Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:52, дипломная работа
Цель данной дипломной работы заключается в исследовании теоретических и практических вопросов организации потребительского кредитования в Республике Казахстан. Важным аспектом работы является рассмотрение видов потребительских кредитов, предоставляемых казахстанскими банками и перспективы развития кредитования населения в РК.
В рамках поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Теоретически рассмотреть особенности потребительского кредитования в РК и в зарубежных странах;
2) Провести анализ механизма кредитования и учета выдачи, погашения кредитов в РК на базе отдельного банка, с учетом проблем оценки кредитоспособности индивидуального заемщика;
3) Выделить наиболее эффективные методы управления рисками, при потребительском кредитовании, применение этих методов в банковской системе современного Казахстана;
4) Определить перспективы банковского менеджмента в управлении кредитованием индивидуальных субъектов в РК.
Введение ……………………………………………………….…………………… 4
1 Теоретические особенности кредитования населения ……………………...…. 7
Сущность потребительского кредитования и его роль в экономике Казахстана ………………………………………………………………… 7
1.2 Особенности потребительского кредитования за рубежом ...……….. 16
2 Современный анализ потребительского кредитования в Республике Казахстан ..…………….…..……………………………………………………… 26
2.1 Организация кредитной политики в банках второго уровня в Республике Казахстан ……………………..…………………………. 26
2.2 Организация потребительского кредитования
на примере АО «БТА Банк» …...……………….……………………… 41
3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан ……………………………………………………………. 66
3.1 Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского
кредитования в Республике Казахстан………………………………....... 66
3.2 Совершенствование организации потребительского кредитования
в Республике Казахстан…………………………………………………… 72
Заключение………………………………………………..……………………….. 80
Список использованных источников………………….…………………………. 84
Системы кредитного скоринга обычно базируются на 7-12 пунктах заявки на потребительский кредит и предусматривают присвоение каждому пункту некоторого балла (от 1 до 10). Например, анализ потребительских кредитов, выданных банком, может показать, что при отделении «хороших» кредитов (т.е. кредитов, погашенных своевременно) от «плохих» (т.е. кредитов, погашенных со значительным опозданием или не погашенных вовсе) следующие факторы являлись значимыми (таблица 3) [28].
Минимальный итоговый балл клиента по приведенной выше модели из 8 факторов составляет 43, минимальный – 9. предположим, что из проанализированных задним числом кредитов заемщикам, чей балл не превышал 28 пунктов, 40% кредитов (или 1200) оказались «плохими» и были списаны на убытки. Сумма подобных убытков составляла в среднем по одному кредиту 600 долл. При совокупном убытке в 720 тыс. долл. Из всех «хороших» кредитов лишь 10% (300 кредитов) имели балл не выше 28. С учетом средних убытков в 600 долл. убытки по данным «хорошим» кредитам с низким баллом составили 180 тыс. долл. Таким образом, если кредитный инспектор банка использует в качестве критического балла, или точки отсчета, показатель в 28 пунктов, банк сэкономит 540 000 долл. (720 000 – 180 000). Путем выдачи только тех кредитов, по которым балл заемщика составляет не менее 29 пунктов. Менеджеры банка могут экспериментировать с другим критическим баллом для того, чтобы определить, при каком критическом уровне достигается максимальная сумма чистой экономии на убытках по потребительским кредитам банка.
Таблица 3 - Факторы, определяющие качество кредита
Факторы, определяющие качество кредита |
Балл | |
1 |
Сфера занятости клиента: | |
профессиональный менеджер |
10 | |
квалифицированный рабочий |
8 | |
Студент |
5 | |
неквалифицированный рабочий |
4 | |
работник, занятый неполный рабочий день |
2 | |
2 |
Обеспеченность жильем: | |
дом в собственности |
6 | |
аренда дома или квартиры |
4 | |
проживание с другом или родственником |
2 | |
3 |
Кредитный рейтинг: | |
Отличный |
10 | |
Средний |
5 | |
отсутствие информации |
2 | |
Плохой |
0 | |
4 |
Продолжительность работы на данном месте: | |
более одного года |
5 | |
не более одного года |
2 | |
5 |
Продолжительность проживания по данному адресу: | |
более одного года |
2 | |
не более одного года |
1 | |
6 |
Указанное клиентом число иждивенцев: | |
Нет |
3 | |
Один |
3 | |
Два |
4 | |
более трех |
2 | |
7 |
Наличие банковских счетов: | |
только сберегательный счет |
3 | |
только чековый счет |
2 | |
|
Нет |
0 |
Большая часть потребительских кредитов (погашаемых в рассрочку, так и единовременно) имеет чаще фиксированную процентную ставку, нежели плавающую, зависящую от конъюнктуры денежного рынка. Одной из причин нечастого использования плавающих ставок выступает относительно короткий срок кредитования. При выдаче потребительских кредитов под плавающие ставки последние обычно привязаны к ставке для предпринимательских фирм.
В заключение хотелось бы отметить, что особенности и проблемы функционирования банковских систем и механизм банковских услуг в любой стране отражают уровень и характер производительных сил. Общие закономерности, действующие на рынке банковских услуг населению в экономически развитых странах, проявляются и действуют одинаково. К ним, в частности, относятся конкурентная борьба, привлечение и размещение денежных средств в целях получения прибыли, а также обязательная система государственного регулирования деятельности банков. Поэтому изучение опыта зарубежных банков на рынке услуг населению поможет казахстанским банкам быстрее адаптироваться к процессам, происходящим на международных рынках ссудных капиталов и банковских услуг.
2
СОВРЕМЕННЫЙ АНАЛИЗ
2.1
Организация кредитной
Банковская система Казахстана является олигополистической. На пять крупнейших банка - АО «Казкоммерцбанк», АО «БТА Банк», АО «Народный Банка Казахстана», АО «АТФ Банк» и АО «Банк Центр Кредит» - приходится 75% активов всей банковской системы. Для целей определения анализа деловой активности были взяты финансовые данные по 10 крупнейшим банкам Республики Казахстан по состоянию на 01.01.2011 г. Эти данные приводятся в таблице 4 и рисунке 2 [29].
Таблица 4 - Анализ активов банков (данные в тыс. тг.) второго уровня на 01.01.2011г.
Место в рэнкинге |
Наименование Банков |
Активы банка |
Изм. в % |
Собственный капитал | |||
01.01.10 |
01.01.11 |
01.01.10 |
01.01.11 |
01.01.10 |
01.01.11 | ||
1 |
1 |
«Казкоммерцбанк» |
2 351 990 834 |
2 430 236 299 |
3% |
269 426 645 |
278 493 514 |
2 |
2 |
«Народный Банк Казахстана» |
1 998 880 350 |
2 023 521 731 |
2% |
240 436 023 |
267 765 119 |
3 |
3 |
«БТА Банк» |
1 971 441 914 |
1 993 993 880 |
1% |
- 1 473 893 395 |
181 421 912 |
4 |
4 |
«Банк Центр Кредит» |
1 152 094 706 |
1 211 056 597 |
5% |
88 200 788 |
76 790 260 |
5 |
5 |
«АТФ Банк» |
1 074 592 153 |
982 965 005 |
-9% |
95 037 991 |
63 931 229 |
6 |
6 |
«Альянс Банк» |
529 987 266 |
489 442 327 |
-8% |
- 448 452 904 |
33 840 385 |
7 |
7 |
«Евразийский Банк» |
324 090 059 |
358 742 202 |
11% |
23 706 774 |
25 550 246 |
10 |
10 |
«Нурбанк» |
294 892 793 |
261 507 583 |
-11% |
44 978 785 |
43 927 001 |
8 |
8 |
«Kaspi Bank» |
301 771 119 |
352 905 200 |
17% |
31 260 038 |
35 856 245 |
9 |
9 |
ДБ АО «Сбербанк» |
221 333 718 |
282 692 348 |
28% |
36 662 605 |
39 912 575 |
Итого |
10 211 074 912 |
10 387 063 172 |
39% |
- 1 092 596 471 |
1 047 488 486 |
Активы банковской системы Казахстана, часто называемой "лучшей в СНГ", за последние годы росли стремительными темпами, достигнув на начало 2011 год около 12,0 трлн. тенге.
На
фоне благоприятных
На начало текущего года 2011г кредитный рынок обладал следующими характеристиками (таблица 5) [29]
Таблица – 5 Банки второго уровня по объему выданных кредитов на 01.01.2011
Наименование Банков |
Место по акимвам на 01.01.20011г. |
Портфель кредитов |
Доля кредитов в активах (%) |
Доля сформированных провизий в кредитах на 01.01.2011г., (%) |
Доля просроч. задолж-ти по кредитам, вкл.проср.вознагр. на 01.01.2011г. (%) |
Доля неработающих кредитов (%) | ||
01.01.11 |
01.01.10 |
Изм. (%) | ||||||
«Казкоммерцбанк» |
1 |
2 344,3 |
2 312,2 |
1% |
96,5 |
30,9 |
26,85 |
28,66 |
«Народный Банк Казахстана» |
2 |
1 224,4 |
1 236,9 |
-1% |
60,5 |
23,3 |
13,07 |
22,16 |
«БТА Банк» |
3 |
1 644,7 |
2 524,4 |
-35% |
82,5 |
56,0 |
33,25 |
66,14 |
«Банк Центр Кредит» |
4 |
719,9 |
669,2 |
8% |
59,4 |
15,2 |
6,34 |
14,55 |
«АТФ Банк» |
5 |
849,5 |
848,0 |
0% |
86,4 |
15,1 |
17,44 |
15,75 |
«Альянс Банк» |
6 |
545,5 |
505,0 |
8% |
111,5 |
58,5 |
54,52 |
63,52 |
«Евразийский Банк» |
7 |
227,5 |
188,6 |
21% |
63,4 |
10,3 |
2,19 |
11,59 |
«Нурбанк» |
9 |
200,9 |
235,1 |
-15% |
76,8 |
42,1 |
5,96 |
46,66 |
«Kaspi Bank» |
8 |
288,7 |
251,2 |
15% |
81,8 |
14,1 |
8,78 |
13,43 |
ДБ АО «Сбербанк» |
10 |
176,6 |
96,5 |
83% |
62,5 |
6,7 |
2,17 |
6,11 |
В современных условиях развития рыночной экономики, реформирования банковской системы в Казахстане все вопросы, связанные с предоставлением кредита, рассматриваются и решаются банками второго уровня самостоятельно в соответствии с их кредитной политикой.
Кредитная политика создает основу организации кредитной деятельности банка в рамках общей стратегии его развития, определяет принципы и порядок осуществления кредитного процесса, средства и методы его реализации, а также необходимые условия разработки соответствующей документации.
Кредитная политика БВУ РК
направлена на удовлетворение потребности
проверенных и надежных заемщиков
в кредитных ресурсах, развитие предпринимательства,
содействие формированию новых, эффективно
действующих рыночных структур. При
работе с заёмщиком Банки вышли
за рамки традиционной роли обычного
кредитора, став финансовым консультантом
предприятий в области
Цель внутренней кредитной политики – обеспечение защиты собственных интересов банка, снижение рисков при проведении активных кредитных операций.
Элементы кредитной политики банка приведены в (таблице 6).
Таблица 6 - Элементы кредитной политики банка
Этапы кредитования |
Регламентируемые параметры и процедуры |
Предварительная работа по предоставлению кредита |
Состав будущих заемщиков |
Виды кредитов | |
Количественные пределы | |
Стандарты оценки кредитоспособности заемщиков | |
Стандарты оценки ссуд | |
Процентные ставки | |
Методы обеспечения | |
Контроль за соблюдением процедуры подготовки выдачи кредита | |
Оформление кредита |
Формы документов |
Технологическая процедура выдачи кредита | |
Контроль за правильностью оформления кредита | |
Управление кредитом |
Порядок управления кредитным портфелем |
Контроль за исполнением кредитных договоров | |
Условия продления или возобновления просроченных кредитов | |
Порядок покрытия убытков |
Оформляются кредиты, которые предназначены физическим лицам обычно кредитной заявкой, после прямого контакта заемщика. И этот многосложный делить на три основных этапа.
Устанавливается контакт с банком, т.е. клиент обращается за проходит собеседование с кредитным инспектором, и выясняются умости в кредите. Такое собеседование является важным для кредитора, поскольку в беседе выясняются характер клиента и намерения. Если собеседник старается скрыть настоящие причины необходимость кредитов, то могут возникнуть подозрения по этому поводу. Это может стать сильным отрицательным фактором при рассмотрении заявки. Необходимо проверить достоверность домашних адресов и адреса офисов.
Кредитный инспектор может
получить данные дополнительных кредиторов,
которые имели с данным клиентом
кредитные отношения, узнать надежность
в поведении, т.е. выполнял ли клиент
все и поддерживал ли достаточные
остатки на счетах. Досье клиента,
как правило, отражает достаточно подробные
сведения об особенностях поведения, реальное
отношение его к деньгам и
чувство долга и степень
Таким образом, наряду с правилами предоставления отдельных видов кредитов существенно изменился и механизм потребительского кредитования. Новый порядок кредитования основной деятельности предприятий, получивший название кредитования по совокупности материальных запасов и производственных затрат, введен в действие с I января 2005 года. Этот порядок кредитования в значительной степени унифицирован, и его основные положения применяются при кредитовании большинства отраслей народного хозяйства. Основное звено банковской системы, в данном случае Альянс банка - отделение банка получило значительно больше прав в маневрировании имеющимися у него кредитными ресурсами, их перераспределении при кредитовании, а также в принятии решений по применении экономических санкции к предприятиям.
Новый механизм кредитования технически более простой, чем ранее существовавший. Так в соответствии с ранее действовавшим порядком кредитования кредит выдавался каждый раз отдельно под такие объекты нормируемых оборотных средств как сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция. Выдача каждой ссуды сопровождалась представлением предприятием в банк заявления, сведений об остатках товарно-материальных ценностей, плана их движения и срочного обязательства на погашение ссуды.
Информация о работе Развитие потребительского кредитования в Казахстане