Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 22:45, курсовая работа
Цель данной работы: заключается в анализе системы среднего образования Тверской области как наиболее типичного субъекта ЦФО и разработка основных целевых направлений и мероприятий.
Исходя из поставленной цели, данная работа должна решить следующие задачи:
•представить анализ состояния научно - образовательного комплекса (среднее образование) Тверской области;
•изучить показатели развития образовательной системы Тверской области;
•рассмотреть основные механизмы, лежащие в основе развития системы образования Тверской области;
•выявить основные проблемы и пути развития системы образования Тверской области.
Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть
1.Анализ состояния системы образования Тверской области………………..5
1.1. Общая характеристика Тверской области…………………………...5
1.2. Общая характеристика региональной системы образования………7
2.Перечень проблем развития образования Тверской области……………..17
2.1. Проблема закрытия малокомплектных школ Тверской области….19
2.2. Характеристика малокомплектной школы – МОУ «Ждановская основная общеобразовательная школа» Осташковского района Тверской области……………………………………………………………………………21
3.Стратегические цели и задачи развития системы образования Тверской области……………………………………………………………30
4.Планируемые направления и мероприятия по развитию системы образования Тверской области…………………...…………………………34
5.Ресурсы необходимые для развития образования Тверской области…….37
5.1. Финансовые ресурсы…………………………………………………37
5.2. Кадровые ресурсы……………………………………………………40
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованной литературы…………………………………………...45
Комплекс мер по модернизации системы общего образования Тверской области в 2011 году реализовывался с использованием, созданных в регионе финансовых и организационно-экономических механизмов: нормативное подушевое финансирование, новая система оплаты труда, система аттестации педагогов и т.д.
С 2006 года финансирование
образовательной услуги
Новой системой оплаты труда работников образовательных учреждений, введенной в Тверской области в 2009 году, предусмотрено наряду с базовыми окладами и компенсационными выплатами формирование стимулирующей части фонда оплаты труда.
Структура ФОТ в условиях НСОТ
до начала проекта
Это позволило направить выделенные в рамках комплекса мер средства из областного бюджета как на повышение базового оклада, так и в стимулирующую часть фонда оплаты труда учителей государственных и муниципальных ОУ Тверской области и напрямую увязать рост их заработной платы со стимулированием повышения качества работы учителей общеобразовательных учреждений.
Вступившее в действие с 1 января 2011 года положение об аттестации педагогических работников также формирует положительную мотивацию: приоритетом становятся повышение профессионализма и конкурентоспособности; расширение знаний по преподаваемому предмету; улучшение результатов педагогической деятельности аттестуемого за определённый период (5 лет); отмечается положительная динамика изменения качества достижений учащихся.
Повышение средней заработной платы учителей ОУ
Из регионального бюджета на повышение средней заработной платы учителям ОУ Тверской области с 01 сентября 2011 года было выделено 183 млн. руб.
Плановый показатель соотношения среднемесячной заработной платы учителей в Тверской области за 4 квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Тверской области за 1 квартал 2011 года – 85,2% исполнен. В 4 квартале 2011 года в рамках принимаемых мер средняя заработная плата учителей ОУ Тверской области составила 15 436 руб., что на 51,3% выше средней заработной платы учителей до начала реализации проекта (1 квартал 2011 года – 10 200 руб.) и составила 97% к средней заработной плате в первом квартале 2011 года работников в целом по экономике (15 591 руб.).
Темпы изменения роста показателя средней заработной платы учителей ОУ Тверской области представлены на графике 1.
График 1. Изменения показателя средней заработной платы учителей ОУ Тверской области в 2011 году (тыс.руб.)
13,3 тыс. руб. обязательства Тверской области
Переход на новые федеральные государственные
образовательные стандарты.
В 2010-2011 учебном году в
Тверской области 11 общеобразовательных
школ Тверской области опережающее
ввели ФГОС в первых классах, в
настоящее время они выполняют
функцию муниципальных
В 2011-2012 учебном году все первые классы ОУ Тверской области (13 083 учащихся) приступили к работе по новым ФГОС.
Во всех школах внесены
изменения в уставы, приведены
в соответствие должностные инструкции
учителей, разработаны и утверждены
образовательные программы, разработаны
модели внеурочной деятельности. В 100%
общеобразовательных учреждений проведена
работа по информированию родителей
о введении ФГОС через родительские
собрания, консультации, информационные
стенды, необходимая информация размещена
на сайтах школ. В регионе реализуется
программа информационного
Приобретение
учебно-лабораторного и
В 100% школ оборудованы рабочие
места учителей, приобретено учебное
и учебно-лабораторное оборудование:
170 аппаратно-программных
Для обеспечения условий
для занятия физической культурой
и спортом установлены 2 спортплощадки
в государственных
Пополнение фондов школьных библиотек
В 2011 году для общеобразовательных школ приобретена учебная литература на сумму 35,1 млн. руб., в том числе 31,1 млн. руб. - средства федеральной субсидии и 4 млн. руб. – средства регионального бюджета. Все обучающиеся 1 классов школ обеспечены учебными пособиями на 100%.
Следует отметить, что 206 (48%) школьных библиотек переведены на электронный учет книжных фондов и выдачу книг, обеспечен свободный доступ учащихся к книжному фонду, ученики имеют электронные читательские билеты.
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся
В Тверской области
с 2006 года поэтапно осуществляются процессы
реструктуризации образовательной
сети общеобразовательных
Развитие школьной инфраструктуры
С целью выполнения требований к санитарно-бытовым условиям, охране здоровья обучающихся, обеспечения внедрения технологий энергосбережения отремонтировано 50 помещений, в том числе 9 спортивных и 2 актовых зала (11 школ), произведен текущий ремонт ремонт/замена электропроводки, окон, кровли, фасадов (25 школ) за счет средств регионального бюджета и муниципального софинансирования – 41,3 млн. руб.
Повышение квалификации, профессиональная подготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей
В 2011 году в Тверской области
осуществлялась работа по повышению
квалификации муниципальных координаторов,
руководителей школ, заместителей руководителей,
учителей начальных классов общеобразовательных
учреждений по направлениям Комплекса
мер по модернизации общего образования,
включая вопросы введения федеральных
государственных
Модернизация
общеобразовательных учреждений путем
организации в них
В 2011 году закуплено и поставлено лицензионное программное обеспечение в 100% общеобразовательных учреждений. На 100% компьютеров в школах Тверской области установлен базовый пакет Майкрософт (10 407 лицензий), а также программное обеспечение для антивирусной защиты рабочих станций (12 228 лицензий), организовано методическое и консультационное сопровождение. Сумма вложений – 4,0 млн. руб. (федеральные средства).
Создана Виртуальная школа Тверской области, которая используется как ресурс развития системы дистанционного образования школьников. База развития: 170 информационных центров базовых школ Тверской области, региональная виртуальная ведомственная сеть, внедренный сервис «видеоконференсвязь», доступ в Интернет со скоростью от 2 до 10 Мгб/сек, опыт создания системы дистанционного образования детей-инвалидов, наличие ГУ «ТверьИнформОбр», обеспечивающего развитие процессов информатизации в регионе.
2. Перечень проблем развития образования Тверской области
В процессе анализа выявлен ряд проблем, от решения которых зависит дальнейшее продвижение в развитии системы общего образования Тверской области:
2.1. Проблема закрытия малокомплектных школ Тверской области
Несколько лет в Тверской области под видом "оптимизации" происходил самый настоящий разгром системы образования на селе. По данными Росстата Тверская область к началу 2011 года оказалась на втором месте в ЦФО, после Тамбовской области по количеству закрытых малокомплектных сельских школ. С 2005 года в рамках так называемой оптимизации закрыто более 250 малокомплектных школ.
По определению
В самом общем виде проблема
малокомплектных школ выглядит следующим
образом: в результате падения рождаемости,
ряд школ на селе недотягивают до нормативной
наполняемости. Количество детей с
каждым годом падает, а школа, независимо
от этого, должна иметь здание со специальными
помещениями, административный и обслуживающий
персонал. Школу необходимо отапливать
зимой и ремонтировать летом.
Чем меньше учащихся, тем дороже
это обходится бюджету в
В настоящее время в России малая сельская школ становится важным социальным фактором и обладает рядом преимуществ перед обычной школой:
1. По данным российской газеты «Труд», в сельских школах России обучается 5.9 млн детей, работает 68 тысяч учителей. 67 % сельских школ имеют свои учебно-опытные участки. 79 % сельских школ владеют землей на правах собственности, возделывают ее, многие получают урожаи не ниже, а то и выше фермерских и обеспечивают себя продовольствием.
2. Глубокое знание учителями
индивидуальных особенностей и
условий жизни каждого ученика,
3. В целом сельскую
школу, детский сад и дом
культуры можно рассматривать
как единый центр культурной
жизни села. Есть мнения представителей
руководства инновационных