Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 06:19, курсовая работа
Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. К органам государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации относятся, прежде всего, Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ), Министерство финансов, Центральный банк, Министерство по антимонопольной политике (МАП), Министерство госимущества (МГИ). Негосударственное регулирование осуществляется саморегулируемыми организациями.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
1.1 ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
1.1.1 ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК
1.1.2 ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА
1.1.3 ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК
1.1.4 УЧАСТНИКИ РЫНКА
1.1.5 FOREX
1.1.6 СРОЧНЫЙ РЫНОК (РЫНОК ПРОИЗВОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ)
1.1.7 СТРАХОВОЙ РЫНОК
1.1.8 ФОНДОВЫЙ РЫНОК
1.1.9 РЫНОК ДОЛЕВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (АКЦИЙ)
1.2 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА РФ
1.3 ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА РФ
2.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В 2006 - 2008 ГОДАХ
2.2 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В 2006 - 2008 ГОДАХ
2.3 ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В 2006 - 2008 ГОДАХ
2.3.1 СОЗДАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ИНСТИТУТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
2.3.2 СОЗДАНИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
2.3.3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ
2.3.4 РЕФОРМА СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
ГЛАВА 3: РЕЗУЛЬТАТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА РФ 2006 - 2008 Г.
3.1 ИЗМЕНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ
3.2 РАСКРЫТИЕ ЭМИТЕНТОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СУЩЕСТВЕННЫХ ФАКТОВ
3.4 ИЗМЕНЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕПОЗИТАРНЫХ РАСПИСОК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Но в целом, на мой взгляд, Федеральный закон N 138-ФЗ был направлен на обеспечение порядка выпуска, обращения и правового регулирования нового вида облигаций - биржевых облигаций. Для этих целей законодатель, прежде всего, дополнил Закон "О рынке ценных бумаг" статьей "Особенности эмиссии и обращения биржевых облигаций". В ней были определены понятие, а также особенности выпуска в обращение и непосредственно самого обращения биржевых облигаций.
Это ценные бумаги, не требующие государственной регистрации, срок их обращения не может превышать одного года. Выпускать такие бумаги, согласно закону, смогут ОАО, акции которых включены в котировальные списки хотя бы одной из бирж.
Появление биржевых облигаций, - это альтернатива краткосрочным векселям и банковским кредитам. Преимущества новой бумаги очевидны, - это отсутствие необходимости государственной регистрации (соответственно уменьшение стоимости заимствования денежных средств), в сравнении с векселями, обращение на бирже и небумажное обращение снижает значительные риски.
Биржевые облигации - более эффективный инструмент, чем вексель, и для заемщика, и для инвестора. Являясь альтернативой банковскому кредитованию, выпуск биржевых облигаций позволит эмитенту привлекать денежные средства по ставкам, ниже, чем те ставки, по которым они привлекают кредиты коммерческих банков. Но о большей привлекательности биржевых облигаций для инвесторов можно будет говорить после того, как будет определен ряд конкретных условий их обращения, а именно: объем и ликвидность займов, возможность проведения операций РЕПО, использование их в качестве залога при ломбардном кредитовании (в т. ч. с Центральным Банком России).
Риск для инвестора
Также негативным моментом является небольшой круг ограничений по выпуску таких облигаций, который относится только к включению акций эмитента в котировальный список фондовой биржи, осуществившей листинг акций эмитента биржевых облигаций, к периоду существования эмитента не менее 3 лет и надлежащим образом утвержденной годовой бухгалтерской отчетности за 2 завершенных финансовых года.
Согласно мнению многих экспертов биржевые облигации можно рассматривать в виде бонуса для эмитента, который прошел все этапы от частной компании до публичной и открытой, акции которой торгуются на фондовой бирже.
23.3 Исключение главы 9 (Реклама на рынке ценных бумаг) из № 160 ФЗ от 16.10. 2006.
Согласно Федеральному закону от 16.10. 2006 № 160-ФЗ глава 9 (Реклама на рынке ценных бумаг)"Закона о рынке ценных бумаг» утратила свою силу45.
Законодатель исключил из «Закона о рынке ценных бумаг» данную главу в связи с тем, что параллельно с этой главой в «Законе о рынке ценных бумаг» действовал закон «О рекламе», который содержал другие нормы к рекламе ценных бумаг, и в настоящее время действуют нормы «Закона о рекламе», что позволяет разрешать вопросы, связанные с рекламой на рынке ценных бумаг, избежав коллизий, существовавших ранее.
Так, согласно «Закону о рынке ценных бумаг» реклама эмиссионных ценных бумагах запрещалась до даты государственной регистрации их выпуска, а «Закон о рекламе» не допускает их рекламу до осуществления регистрации их проспекта.
Также в законе «О рынке ценных
бумаг» рекламодателям запрещалось
указывать в рекламе предполага
Законодателем также был устранен правовой пробел, и одновременно с исключением главы о рекламе из «Закона о рынке ценных бумаг» в «Закон о рекламе» была добавлена не существовавшая ранее норма, которая запрещает рекламу биржевых облигаций до даты их допуска фондовой биржей к торгам в процессе их размещения.
Федеральным законом от 30.12. 2006 № 282-ФЗ были внесены изменения, касающиеся нового вида ценных бумаг - российских депозитарных расписок46.
Федеральным законом N 288-ФЗ был законодательно закреплен новый вид ценных бумаг - российские депозитарные расписки (РДР.).
Закон закрепил следующие характеристики РДР:
это именная эмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости;
РДР удостоверяет право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента;
закрепляет право ее владельца требовать от эмитента РДР получения взамен РДР соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем РДР прав, закрепленных ценными бумагами.
РДР одного выпуска удостоверяют право собственности на ценные бумаги только одного эмитента и вида (категории, типа) ценных бумаг.
эмитентом РДР могут быть исключительно депозитарии, созданные на территории РФ и зарегистрированные ФСФР РФ.
депозитарий должен соответствовать требованиям по размеру собственного капитала (20 млн. рублей, а начиная с 01 января 2008 года 40 млн. рублей) и сроку осуществления депозитарной деятельности, который должен быть не менее трех лет.
депозитарий вправе вести реестр РДР независимо от количества владельцев РДР.
учет прав депозитария - эмитента РДР как лица, действующего в интересах третьих лиц, проводится организацией, осуществляющей учет прав на ценные бумаги, которая входит в перечень, утвержденный ФСФР России.
в случае принятия на себя эмитентом представляемых ценных бумаг обязательств перед владельцами РДР, у владельцев появляется право требовать надлежащего выполнения этих обязательств.
в случае если эмитент РДР не принимает обязательств перед владельцами РДР, в том числе в части раскрытия информации, эмиссия РДР на ценные бумаги возможна лишь в случае, если последние включены в котировальные списки иностранных фондовых бирж, перечень которых утверждается ФСФР РФ.
В отличие от акций и облигаций процедура эмиссии РДР включает только - утверждение решения о выпуске РДР уполномоченным органом управления эмитента РДР; - госрегистрацию выпуска РДР - размещение РДР и не ограничена в сроках их размещения.
Дополнительный выпуск РДР осуществляется путем внесения изменений в решение о выпуске РДР в части увеличения максимального числа одновременно обращающихся РДР и не подлежит госрегистрации.
Законодатель устанавливает
Положительные стороны, от появления РДР следующие:
диверсификация инвестиций и рисков, прежде всего, страновых.
упрощенный доступ на зарубежные финансовые рынки. При этом торговля и клиринг происходят в соответствии с требованиями внутреннего рынка;
получение доходов и иных платежей, причитающихся владельцам ценных бумаг, в рублях, минуя различные ограничения, накладываемые законодательством о валютном регулировании и валютном контроле;
возможность экономии транзакционных издержек за счет обслуживания при совершении операций с ценными бумагами местных и иностранных эмитентов через одного профессионального участника рынка ценных бумаг;
упрощение процедуры слияния/поглощения; возможность участия в корпоративных событиях, связанных с осуществлением прав по ценным бумагам иностранных эмитентов.
Выгоды появления РДР для фондового рынка заключаются в:
росте биржевых оборотов;
возможности участия национальных инвесторов в процессах финансовой глобализации и установления новых связей с партнерами за рубежом;
появлении нового рынка услуг для депозитариев, андеррайтеров, агентов по размещению, юридических и финансовых консультантов;
появление более легкого в оформлении и менее рискованного способа инвестиций в иностранные активы;
это не вывоз капитала в чистом виде, как при прямых инвестициях в ценные бумаги, т. к обеспечивается соблюдение российского суверенитета над процессом эмиссии и обращения бумаг.
Видимые минусы данной бумаги следующие:
можно сделать предположение о том, что для отечественных компаний данные ценные бумаги не есть абсолютное благо, так как им придется столкнутся с конкуренцией зарубежных фирм на родном рынке, и они будут вынуждены бороться за отечественные капиталы;
РДР, хотя и являются российскими инструментами, представляют активы иностранных компаний. Значит, риски инвесторов всегда будут выше, чем при покупке обычных российских акций;
и, наконец, Федеральный закон от 17.05. 2007 № 83-ФЗ установил то, что помимо существовавшего в прежней редакции «Закона о рынке ценных бумаг» определения дилера, им, кроме юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, может быть также государственная корпорация, если для такой корпорации возможность осуществления дилерской деятельности установлена федеральным законом, на основании которого она создана.
Для более полной картины предлагаемых изменений в законодательстве о рынке ценных бумаг необходимо определить сильные и слабые стороны Стратегии.
Наиболее важным плюсом, на мой взгляд, является само появление стратегии развития финансового рынка, согласно которой предполагается принять порядка 25 новых законов.
Данный факт несомненно является мощным положительным стимулятором развития финансового рынка, так как предполагает наличие масштабной, экономической, комплексной программы, которая позволит как российским, так и иностранным инвесторам планировать свои действия на долгосрочную перспективу. Очевиден тот факт, что утверждение данной стратегии означает развитие нового этапа в развитии экономии нашей страны.
Однако, согласно мнению некоторых экспертов главный недостаток стратегии заключается в том, что она, в первую очередь является «стратегией продавцов», не сбалансирована с точки зрения интересов всех участников инвестиционного процесса.
В основном рассматривает рост финансового рынка как некоторую данность. Предложения стратегии носят поверхностный и инерционный характер. Неправильные предпосылки даны в стратегии, например, в отношении доступа к деньгам инвестора, в том числе и массового. Основным препятствием их доступа на рынок авторы стратегии связывают только с регулятивными и инфраструктурными проблемами.
Положения Стратегии подчас несогласованны
с действующим налоговым законо
Однако, начиная с 1 января 2007 года, инвестор - физическое лицо лишился права воспользоваться имущественным налоговым вычетом по ценным бумагам, находившимся в его собственности более 3-х лет. Таким образом, пропал стимул для какой-то части стратегических инвесторов, которые после этого должны были уйти с долгосрочных рынков коллективных инвестиций, что и подтверждается.
Также стратегия в целом пропитана духом оптимизма, и не предусматривает алгоритм действий финансового рынка, в случае неблагоприятного развития ситуации.
И, несмотря на вышесказанное, принятие такого рода документа является подтверждением признания государством важности роли фондового рынка в экономике страны. Остается только найти понимание чиновников на всех уровнях властных структур, что позволит воплощать утвержденную стратегию в более быстрые сроки.
И, в заключении хотелось бы сказать, что проанализировать положительный или отрицательный эффект от применения законов, утвержденных в Стратегии не предоставляется возможным, так как большинство из них еще не принято, по принятым не сложилась практика применения, следовательно более глубокий анализ эффекта от вводимых законов, можно будет произвести позже.