацией предприятий
Например, формировать образовательные округа в системе общего образования или выделять ресурсные центры для сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования в соответствии с экономическими кластерами региона. Эффект – единицей управления становится не отдельное учреждение, а образовательный округ, в котором происходит «разделение полномочий», перераспределение образовательных ресурсов, позволяющее их использовать учащимся, педагогам разных учреждений.
Демографические изменения, которые происходят в стране и существенным образом влияют на изменение контингента обучающихся в системе образования, присутствуют и в Тверском регионе. Так численность постоянного населения на 1 октября 2012 года, составила 1337,2 тыс. человек и сократилась за январь-сентябрь 2012 года на 5,0 тыс. человек.
Демографическая ситуация в январе-сентябре 2012 года характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, о чем свидетельствуют следующие данные:
Человек |
На 1000 населения | |||
2011 |
2012 |
2011 |
2012 | |
Родившихся |
11028 |
11536 |
11,0 |
11,5 |
Умерших |
19014 |
18197 |
18,9 |
18,2 |
в том числе детей в возрасте до 1 года |
91 |
113 |
8,3 |
9,9 |
Естественная убыль |
-7986 |
-6661 |
-7,9 |
-6,7 |
Число умерших превысило число родившихся в 1,6 раза.
1.2. Общая характеристика региональной системы образования
Научно-образовательный комплекс Тверской области включает в себя более тысячи образовательных учреждений:
С учетом потребностей и возможностей личности получение образования обеспечивается в образовательных учреждениях очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах, в форме экстерната, в форме семейного образования, самообразования.
В таблице 1 приведены основные общие региональные показатели.
Основные показатели по состоянию сети общего образования
Таблица 1
Показатель |
Среднее значение по региону |
Охват детей и подростков в возрасте 7-18 лет услугами общего образования (%) |
99,86 |
Соотношение «ученик-учитель» город/село (чел.) |
16/6 |
Средняя наполняемость классов город/село (чел.) |
23/6 |
Доля ОУ, имеющих сайты (%) |
88,44 |
Доля ОУ, в которых введена новая система оплаты труда (%) |
100 |
Доля ОУ, получающих бюджетных средства на основе принципов НПФ (%) |
100 |
Доля школьников, обучающихся в условиях, соответствующих современным требованиям (%) |
74 |
Количество базовых школ Тверской области (ед.) |
170 |
Количество информационных центров ОУ (ед.) |
170 |
Количество единиц школьного автотранспорта (ед.) |
308 |
Количество центров |
43 |
Основными документами, определяющим стратегию развития системы регионального образования, является Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, федеральные целевые программы и проекты в области образования, национальные образовательные инициативы.
Анализ результатов реализации образовательной политики в регионе за последние годы позволяет зафиксировать ряд позитивных базовых достижений и наметить ключевые проблемы, которые должны стать предметом работы отрасли на ближайшую перспективу.
За период реализации федеральных программ и проектов: приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», долгосрочной целевой программы «Развитие образования Тверской области», комплекса мер по модернизации общего образования достигнуты следующие результаты и получены эффекты: