Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 06:19, курсовая работа
Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации относятся, прежде всего, Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ), Министерство финансов, Центральный банк, Министерство по антимонопольной политике (МАП), Министерство госимущества (МГИ). Негосударственное регулирование осуществляется саморегулируемыми организациями.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
1.1 ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
1.1.1 ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК
1.1.2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА
1.1.3 ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК
1.1.4 УЧАСТНИКИ РЫНКА
1.1.5 FOREX
1.1.6 СРОЧНЫЙ РЫНОК (РЫНОК ПРОИЗВОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ)
1.1.7 СТРАХОВОЙ РЫНОК
1.1.8 ФОНДОВЫЙ РЫНОК
1.1.9 РЫНОК ДОЛЕВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (АКЦИЙ)
1.2 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА РФ
1.3 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА РФ
2.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В 2006 - 2008 ГОДАХ
2.2 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В 2006 - 2008 ГОДАХ
2.3 ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В 2006 - 2008 ГОДАХ
2.3.1 СОЗДАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ИНСТИТУТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
2.3.2 СОЗДАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
2.3.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ
2.3.4 РЕФОРМА СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
ГЛАВА 3: РЕЗУЛЬТАТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА РФ 2006 - 2008 Г.
3.1 ИЗМЕНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ
3.2 РАСКРЫТИЕ ЭМИТЕНТОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СУЩЕСТВЕННЫХ ФАКТОВ
3.4 ИЗМЕНЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕПОЗИТАРНЫХ РАСПИСОК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В результате создания центрального депозитария будут снижены нерыночные риски на российском рынке ценных бумаг (риски утраты права собственности на ценные бумаги, риски неисполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами), ускорены расчеты по операциям с ценными бумагами, облегчено раскрытие информации о владельцах ценных бумаг и проведены корпоративные действия.
Следующим шагом должно стать отделение
клиринговой деятельности от биржевой,
создание на этой базе технологически
оснащенной расчетно-клиринговой
Создание учетно-расчетной системы требует разработки ряда законодательных актов, а также организации диалога по вопросам консолидации этой системы между регуляторами финансового рынка (в первую очередь Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации) и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Альтернативой может быть создание инфраструктуры за счет государственных инвестиций. В любом случае указанная система должна создаваться с учетом международного опыта, а также общепринятых международных стандартов.
Для Создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка необходима реализация следующих поставленных задач40:
развитие рынка производных финансовых инструментов;
Для создания условий развития срочного товарного рынка необходимо, прежде всего, принять федеральный закон, регулирующий выпуск и обращение двойных и простых складских свидетельств. Кроме того, необходимо обеспечить контроль за рисками на рынке производных финансовых инструментов регулятором финансового рынка.
секьюритизация активов;
Первый шаг в установлении правовых механизмов секьюритизации в Российской Федерации был сделан путем принятия Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах".
К основным направлениям совершенствования законодательства Российской Федерации в этой сфере следует отнести:
расширение перечня видов
расширение круга прав требования, которые могут использоваться для целей секьюритизации;
введение законодательных
определение требований к эмитентам
ценных бумаг, выпускаемых при секьюритизации
создание механизмов повышения кредитного качества ценных бумаг;
развитие рынка ипотечных
В настоящее время развитие рынка ипотечных ценных бумаг сдерживается в связи с тем, что окончательно не сформирована нормативная правовая база в этой сфере.
Для формирования полноценного рынка ипотечных ценных бумаг необходима реализация следующих первоочередных мер:
завершение разработки нормативной правовой базы рынка ипотечных ценных бумаг;
обеспечение возможности инвестирования в ипотечные ценные бумаги средств крупных институциональных инвесторов;
реализация мер
разработка и внедрение
создание правовых основ для снижения транзакционных издержек выхода российских компаний на российский рынок капитала.
В ряде случаев эффективность
Предлагается пересмотреть ограничение
для хозяйственных обществ
Снижению транзакционных издержек
выхода российских компаний на российский
рынок капитала будет способствовать
введение упрощенного принципа регулирования
эмиссии краткосрочных корпорат
Выпускать биржевые облигации на первом этапе смогут только наиболее стабильные и крупные российские открытые акционерные общества, акции которых прошли процедуру листинга на фондовой бирже.
Уровень информационной прозрачности российских компаний неуклонно повышается. В настоящее время требования к раскрытию информации в целом соответствуют международным стандартам, сформулированным в документах Международной организации комиссий по ценным бумагам и директивах Европейского союза41.
Дальнейшее повышение эффективности системы раскрытия информации должно осуществляться по следующим основным направлениям:
совершенствование законодательства Российской Федерации по вопросам определения правовой основы раскрытия информации;
улучшение механизмов контроля и надзора за исполнением требований к раскрытию информации, привлечения к ответственности за нарушение таких требований;
использование современных информационных технологий для повышения эффективности сбора, обработки, анализа и публичного раскрытия информации эмитентами и другими участниками рынка ценных бумаг, а также для обеспечения доступа всех заинтересованных лиц к базам данных, содержащим информацию, раскрываемую эмитентами.
Отмена требования публикации в печатных средствах массовой информации сообщений на этапах эмиссии и сообщений о существенных фактах.
Одним из способов снижения стоимости
осуществления эмиссий и
Для обеспечения эффективного раскрытия информации эмитентами в сети Интернет необходимо осуществление контроля за соблюдением установленных требований. Важную роль в обеспечении контроля за надлежащим раскрытием эмитентами информации в сети Интернет должны играть профессиональное сообщество, саморегулируемые организации, организаторы торговли на рынке ценных бумаг, информационные агентства и иные организации, имеющие статус средства массовой информации, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг в отношении публичного предоставления информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг. Предполагается, что при обнаружении нарушения эмитентом установленных требований указанные организации будут направлять в Федеральную службу по финансовым рынкам соответствующее уведомление.
В рамках существующей системы распределения функций и полномочий по регулированию, контролю и надзору на финансовом рынке принцип единства регулирования не обеспечивается. Регулирование, контроль и надзор в отношении небанковских организаций финансового рынка в основном осуществляются Федеральной службой по финансовым рынкам42. В то же время контроль и надзор в отношении страховых организаций осуществляются Федеральной службой страхового надзора, выработка государственной политики и нормативное правовое регулирование в области страховой деятельности и инвестирования средств пенсионных накоплений - Министерством финансов Российской Федерации, контроль и надзор в области банковской деятельности - Центральным банком Российской Федерации.
Главной целью реформы регулирования российского финансового рынка является существенное повышение эффективности функционирования органа, осуществляющего регулирование финансового рынка, и уровня объективности его решений. Необходимо проработать вопрос об объединении в рамках данного органа полномочий по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в отношении секторов финансового рынка.
Кроме того, Федеральной службе по финансовым рынкам, осуществляющей в настоящее время регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке, должен быть придан статус коллегиального органа, что потребует внесения изменения в указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Принятие нормативных правовых актов указанного органа должно осуществляться на основании решения коллегиального органа, осуществляющего регулирование финансового рынка. Предполагается, что члены коллегиального органа будут иметь статус государственных служащих и назначаться Правительством Российской Федерации на определенный срок и работать на постоянной основе. При этом должна быть предусмотрена возможность привлечения к работе указанного коллегиального органа представителей профессиональных организаций финансового рынка.
Одновременно следует
Развитие саморегулирования.
Законодательство Российской Федерации о рынке ценных бумаг предусматривает осуществление регулирования и надзора на финансовом рынке государственными органами исполнительной власти и предоставляет саморегулируемым организациям право вводить свои собственные стандарты и требования, дополняющие нормы регулирования, установленные государством.
В целях повышения роли саморегулирования
и облегчения вовлечения саморегулируемых
организаций в процесс
Для более подробного рассмотрения изменений, затронувших законодательство о рынке ценных бумаг необходимо остановиться на наиболее существенных изменениях.
Начиная с 2006 года в Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» были внесены изменения следующими Федеральными законами:
От 05.01. 2006 № 7-ФЗ, От 15.04. 2006 № 51-ФЗ, От 27.07. 2006 № 138-ФЗ, От 16.10. 2006 № 160-ФЗ, От 30.12. 2006 № 282-ФЗ, От 17.05. 2007 N 83-ФЗ.
Федеральным законом от 05.01. 2006 № 7-ФЗ были внесены изменения, касающиеся, регулирования вопросов раскрытия информации43. Так, у владельца обыкновенных акций, не позднее 5 дней со дня внесения приходной записи по лицевому счету появилась обязанность раскрывать информацию, в случае включения в реестр эмитента акционера, владеющего не менее чем 5% обыкновенных акций эмитента, а также любом изменении, в результате которых доля принадлежащих такому акционеру акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% размещенных обыкновенных акций. Данными изменениями устанавливается возможность государственного контроля над приобретением акций открытого общества, который предусматривается на всех этапах поглощения акционерного общества
Также, согласно Федеральному закону № 7-ФЗ у акционера ОАО, владеющего в совокупности с аффилированными лицами 95 (девяносто пятью)% акций от общего количества обыкновенных и привилегированных акций появилась обязанность выкупить принадлежащие другим акционерам оставшиеся акции по требованию их владельцев.
Таким образом, в корпоративном праве нашей страны появился институт принудительного выкупа акций у миноритарных акционеров, а у мажоритарного акционера появилось право и обязанность на законном основании потребовать выкупа ценных бумаг, принадлежащих остальным акционерам.
Федеральным законом от 27.07. 2006 № 138-ФЗ были внесены изменения, касающиеся дополнительных существенных фактах, которые подлежат раскрытию эмитентом, а также нового вида облигаций - биржевых облигаций44.
Данным Федеральным законом в Закон «О рынке ценных бумаг» были внесены поправки, которые обязывают эмитента раскрывать также информацию об этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, о приостановлении и возобновлении эмиссии эмиссионных ценных бумаг, о признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным. А также раскрывать информацию, касающуюся начисленных и (или) выплаченных доходах по эмиссионным ценным бумагам эмитента.