Развитие финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 14:49, реферат

Описание работы

Управление финансами СССР осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства.

Содержание работы

Глава I. Централизованные ФДС………………………………………………...3
1.1.Государственный(федеральный) бюджет…………………………………..3
1.2 Внебюджетные фонды…………………………………………………….….6
1.3.Государственный кредит……………………………………………………15
1.4.Страхование………………………………………………………………….17
Глава II. Децентрализованные ФДС…………………………………………....23
2.1 Финансы коммерческих организаций……………………………………...23
2.2 Финансы некоммерческих организаций……………………………………25
2.3.Финансы финансовых посредников………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Реферат по финансовой системе.docx

— 121.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

Глава I. Централизованные ФДС………………………………………………...3

1.1.Государственный(федеральный)  бюджет…………………………………..3

1.2 Внебюджетные фонды…………………………………………………….….6

1.3.Государственный кредит……………………………………………………15

1.4.Страхование………………………………………………………………….17

Глава II. Децентрализованные ФДС…………………………………………....23

2.1 Финансы коммерческих организаций……………………………………...23

2.2 Финансы некоммерческих организаций……………………………………25

2.3.Финансы финансовых посредников………………………………………..27

Список используемой литературы…………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

               Современную финансовую систему можно представить в  виде следующей схемы: (2 слайд)

Схема 1. Финансовая система РФ

 Глава I. Централизованные ФДС

    1.1 Государственный (федеральный) бюджет

Управление финансами СССР осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

  Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства.

Государственный бюджет представляет основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом.

При СССР Государственный бюджет играл роль главного инструмента управления финансами. Выполнение Закона о бюджете являлось категорическим императивом для исполнительной власти. Государственный бюджет СССр включал в себя различные виды бюджета, это видно из схемы 2(3слайд)

Схема 2. Государственный бюджет СССР

  Контроль за исполнением бюджета служил основной задачей деятельности финансовых органов, а кассовое его исполнение входило в полную компетенцию Госбанка СССР. В 1966-1970 гг. через государственный бюджет распределялось 53% национального дохода, в 1971-1975 гг. –56.7%, 1976-1980 – 62,8% 1985г.-64,4%, в 1990 - 67,3%. Бюджет был тесным образом связан с финансовыми планами отраслей и предприятий, и это было базовой информационной, аналитической и правовой основой контроля за использованием не только бюджетных средств, но и всех финансовых ресурсов.

Государственный бюджет СССР включал различные виды бюджетов. Совокупность бюджетов, связанных между собой определенными, установленными законодательством взаимоотношениями, составляло бюджетную систему СССР. Под бюджетным устройством понимались организация бюджетной системы, принципы ее построения, экономические и юридические основы взаимодействия между всеми видами бюджетов.

Принцип бюджетного устройства при СССР характеризовался: демократическим централизмом, то есть в органическом сочетании централизованного руководства всей бюджетной системой с предоставлением широких бюджетных прав республиканским и местным органам власти, в привлечении к бюджетной работе широких масс трудящихся) и единством бюджетной системы, выражавшемся в том, что все многочисленные самостоятельные бюджеты объединялись в государственном бюджете СССР, составлялись и исполнялись в соответствии с общими директивами и общесоюзным законодательством, что обеспечивало единый подход к мобилизации средств на всей территории страны и финансированию различных видов расходов)1.

Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты 15 союзных республик и бюджет государственного социального страхования. В свою очередь государственный бюджет союзной республики включал республиканский бюджет союзной республики, государственные бюджеты и местные бюджеты — областей, краев, округов, районов, городов, поселковые и сельские бюджеты.

Доходы государственного бюджета СССР по экономическому содержанию делились на две группы. Первую составляли поступления от социалистического хозяйства (платежи государственных предприятий и организаций, а также кооперативных и общественных организаций). Ко второй группе доходов бюджета относились платежи населения, главным образом налоги.

В целом для доходов госбюджета СССР было характерно абсолютное преобладание поступлений от социалистического хозяйства, доля которых превышала 91% всех доходов. Поскольку в экономике ведущую роль играла общенародная собственность, то и в бюджете главными являлись платежи государственных предприятий и организаций. Динамичный рост общественного производства обусловливало неуклонное увеличение доходов бюджета

Главными поступлениями в бюджет от государственных предприятий являлись налог с оборота и платежи из прибыли.

 Если в 1992 г.70% ресурсов  поступили в федеральный бюджет и 30% – в бюджеты территорий и местные бюджеты, то в 1995 г. это соотношение соответственно составило 49% и 51%. Однако средств территориям не хватает, поскольку расширены их функции, связанные с расходами, и задача состоит в увеличении их собственной доходной базы

Плательщиками налога являлись хозрасчетные государственные и кооперативные предприятия и организации, реализующие продукцию собственного производства или собственной заготовки по оптовым ценам промышленности или розничным ценам, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в банке.

Доходы бюджета также включают поступления от населения. В целом платежи населения составляли менее 9% всех доходов бюджета. Среди налогов главное место занимал подоходный налог

         1.2.  Внебюджетные фонды

4 слайд) Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 17 октября 1991 г.). Главная причина их создания — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Слайд 5) В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.; слайд 6) экономические — Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.

По Указу Президента РФ (22 декабря 1993 г.) преобладающая часть внебюджетных фондов, преимущественно экономических, доходы которых формировались за счет отдельных платежей юридических лиц, объединены с федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов Федерации (соответственно). В федеральный бюджет на 2001 г. включаются средства следующих внебюджетных фондов: Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Фонда социального развития Департамента налоговой полиции РФ, Фонда развития таможенной системы РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью и др. Для учета доходов и расходов этих фондов в Центральном Банке РФ и Главном управлении федерального казначейства Минфина РФ открываются специальные бюджетные счета, руководство которыми возлагается на государственные органы, уполномоченные управлять средствами этих фондов.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечения их самостоятельными источниками доходов.

В советской системе социального обеспечения основная доля средств на социальное обеспечение (более 70%) поступала из государственного бюджета, остальная часть – из социальных фондов предприятий и профсоюзов.

Слайд 8) В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды. Они начали функционировать с 1 января 1992 г. Однако с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные внебюджетные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранились лишь три социальных внебюджетных фонда. Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры. Среди внебюджетных социальных фондов важнейший — Пенсионный фонд

                                   Пенсионный фонд РФ (ПФР)

Слайд 8) Пенсионный Фонд был образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в России. Средства пенсионного фонда России формируются за счет страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Тариф страховых взносов в ПФР для работодателей и граждан, занимающихся трудовой деятельностью установлен в размере 28% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Так, доходы бюджета Пенсионного фонда РФ на 1996 г. утверждены в сумме 163,1 трлн. руб. Из них 137,3 трлн. руб. приходятся на страховые взносы. Основная часть расходов Пенсионного фонда (140,3 трлн. руб., или 88% от общей суммы расходов)

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.  
 
Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти  заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у  органов социальной защиты регионов. 
  
   В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан  Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми  территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.   
  
    В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР,  как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.  
  
    Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.  
  
    Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.  
  
   С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии едины  й регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

              Фонд социального страхования (ФСС)

Слайд 9) Фонд социального страхования управляет средствами государственного страхования России. Средства ФСС образуются за счет: страховых взносов работодателей, занимающихся трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование, доходов от инвестированных временно свободных средств, фонда, и прочих поступлений.

В России система социального страхования начала развиваться еще с конца 19 века, а революционные события 1905 г. ускорили решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.

В 1912 г. третья Государственная Дума приняла пакет страховых законов: «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих» и др. Общее руководство социальным страхованием в России осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности.

То, как формировалось страхование мы можем видеть на схеме 3 (слайд10)

Схема 3. Формирование страхования

Теперь подробнее: после Октябрьской революции 30 октября 1917 г. была объявлена программа страхования Советского правительства и издан ряд декретов. В 1918 г. было принято положение о социальном обеспечении трудящихся. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников, независимо от характера труда, пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. Однако реальное возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой. Постановлениями Совнаркома были определены взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность, инвалидность, вдовство, сиротство, безработицу, лечебную помощь. Размер страхового взноса зависел от опасности и вредности производства. Для государственных предприятий взнос был меньше, он составлял на все виды социального страхования 12% фонда оплаты труда.

После окончания НЭПа сохранились лишь отдельные виды страхования. Однако в целом был осуществлен переход к государственной системе социального обеспечения. В 1933 г. социальное страхование было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы были ликвидированы. Бюджет государственного социального страхования был консолидирован в госбюджет. Финансы социального обеспечения и социального страхования включали госбюджет, бюджет соцстрахования, Союзный фонд соцобеспечения колхозников, социальные фонды госпредприятий и колхозов. Доля госбюджета в общих расходах социального обеспечения и страхования составляла 95% 2.

Информация о работе Развитие финансовой системы