Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 14:49, реферат
Управление финансами СССР осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства.
Глава I. Централизованные ФДС………………………………………………...3
1.1.Государственный(федеральный) бюджет…………………………………..3
1.2 Внебюджетные фонды…………………………………………………….….6
1.3.Государственный кредит……………………………………………………15
1.4.Страхование………………………………………………………………….17
Глава II. Децентрализованные ФДС…………………………………………....23
2.1 Финансы коммерческих организаций……………………………………...23
2.2 Финансы некоммерческих организаций……………………………………25
2.3.Финансы финансовых посредников………………………………………..27
Список используемой литературы…………………………………………….30
Следует отметить, что четкая специализация среди российских страховщиков по направлениям страховой деятельности на сегодняшний день отсутствует. Большинство страховых компаний проводят операции по страхованию жизни, страхованию имущества юридических и физических лиц, страхованию грузов, страхованию от несчастных случаев и болезней, страхованию ответственности.
Децентрализованные фонды денежных средств можно представить в виде следующей схемы:
Схема 5. Децентрализованные ФДС
Глава II. Децентрализованные ФДС
2.1 Финансы коммерческих организаций
Слайд 19) Финансы предприятий
различных форм собственности (
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
Первые предприятия появились еще с появлением первых мануфактур, и они несильно менялись на протяжении времени до XXвека. Изменение политической и экономической обстановки в России в 1917 г. привело к приобретению превалирующего значения государственного интереса в данный исторический период. Развитие частных интересов подавлялось стремлением государства подчинить волю всех граждан общим интересам.
Это ярко показывает Декрет ВЦИК РСФСР от 27 апреля 1918 г. "Об отмене наследования" . В то время велась массовая национализация во всех отраслях хозяйства страны. Начался так называемый период военного коммунизма. Данный Декрет явился одним из мероприятий по ограничению частной собственности. Согласно ст. 1 указанного Декрета, "наследование, как по закону, так и по духовному завещанию, отменяется. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее (как движимое, так и недвижимое), становится государственным достоянием Российской Советской Федеративной Социалистической Республики".
Государство не было заинтересовано в управлении мелким имуществом, поэтому право наследования разрешалось, но с ограничением в переходе по закону и завещанию в пределах 10 000 рублей . Такое ограничение было установлено в целях исключения возможности получения по наследству крупной собственности.
С переходом к новой экономической политике потребовалось изменить и законодательство о наследовании. Это было сделано Постановлением 3-й сессии ВЦИК РСФСР IX созыва от 22 мая 1922 г. "Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР" (далее - Постановление о частных имущественных правах) . В ст. 6 этого Постановления было разрешено наследование как по закону, так и по завещанию, в пределах 10 000 золотых рублей для супруга и прямых нисходящих родственников наследодателя. Гражданский кодекс РСФСР был принят 4-й сессией ВЦИК РСФСР IX созыва 31 октября 1922 г. и введен в действие с 1 января 1923 г. . В нем далее развивались положения о наследовании, изложенные в Постановлении о частных имущественных правах.
В ст. 416 ГК РСФСР указывалось, что наследование по закону и по завещанию допускается в пределах 10 000 золотых рублей, за вычетом долгов умершего. Часть наследства, превышающая установленный максимум, согласно ст. 417 ГК РСФСР, переходила государству. Кроме того, было установлено дополнительное ограничение для наследственных долей, превышающих 10000 рублей золотом. Раздел наследственного права в ГК РСФСР содержал в основном все характерные черты ныне действующего законодательства о наследственном правопреемстве.
С переходом к новой экономической политике связано возрождение в законодательстве понятия "предприятие". Постановлением о частных имущественных правах гражданам было предоставлено право организовывать промышленные и торговые предприятия.
2.2. Финансы некоммерческих организаций
Некоммерческие организации
(благотворительные и религиозные, различные
добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые
для достижения определенных конкретных
целей, не ставят своей целью получение
прибыли. Их финансовые средства формируются
за счет добровольных взносов и пожертвований,
поступлений от учредителей, бюджетных
средств и др.
Особое место в системе децентрализованных
финансов принадлежит финансам домашнего
хозяйства. Они имеют исключительно важное
значение в создании ВВП и НД и регулировании
платежеспособного спроса страны. Определенная
часть создаваемого ВВП в виде товаров
и услуг проходит через семейный бюджет.
Отличительной
чертой некоммерческих
В Российской
Федерации лишь в 1990-х годах
стала формироваться
С принятием первой части Гражданского Кодекса Российской Федерации ситуация принципиально изменилась. Нормы о некоммерческих организациях сведены в единый раздел "Некоммерческие организации", в котором приведен перечень видов некоммерческих организаций, в том числе тех, которые могут заниматься благотворительностью (благотворительные и иные фонды), даются основные характеристики гражданско-правового статуса разных видов некоммерческих организаций, порядок получения и использования ими имущества, а в некоторых случаях и требования, которые должны быть включены в учредительные документы некоммерческих организаций.
2.3 Финансы финансовых посредников
Слайд 20) Первый в России коммерческий банк был создан в 1864 году в Санкт-Петербурге- Частный коммерческий банк. Второй, по времени учреждения, коммерческий банк- Московский купеческий банк-1866 годи К 1870 году в России насчитывалось уже около 29 коммерческих банков.Тяжелым этапом для коммерческих банков был рубеж XIX-XX века. Был приостановлен импорт иностранных капиталов, упали курсы ценных бумаг и т.д. только к 1913 году Россия вступила в период промышленного подъема и начали создаваться новые коммерческие банки. В 1914 году Россия вступила в развитую денежно-кредитную систему, даже несмотря на некоторые отставания от развитых стран Запада. Можно отметить огромный путь, который прошла России всего за 54 года (1860-1914) от крепостнического государства, до страны с интенсивно развивающейся экономикой.
После прихода ко власти большевиков коммерческие банки, вплоть до периода НЭПа развивались не активно. С переходом на рыночную систему были переплетены функции различных банков, и первый коммерческий банк был зарегистрирован в августе 1988 года. Многие специализированные банки преобразовали в коммерческие.
К 1994 году в России насчитывалось около 2019 коммерческих и кооперативных банков с 4539 филиалами и 414 кредитными учреждениями. Еще целый год количество банков продолжало расти и достигло количества -2517, а на 1 октября 1996 года их стало уже 1996 года их стало-2030, а на 1 октября 1997 года-1764. Причиной уменьшения количества банков связанно с их банкротством, ухудшением финансового положения. С каждым годом растет число отозванных лицензий. На начало 2000 года в РФ насчитывалось около 1100 банков. На данный момент насчитывается около 900 банков. Из которых только 300 пользуются доверием Центрального Банка.
Заключение
Финансовая система РФ претерпела
кардинальные изменения с распадом Советского
Союза. До 1991 г. она включала финансы материального
производства, финансы непроизводственной
сферы и общегосударственные финансы
(государственный бюджет СССР, имущественное,
личное и иностранное страхование, государственный
кредит).
Государственный бюджет СССР объединял
союзный бюджет, государственные бюджеты
союзных республик и государственный
бюджет социального страхования. В союзном
бюджете в 1970—1990 гг, концентрировалось
52—50% общего объема ресурсов государственного
бюджета. На бюджеты союзных республик
приходилось 48— 50%, из которых 35% находилось
в распоряжении республиканских бюджетов
республик и 15% — в местных бюджетах.
С начала девяностых годов претерпели радикальные изменения в своем кругообороте и финансовые ресурсы предприятий. Признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности привели к необходимости создания принципиально нового финансового механизма на предприятии. Развитие акционерной формы собственности на предприятиях стало основой для формирования фондовых рынков.
За последние 10-12 лет в РФ кардинальным образом изменилось управления финансовой системой. К существовавшему ранее единому органу управления –Министерству Финансов добавился ряд специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием государственных органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль.
В соответствии с Указом Президента
от 22 декабря 1993 г. "О формировании республиканского
бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами
РФ в 1994 г." № 2268 в целях усиления контроля
за расходованием государственных финансовых
ресурсов в республиканском бюджете Российской
Федерации должны быть консолидированы
все государственные внебюджетные фонды,
доходы которых формируются за счет обязательных
платежей предприятий, учреждений и организаций,
за исключением Пенсионного фонда, Фонда
социального страхования и Фонда обязательного
медицинского страхования с сохранением
целевой направленности консолидируемых
фондов. Органам государственной власти
субъектов Российской Федерации рекомендовано
консолидировать в бюджетах национально-государственных
и административно-
Список используемой литературы
1. Архипова. А.И., В.К. Сенчагова, Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / под ред.. – М.: «Проспект», 2001. – 496 с.
2. Казимагомедов А.А., Гаджиев А.А. Деньги, кредит, банки: учебник. Издательство «Экзамен», 2007 г.-559 стр
3. Поляк Г.Б .Финансы.Учебник2008, 3-е изд, -703с
4. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник .. М.: Финансы, 1997.
5. Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика – 2002. - № 10-11
2 Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика – 2002. - № 10-11.