Развитие финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:58, курсовая работа

Описание работы

Финансы — это не только экономическая, но и историческая категория. Их существование насчитывает не одну тысячу лет. Финансы появились в условиях действия товарно-денежных отношений, образования государств и необходимости удовлетворения потребностей предпринимателей и органов власти в финансовых ресурсах.
В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с созданием и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении предпринимателей, и государства, и предназначены для выполнения ими хозяйственных и управленческих функций. Финансовые отношения пронизывают действия людей во всех сферах их деятельности, являются их органичной частью.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1.Эволюция финансовой системы……………………………………………....4
1.1. Исторические аспекты развития финансов…………………………4
1.2 Сущность финансов и финансовой системы…………………………9
2.Элементы и звенья финансовой системы Российской Федерации…………17
2.1 Финансовая система РФ, её составляющие…………………………17
2.2 Единство финансовой системы РФ………………………………….23 3. Перспективы развития финансовой системы Российской Федерации……27
3.1 Финансовая система РФ в цифрах…………………………………...27
3.2 Проблемы и пути развития финансовой системы РФ ……………..32
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы.docx

— 92.08 Кб (Скачать файл)

Если имеются в наличии все  три признака, то эти отношения  относятся именно к государственным  финансам

Весь процесс перераспределения  ВВП и национального дохода обслуживается  государственными финансами на основе формирования и использования централизованных (общественных) фондов денежных средств. К централизованным (общественным) фондам относят бюджеты всех уровней, а также целевые внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Федеральный и  территориальные фонды обязательного  медицинского страхования.

С помощью системы централизованных фондов в России перераспределяется более 40% стоимости ВВП, в том числе  через консолидированный бюджет 27%. Весь этот перераспределительный  процесс обслуживают государственные  финансы.9

К сфере государственных финансов относятся отношения между государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней; гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получение из них соответствующих социальных выплат; организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета; отдельными звеньями бюджетной системы; государством (правительством) и центральным банком по регулированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.

Однако, как отмечено выше, наряду с государственными финансами существуют финансы организаций (предприятий) или финансы корпораций (под последними обычно понимают финансы открытых акционерных  обществ). Обе эти относительно самостоятельные  сферы можно объединить одним  общим понятием — «финансы» в  широком смысле слова, имея в виду более широкую трактовку их содержания, чем государственные финансы.

Таким образом, можно прийти к выводу, что понятие «финансы» далеко не тождественно деньгам, а имеет  свою специфику и общественное назначение, которое выражается в выполняемых  ими функциях. Следует отметить, что взгляды ученых на содержание финансов, излагаемые в различных  учебниках, как правило, совпадают.

"Финансовая система" - в российской  экономике понятие развивающееся.  Подходы к определению состава  подсистем также различны между  собой. В большинстве своём,  несмотря на различия подходов, учёные-экономисты в составе финансовой  системы выделяют примерно схожий  набор элементов10 (Приложение 1).

Отечественные ученые-экономисты в  большинстве своем практически  однотипно определяют финансовую систему  как совокупность сфер и звеньев  финансовых отношений. Коллектив авторов  под руководством Г. Б. Поляка трактует финансовую систему как "совокупность различных финансовых отношений, в  процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств, хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства".11 Как "совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве", определяет финансовую систему коллектив авторов под редакцией проф. A.M. Ковалевой.12 Представители Санкт-Петербургской экономической школы дают определение финансовой системы, как "совокупности различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды".13

Несколько иная трактовка финансовой системы звучит как "форма организации  денежных отношений между всеми  субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению  совокупного общественного продукта".14

Симбиозом вышеизложенных определений  служит понимание, данное коллективом  авторов под руководством А. Ю. Казака: "Система финансов - это совокупность различных сфер финансовых отношений, объединенных принципиальным единством  в рамках обшей объективной категории - "финансы", но характеризующихся, во-первых, своими специфическими особенностями  в формировании и использовании  денежных фондов (доходов); во-вторых, различной  ролью (значимостью) в общественном воспроизводстве и экономической  системе в целом"15. Однако при этом представители данной научной школы различают понятия "система финансов" и "финансовая система" и под финансовой системой понимают совокупность конкретных финансовых органов и институтов, призванных на практике осуществлять реализацию государственной финансовой политики.

В рамках данного исследования более  правильной и отвечающей современным  реалиям трактовкой является определение  финансовой системы, данное представителями  Санкт-Петербургской экономической  школы "совокупности различных сфер финансовых отношений, в процессе которых  образуются и используются различные  денежные фонды".16

В вопросе о функциях финансов среди  экономистов имеются существенные разногласия. Так, Л.Н. Павлова наделяет государственные финансы, а конкретнее — финансовую систему в целом  функциями планирования, организации, стимулирования и контроля, забывая, что это функции управления любым  сложным процессом. На уровне предприятия  она называет функции воспроизводственную, распределительную и контрольную.17 В учебнике «Финансы, денежное обращение и кредит» под редакцией В.К. Сенчагова и А.И. Архипова авторы наделяют финансы следующими функциями: распределительной, стимулирующей и контрольной, ссылаясь на то, что под функциями они понимают «работу», выполняемую финансами.18

В то же время, функции экономической  категории отражают не «ее работу», а общественное назначение, присущее именно данной категории. Естественно, что распределительной, стимулирующей  функцией обладают не только финансы, но и практически все другие категории  — цена, заработная плата, прибыль  и т.д. Общественное же назначение финансов как экономической категории  выражается в трех функциях:

  • формирование денежных фондов (доходов);
  • использование денежных фондов (доходов);
  • контроль.

Ни одной из приведенных выше категорий не присущи эти функции (кроме контрольной) и именно поэтому  первые две функции выражают общественное назначение категории государственных  финансов. Но при этом устойчивое формирование доходов государства и их эффективное  использование обеспечиваются соответствующей  организацией контроля. На рис. 1 приведена  детализация функций государственных  финансов.19

В целом распределительная функция  финансовой системы позволяет:

  • создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;
  • осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;
  • создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

Наряду с распределительной  к главным функциям финансовой системы  относят и контрольную функцию. Распределительная и контрольная  функции представляют собой две  стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции  финансовой системы составляет движение финансовых ресурсов. Если контрольная  функция не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность  распределительной функции, что  позволяет говорить о необходимости  координации в реализации указанных  функций.

Распределительная функция финансовой системы осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми  нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансовой системы — регулирующей. Регулирующая функция финансовой системы проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

Финансы выступают одновременно и  экономической, и исторической категорией, они возникают вместе с государством и изменяются вместе с ним. Сущность финансов, закономерности их эволюции, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства  определяются природой государства  и его функциями.

В мировой практике выделяются две  теории возникновения финансов: классическая и неоклассическая. Благодаря развитию науки финансов государство стало  подходить к формированию финансов более осмысленно.

Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных  денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием  и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для  выполнения своих функций.

Основными функциями финансовой системы  являются: распределительная функция, контрольная функция, регулирующая функция.

Однако наряду с государственными финансами существуют финансы организаций (предприятий) или финансы корпораций. Обе эти относительно самостоятельные  сферы можно объединить одним  общим понятием — «финансы» в  широком смысле слова, имея в виду более широкую трактовку их содержания, чем государственные финансы.

В рамках данного исследования более  правильной и отвечающей современным  реалиям трактовкой является определение  финансовой системы, данное представителями  Санкт-Петербургской экономической  школы "совокупности различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды"

 

2. Элементы и  звенья финансовой системы Российской  Федерации

2.1 Финансовая  система РФ, её составляющие

 

Как показало проведенное исследование, среди специалистов нет единства в понимании сущности "финансов", так и различны мнения по поводу сущности "финансовой системы" и  ее составных элементов.

  • Более важным предметом дискуссии относительно понимания финансовой системы является состав сфер и звеньев финансовых отношений. В большинстве своем, несмотря на различия подходов, ученые-экономисты в составе финансовой системы выделяют примерно схожий набор элементов: Государственные и муниципальные финансы (бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления; внебюджетные фонды; государственный кредит)
  • Финансы субъектов хозяйствования (финансы коммерческих организаций; финансы некоммерческих организаций; финансы индивидуальных предпринимателей).

Таким образом, в среде ученых нет  единого мнения о составе сфер и звеньев финансовой системы. Однако в большинстве своем экономисты и правоведы едины в том, что  в состав финансовой системы входят как общегосударственные финансы, так и финансы предприятий  различных форм собственности, исключение составляет уральская научная школа  под руководством А. Ю. Казака, которая  строит финансовую систему, основываясь  на понимании сущности финансов исключительно  как публичных (государственных  и общественных) и тем самым  отвергает существование финансов негосударственных предприятий, представляя, что они являются денежными отношениями, не являющимися финансовой категорией.20

Например, Г.Б. Поляк делит финансовую систему Российской Федерации на две сферы: централизованные финансы  и децентрализованные финансы. В  свою очередь централизованные финансы  образуют три звена – федеральный  бюджет, территориальные финансы  и специальные внебюджетные фонды. Затем территориальные финансы  подразделяются на региональные финансы (региональный бюджет и региональные внебюджетные фонды) и местные финансы (местный бюджет и местные внебюджетные фонды). Децентрализованные финансы  делятся на два звена финансы  предприятий, организаций (финансы  коммерческих организаций и финансы  некоммерческих организаций) и финансы  домашнего хозяйства.21 Аналогичная трактовка у В. В. Ковалева.22 Схоже представление о финансовой системе России у С.И. Лушина и В.А. Слепова, они выделяют так же две сферы финансовой системы: финансы самодеятельных субъектов экономической сферы и финансы властных структур, но, по сути, трактовка одна и та же.23

Различаются подходы к составу  звеньев финансовой системы. Наиболее традиционно включение в состав финансовой системы бюджетов, внебюджетных фондов, государственного кредита, страхования. Причем, как правило, данные элементы объединяются в укрупненную группу, называемую общегосударственными или  централизованными финансами. Данной группе традиционно противостоят финансы  хозяйствующих субъектов (предприятий  различных форм собственности). В  последние годы наблюдается тенденция  выделения в составе финансовой системы финансов домашних хозяйств, а некоторые ученые сужают эту  сферу, включая только финансы индивидуальных предпринимателей.

Характерно, что специалисты в  области финансового права выделяют в составе финансовой системы  кредит, как государственный, так  и банковский. Тогда как экономистам  свойственно включать только государственный  кредит в состав централизованных финансов.

Не смотря на то, что все авторы, как правило, выделяют один основной критерий, по которому происходит разделение финансовой системы на сферы и  звенья (роль субъекта в общественном воспроизводстве), мы видим всё же расхождения в структуре.

Одним из дискуссионных вопросов является выделение страхования как самостоятельной  сферы финансовой системы. Например, такие авторы как Галицкая С.В., Вавилов  Ю.Я., Родионова В.М. выделили три  сферы финансовой системы: финансы  экономических (хозяйствующих) субъектов, страхование, государственные и  муниципальные финансы. Причем структура  этих сфер тоже различна у разных авторов.

Автор Вавилов Ю.Я. в сфере страхования  выделяет два звена (см. рис.2):

Информация о работе Развитие финансовой системы России