Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:51, реферат
Сектор финансовых услуг Канады имеет весьма диверсифицированный характер и включает следующих основных участников: банки; кредитные союзы и кооперативные кассы; страховые компании, агенты и брокеры; трастовые компании; пенсионные фонды; дилеров по ценным бумагам; взаимные инвестиционные фонды; специализированные финансовые компании и др. В общей сложности свыше трех тысяч различных финансовых учреждений занимается обслуживанием населения и корпоративных клиентов.
Очередная реформа финансовой системы проводится с октября 2001 г., когда вступил в действие закон С-8 (Bill С-8).
Основными целями финансовой реформы являются:
Для достижения указанных целей закон С-8 предусматривает:
Основные положения закона.
Разрешенные инвестиции.
Весьма важно, чтобы в условиях быстрого развития информационных технологий банки адекватно реагировали на происходящие изменения и своевременно использовали появляющиеся возможности для более полного удовлетворения потребностей своих клиентов. С учетом этого новый закон расширил сферу разрешенных инвестиций, что позволит банкам вкладывать дополнительные средства в инновационные технологии в целях разработки новых банковских продуктов и финансовых инструментов. В первую очередь речь идет о расширении электронной коммерции, создании дополнительных обслуживающих провайдеров и порталов в системе Интернет, более активном использовании возможностей беспроводной технологии.
Другое важное направление вложения средств — создание банками собственных взаимных инвестиционных фондов и компаний по управлению инвестициями, брокерских корпораций на рынке недвижимости, специализированных финансовых компаний и др.
Холдинговые компании.
С принятием закона С-8 банковские финансовые группы впервые получили возможность осуществлять свою деятельность в рамках холдинговой компании. Банковские холдинговые структуры имеют широкое распространение во многих развитых странах и активно используются для ведения банковско-финансо-вой деятельности. В США, например, существуют две модели холдинговых компаний: банковская и финансовая. Последняя действует на основании закона 1999 г. Gramm-Leach-Bliley Act и может включать следующие филиальные звенья:
Основное различие между существующей банковской структурой (с родительским банком) и банковской холдинговой моделью состоит в следующем. В действующей структуре все банковские функции и деятельность дочерних банков регулируются общим режимом, имеющим целью обеспечить безопасность и надежность головного банка, который находится наверху корпоративной пирамиды. К холдинговой модели применяется более мягкий регулирующий режим, и поэтому отдельные направления банковской деятельности, осуществляемые через филиалы холдинга и не связанные с открытием вкладов населению или страховым бизнесом, имеют пониженный порог регулирования. Кроме того, для холдинговой компании не требуется создавать наблюдательный комитет (Conduct Review Committee) и назначать независимых директоров, что обязательно для банка.
Использование холдинговой компании позволяет финансовым группам проявлять большую гибкость при создании корпоративной структуры с учетом их индивидуальных стратегических планов и интересов.
Владение пакетами акций.
Правительство внесло существенные дополнения в режим владения пакетами акций банков, что вместе с расширением сферы разрешенных инвестиций и введением модели банковской холдинговой компании в значительной степени изменило картину сектора финансовых услуг.
В соответствии с новым законом инвестор может владеть пакетом до 20% голосующих акций любого класса и 30% неголосующих акций любого класса (раньше один держатель акций мог владеть пакетом, не превышающим 10% акций). При этом речь идет о банке с широким кругом держателей акций (widely held bank).
Правительство указало, что приобретение одним инвестором акций банка в размере свыше 10% должно быть утверждено министром финансов, который при принятии решения исходит из принципа «пригодности и порядочности» (fit and proper) ходатайствующего лица.
Правительство также информировало, что закон о банковской деятельности после внесения в него изменений, вызванных принятием закона С-8, по-прежнему будет запрещать осуществление контроля над крупным банком (с капиталом более 5 млрд канадских долл.) со стороны одного держателя акций или группы держателей акций. В законе о банковской деятельности понятие «контроль» трактуется как «фактический контроль» («control in fact»), что означает «любое прямое или непрямое воздействие, которое, если оно будет иметь место, приводит к фактическому контролю над предприятием».
Законом С-8 вводится новая структура канадских кредитных учреждений, состоящая из трех уровней:
Важная особенность нового режима владения пакетами акций кредитных учреждений состоит в том, что коммерческие структуры впервые получили возможность выступать в качестве владельцев банков. Отныне канадские и иностранные коммерческие предприятия - продовольственные или универсальные магазины, хозяйственные магазины розничной торговли и др. - могут покупать или создавать малые и средние канадские банки в целях банковско-финансового обслуживания своих клиентов и расширения позиций на местном рынке финансовых услуг. Этому процессу будет также способствовать предусмотренное законом снижение минимального размера капитала при создании нового банка с 10 млн до 5 млн канадских долл.
Изложенные положения закона С-8 позволят увеличить число банков, что, с одной стороны, обострит конкурентную борьбу на рынке финансовых услуг, а с другой - повысит риск банкротств среди кредитных учреждений.
Доступ к платежным системам.
Клиринговые и другие расчеты осуществляются с помощью Канадской ассоциации платежей - CPA (Canadian Payments Association), участники которой в соответствии со сложившейся международной практикой - это исключительно банковские учреждения федерального и провинциального уровней.
Вместе с тем выполнение различными финансовыми учреждениями однотипных операций и частичная конвергенция банков, компаний по страхованию жизни, взаимных инвестиционных фондов и компаний по операциям с ценными бумагами вызвали настоятельную необходимость расширения числа участников CPA. В связи с этим правительство Канады приняло решение включить в число пользователей действующей платежной системы компании по страхованию жизни, взаимные инвестиционные фонды и дилеров ценных бумаг, что и зафиксировано в законе С-8. Доступ указанных трех организаций к централизованной платежной системе позволит им предлагать своим клиентам отдельные банковские услуги, в частности осуществлять платежи по чековым счетам и дебетовым карточкам.
Определенное влияние на принятие решения о расширении числа участников CPA оказали наблюдающиеся во всем мире процессы уменьшения бумажных платежных операций и активное использование электронных платежных систем.
Слияние банков.
Одна из характерных особенностей современной индустрии финансовых услуг состоит в консолидации ее участников, что можно рассматривать как средство противостояния возрастающей конкуренции в условиях беспрецедентной по размерам рыночной капитализации.
Закон С-8 предусматривает возможность объединения кредитных учреждений и других финансовых предприятий Канады, однако вопрос о слиянии крупных банков (с капиталом свыше 5 млрд канадских долл.) решается на уровне министра финансов. Такая позиция канадского правительства объясняется тем, что процесс слияния с участием крупных банков (в Канаде насчитывается пять банков с капиталом более 5 млрд долл.) может иметь нежелательные последствия для канадских финансовых институтов, развития экономики страны и для широкого круга потребителей. По этой же причине правительство Канады будет препятствовать объединению крупных банков и крупных компаний по страхованию жизни.
Следует заметить, что Канада, пожалуй, одна из немногих стран, где правительство регулирует процесс слияния финансовых учреждений. Так, в США, Великобритании, Австралии, Германии, Швейцарии и в других юрисдикциях объединение банков, независимо от размера их капитала, происходит без вмешательства местных властей.
Защита интересов потребителей.
В целях повышения мер по защите интересов потребителей закон С-8 предусматривает создание двух новых органов: агентства потребителей рынка финансовых услуг и службы уполномоченного по вопросам оказания финансовых услуг.
Агентство потребителей рынка финансовых услуг Канады -FCAC (Financial Consumer Agency of Canada) имеет целью:
На Службу уполномоченного по вопросам оказания финансовых услуг - CFSO (Canadian Financial Services Ombudsman) возлагается обязанность по рассмотрению жалоб частных лиц и предприятий малого бизнеса в отношении продуктов и услуг, предлагаемых финансовыми учреждениями. В соответствии с законом в состав CFSO должны войти все банки, а другие финансовые предприятия могут принять участие в работе Службы омбудсмена на добровольных началах. Следует отметить, что еще до принятия закона С-8 все крупные банки и несколько средних и малых банков Канады уже имели независимых омбудсменов, которые разрешают споры между клиентами и банками, а также следят за соблюдением кредитными учреждениями «кодекса банковской этики».
Комментируя закон С-8, президент Канадской ассоциации банкиров Раймонд Протти, в частности, отметил: «Это важный шаг на пути реформ. Правительство понимает важность гибкого подхода к повышению способности финансового сектора Канады успешно конкурировать в стране и за рубежом в условиях быстро меняющейся обстановки на мировых рынках».
Компания PricewaterhouseCoopers, сравнивая новое финансовое законодательство Канады и США, полагает, что между законом С-8 и американским финансовым законодательством 1999 г. (имеется в виду закон Gramm-Leach-Billey-Act) много общего. Это свидетельствует «о возрастающей конвергенции канадской и американской индустрии финансовых услуг, прежде всего, в области инвестиционных прав, возможностей для стратегических альянсов и надзора холдинговых компаний».