Развитие финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 14:49, реферат

Описание работы

Управление финансами СССР осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства.

Содержание работы

Глава I. Централизованные ФДС………………………………………………...3
1.1.Государственный(федеральный) бюджет…………………………………..3
1.2 Внебюджетные фонды…………………………………………………….….6
1.3.Государственный кредит……………………………………………………15
1.4.Страхование………………………………………………………………….17
Глава II. Децентрализованные ФДС…………………………………………....23
2.1 Финансы коммерческих организаций……………………………………...23
2.2 Финансы некоммерческих организаций……………………………………25
2.3.Финансы финансовых посредников………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Реферат по финансовой системе.docx

— 121.28 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в плановой системе соцстрахование существовало в качестве подчиненного элемента государственной системы соцобеспечения, зависимого от общего состояния бюджета страны. Управление системой соцобеспечения страхования было сложным и бюрократизированным.

              Слайд 11) 1 января 1991г. образовывался Фонд Социального страхования СССР. Он передавался в ведение ВЦСПС, однако эта мера практически не привела к перестройке содержания и функционирования социального страхования. Единственным положительным моментом являлось то, что с образованием данного фонда его средства уже не включались в состав госбюджета. Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое положение. Были утверждены временное положение о Фонде и инструкция о порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах были созданы региональные фонды.

В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июня 1992г. №722 управление государственным социальным страхованием возлагалось на Правительство РФ, поэтому и Фонд социального страхования из ведения профсоюзов был передан государству. Профсоюзы могли лишь принимать участие в управлении этого фонда.12 февраля 1994г. постановлением Правительства РФ №101 было утверждено Положение о Фонде социального страхования РФ, в соответствии с которым его деятельность регламентируется и сегодня.

 

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС)

Слайд 12) ФОМС был создан для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются федеральный и территориальные фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Слайд 13) Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Целью создания данного фонда является изменение принципов финансирования здравоохранения, используя источники, формируемые при проведении медицинского страхования.

 

Слайд 14) Так же существовал Фонд занятости населения Российской федерации

ФЗ был предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Средства этого фонда находились в оперативном управлении и распоряжении Государственного комитета по занятости населения и подведомственных ему территориальных органов.

Основным источником поступлений денежных средств в ФЗ служили обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, доходы от кредитных вложений фонда, ассигнований из соответствующих бюджетов, добровольных взносов хозяйствующих субъектов, общественных организаций и граждан. Обязательный взнос в ФЗ составлял 1,5% для всех работодателей и работающих граждан.

Средства ФЗанятости направлялись на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ, выплаты пособий по безработице; затраты на создание новых рабочих мест; расходы по анализу рынка труда; научно – исследовательские работы; обеспечение нормального функционирования служб занятости. Сейчас этот фонд упразднен и выплаты, за которые отвечал фонд, исходят из государственного бюджета.

             1.3. Государственный кредит

Слайд 15) Государственный кредит-отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет,

Правительство России еще в начале XVII века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов, тогда и появились первые государственные займы. В XVIII веке сложились следующие виды гос.кредита:

-государственные займы, казначейские обязательства;

-позаимствование средств  у казенных банков;

-государственный заемный  банк (1786), государственный коммерческий банк (1817), сохранные казны при петербургском и московском воспитательных домах (1772), приказы общественного признания (1775)

Главные операции вышеперечисленных учреждений: прием вкладов, выдача ссуд под залог помещичьих имений.

С 1993 г. в РФ начинает формироваться рынок ценных бумаг негосударственных эмитентов, частных и приватизируемых предприятий, инвестиционных и финансовых компаний, коммерческих банков. Постепенно ценные бумаги превращаются в важнейший инструмент аккумулирования денежных средств предприятий и населения и кредитования реального сектора экономики.

Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими, и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств. Государственный внутренний долг Российской Федерации в 1993 г. достиг 16,1 трлн. руб., его предельный размер в 1995 г. установлен в сумме 159,3 трлн. руб. и в 316 трлн. руб. на 1 января 1997 г.

Как формировались государственные ценные бумаг мы можем видеть на следующей схеме (слайд 16)

Схема 4. Формирование государственных ценных бумаг

 

В 1993 г. для покрытия бюджетного дефицита были выпущены новые ценные бумаги – государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения три месяца и золотые сертификаты Министерства финансов со сроком обращения один год. В 1994 г. наряду с трехмесячными облигациями эмитированы шестимесячные государственные облигации, а затем со сроком погашения до одного года. В 1995 г. были выпущены облигации Федерального займа (ОФЗ) и Государственного сберегательного займа (ОГСЗ), что привело к развитию рынка государственных ценных бумаг.

                             1.4 Страхование

Слайд 17) Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Личное страхование появляется в России  в середине 30-х годов прошлого века. В 1835 году было организованно первое акционерное общество по страхованию жизни, которое получило название «Российское общество застрахования капиталов и доходов». Разновидность личного страхования – страхование от несчастных случаев.

Первым законодательным актом о страховании был декрет Совета народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 23 марта 1918 года «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования», кроме социального. Декрет учредил Совет по делам страхования под председательством Главного Комиссара.

28 ноября 1918 года декретом  СНК «Об организации страхового  дела в Российской республике», страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества и организации (акционерные, паевые и взаимные) были ликвидированы, а их имущество объявлено достоянием республики. Исключение из государственной монополии было сделано лишь для взаимного страхования недвижимости и товаров кооперативных организаций.

В 1919 году было упразднено страхование жизни, а в 1920 году - государственное имущественное страхование. Им на смену пришла организованная государственная помощь пострадавшим от стихийных бедствий.

В 1921 году начался переход к новой экономической политике (НЭП). Стали налаживаться экономические отношения в форме товарообмена между городом и деревней, стало развиваться денежное и кредитное обращение, что создало предпосылки для восстановления страхования. Крестьянство было заинтересовано в страховании имущества от огня, а скота - от падежа, то есть в тех видах страхования, которые были широко развиты в дореволюционной России.

6 октября 1921 года был принят  декрет СНК «О государственном  имущественном страховании», которым  предусматривалось «организовать  во всех местностях РСФСР... государственное имущественное страхование частных хозяйств от... пожаров, падежа скота, градобития растительных культур, а также аварий на путях водного и сухопутного транспорта».

Названным декретом было воссоздано прежнее страхование, расширена его сфера и изменен ряд условий. Обязательным окладным страхованием на селе с конца 1921 года охватывались строения, скот, посевы. При этом строения от пожаров должны были страховаться везде, а скот от падежа и посевы от градобития - только в тех губерниях, где было соответствующее решение местных органов власти.

В 1921 году были созданы Главное управление государственного страхования в составе Наркомфина и страховые органы на местах. 
Органы Госстраха осуществляли свою деятельность на принципах хозяйственного расчета. Государство, выделив Госстраху необходимые средства, никакой ответственности по страховым операциям не несло.

6 июля 1922 года в развитие  декрета от 6 октября 1921 года СНК  принял постановление, которым предоставил  Госстраху право проведения добровольного  страхования жизни, страхования  от несчастных случаев, угрожающих  жизни и здоровью людей и  «обязательным социальным страхованием».

Личное страхование начало развиваться только после проведения в стране денежной реформы, обеспечившей устойчивость советских денег. В ходе реформы было введено смешанное страхование жизни, затем - страхование от несчастных случаев (индивидуальное и коллективное), страхование пассажиров.

В послевоенный период пересматриваются правила проведения практически всех видов личного и имущественного страхования в целях улучшения организации страхового дела. Произведены изменения и в организационных структурах Госстраха. С 1947 года из состава Госстраха СССР выделилось Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах СССР), как самостоятельная хозрасчетная организация. До 1958 года система Госстраха была жестко централизованной, а с 1958 года страховое дело передано в ведение министерств финансов союзных республик.

В 1956 году введены новые Правила смешанного страхования жизни. 
     В страховании населения все более возрастала роль добровольного страхования. С 1968 года введена безналичная форма уплаты страховых взносов через бухгалтерии предприятий и организаций, что содействовало бурному развитию операций по личному страхованию граждан. 
В 60-70-е годы были введены: страхование детей, страхование к бракосочетанию, новые правила страхования домашнего имущества и транспортных средств. В 1973 году повышено страховое обеспечение по страхованию строений.

В 1986-87 годах появились новые виды страхования для населения и предприятий: комбинированное страхование автотранспорта, багажа и пассажиров (автокомби), страхование школьников и детей от несчастных случаев, страхование по одному договору строений и домашнего имущества, страхование изделий из драгоценных металлов и камней, коллекций, уникальных и антикварных изделий, страхование имущества арендных и фермерских хозяйств, страхование имущества лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Слайд 18) В 1989 году введено добровольное страхование имущества государственных предприятий и организаций, работающих в условиях хозрасчета.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации на базе Правления Госстраха РСФСР была образована Российская государственная страховая компания.

До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели,

В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.

     В 1990-ые годы в России возрождается национальный страховой рынок.  Страхование осуществлялось на всей территории страны Госстрахом СССР, и страховые органы союзных республик находились в двойном подчинении – Правлению Госстраха и Министерству финансов союзной республики. Деятельность страховой системы была подчинена интересам государственного бюджета. Государство безвозмездно изымало из страховых фондов крупные средства для покрытия бюджетного дефицита. С переходом к рыночной экономике созданы объективные условия для активного развития страхования.

Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ “О страховании” от 27 ноября 1992 года, вступивший в силу 12.1.93 г. В это же время был создан Росстрахнадзор - федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства Финансов РФ.

Демонополизация страхового дела привела к созданию независимых частных страховых компаний, введению новых направлений и видов страхования, изменению в  соотношении между обязательными и добровольными формами страхования.

По мере развития рыночных отношений имущественное и личное страхование и страхование ответственности приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов производства, политической нестабильностью, возрастает.

Информация о работе Развитие финансовой системы