Реформирование бюджетной системы Кыргызстана на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 08:40, реферат

Описание работы

В настоящее время бюджет определяется как финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок. Бюджет является одновременно инструментом планирования финансовой деятельности государства и инструментом контроля, устанавливающим предельные объемы и направления расходования государственных средств, которые выносятся на одобрение органов законодательной власти и должны соблюдаться исполнительной властью. Какие функции выполняет бюджет в современном государстве Государственный бюджет является главным финансовым планом образования и использования фонда его денежных средств и представляет собой совокупность смет доходов и расходов соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Финансы КР.docx

— 45.43 Кб (Скачать файл)

Введение

Общее понятие о бюджете

Слово «бюджет» происходит от старофранцузского  bougette – «маленький кожаный мешок» и латинского bugla- «кожаный мешок, ранец».Государственные бюджеты появились еще в средние века. Излагая в английском парламенте содержание будущих доходов и расходов, канцлер казначейства(министр финансов) открывал мешок с деньгами и документами. Эта процедура называлась «открытие бюджета». Позже название мешка было перенесено на сам документ – бюджет.

В настоящее время бюджет определяется как финансовый план доходов  и расходов государства на определенный срок. Бюджет является одновременно инструментом планирования финансовой деятельности государства и инструментом контроля, устанавливающим предельные объемы и направления расходования государственных средств, которые выносятся на одобрение органов законодательной власти и должны соблюдаться исполнительной властью. Какие функции выполняет бюджет в современном государстве Государственный бюджет является главным финансовым планом образования и использования фонда его денежных средств и представляет собой совокупность смет доходов и расходов соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Государство собирает и перераспределяет часть произведенного в стране валового внутреннего продукта  (ВВП) для выполнения политических, социальных и экономических функций, используя бюджет как инструмент распределения и перераспределения ВВП.  Реализуя свои политические задачи, государство обеспечивает национальную оборону и безопасность, государственное управление и деятельность законодательной власти. Создавая условия для деятельности систем образования, здравоохранения, оказывая социальную поддержку, заботясь об окружающей среде, развитии науки и культуры, государство выполняет свои  социальные функции. Регулируя условия для развития бизнеса и обеспечивая ОЮЛ «Ассоциация Альянс «За прозрачный бюджет» Итоги исследования в местных сообществах по повышению и прозрачности местных бюджетов функционирование государственного сектора экономики, государство поддерживает экономическое развитие.  Таким образом, с помощью бюджета государство обеспечивает возможности повышения качества жизни населения и развития экономики.

 

 

 

 

Существуют три основные цели экономической политики, которые  достигаются с помощью бюджета:

  • предоставление обществу определенных благ и услуг;
  • перераспределение доходов в обществе;
  • стабилизация и стимулирование экономики.

Воздействие бюджета на различные  социальные группы и отрасли экономики  неодинаково. Взимание налогов с  доходов работающих граждан и  предприятий снижает уровень доходов населения и сдерживает экономическую активность в стране. Однако при этом создаются  возможности поддержки незащищенных слоев населения и реализации государственных программ развития, финансируемых за счет бюджетных средств. При формировании  государственного бюджета необходимо выработка таких подходов, которые учитывают баланс  интересов различных общественных групп.От того насколько эффективно работает бюджетная система, во многом зависит успешная реализация государственной политики, а значит - целостность государства и стабильность состояния общества.

1.Правовая база формирования бюджета

Процесс формирования доходов  бюджета строится на основе нормативного бюджетного и налогового законодательства Кыргызской Республики. Основой законодательной базы в вопросах финансово-бюджетного регулирования в Кыргызской Республике является Конституция, которая устанавливает  задачи государства в сфере финансов, определяет полномочия органов управления по осуществлению финансовой деятельности, дает определение государственного бюджета,  проводит разграничения полномочий между органами власти по утверждению и исполнению бюджетов и функционирования  единой налоговой системы, а также предоставляет  право Жогорку Кенешу Кыргызской Республики на установление налогов и сборов.Бюджетное законодательство Кыргызской Республики состоит из следующих законов:

«Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике»

(11.06.1998 г., №78, с изменениями  и дополнениями);

Ежегодно принимаемых  Жогорку Кенешем КР законов  «О республиканском бюджете Кыргызской Республики» на предстоящий финансовый год.

«О финансово-экономических  основах местного самоуправления» (25.09. 2003 г., №215)

«О местном самоуправлении и местной государственной администрации» (29.05. 2008 г. №99)

«О муниципальной  собственности на имущество»  (19.08 2005 г., №152)

«Об основных положениях Казначейства Кыргызской Республики»

Налоговый кодекс Кыргызской Республики

«О неналоговых платежах»

«О Счетной палате Кыргызской  Республики»

Кроме перечисленных законов  действуют так называемые «отраслевые», которые устанавливают принципы и порядок функционирования различных  социально-экономических систем в  области финансирования (к примеру, вопросы Программа «Бюджетная Прозрачность и Подотчетность» Фонда «Сорос-Кыргызстан»                                  

Итоги исследования в местных  сообществах по повышению и прозрачности местных бюджетов финансирования системы образования регулируется Законом «Об образовании» 

Базовым нормативным правовым  актом  в системе законодательства, регулирующим все вопросы формирования и исполнения бюджетов всех уровней, является Закон «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» от 11.06.1998 г., №78 с внесенными  изменениями и дополнениями.

Данный Закон определяет основные принципы  и порядок формирования и исполнения республиканского и местных бюджетов, состав бюджетной системы и самостоятельность бюджетов всех уровней, определяет бюджетный процесс и последовательность его этапов, полномочия и функции его участников на каждой стадии формирования и исполнения бюджетов всех уровней.

 Бюджетная система  Кыргызской Республики состоит из  республиканского и местных бюджетов.

Республиканский бюджет –  это бюджет центральных органов  власти, то есть Правительства, а  местные бюджеты - это бюджеты местных сообществ. Республиканский бюджет разрабатывается Правительством и утверждается Жогорку Кенешем. Республиканский бюджет после утверждения парламентом и подписания  Президентом становится законом, обязательным для исполнения. 

Также существуют внебюджетные фонды - Социальный фонд и Фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС).

Из республиканского бюджета  финансируются расходы на содержание центральных органов власти. Города, поселки и сельские управы  формируют свои  местные бюджеты, которые разрабатываются местными органами власти и утверждаются местными кенешами. Местные бюджеты базируются на нормативных правовых актах и все органы власти одного уровня имеют одинаковые права и обязательства.Управление бюджетными средствами осуществляется в соответствии с установленными  процедурами, которые представляют собой бюджетный процесс. Он  включает разработку (составление), рассмотрение, утверждение, исполнение бюджетов и контроль  над их исполнением. Очень важно участие граждан в бюджетном процессе, поскольку общество получает возможность участвовать в принятии решений: сколько доходов будет собрано и как они будут израсходованы.

 

Доходы бюджета

Для финансирования своей  деятельности  государство должно располагать необходимыми финансовыми ресурсами, в виде доходов получаемых из различных источников для осуществления необходимых обществу расходов. Таким образом, бюджет состоит из доходной и расходной частей.

Источниками доходов  государства  являются налоги, взимаемые с граждан и организаций, поступления от продажи и сдачи в аренду государственной собственности и.т.д.  Доходная часть на 80-90% формируется за счет налоговых поступлений.

В целом доходы государственного бюджета подразделяются на:

  • налоговые доходы;
  • взносы/отчисления на социальные нужды;
  • гранты;
  • неналоговые доходы;          ОЮЛ «Ассоциация Альянс «За прозрачный бюджет»
  • Итоги исследования в местных сообществах по повышению и прозрачности местных бюджетов

К налоговым доходам относятся  основные виды налогов, которые взимаются в соответствии с Налоговым Кодексом Кыргызской Республики. Взносы на социальные нужды – отчисления на социальное обеспечение, отчисления на социальные нужды и прочие доходы на социальные нужды. Гранты - это средства иностранных государств и международных организаций, зарубежных компаний (гуманитарная помощь, финансовые средства, которые носят безвозмездный характер).

 

К неналоговым доходам  относятся: доходы  от собственности и проценты, доходы от продажи товаров и оказания услуг, штрафы, санкции, конфискации, добровольные трансферты, кроме грантов, прочие неналоговые доходы.

В таблице 1 приведена структура  доходов государственного бюджета  с 2007 по 2010 годы.

Доходы государственного бюджета

 

2007

2008

2009

2010

Доходы госбюджета –всего:

100%

100%

100%

100%

Налоговые доходы

73,8%

79,0%

76,8%

70,4%

Неналоговые доходы

20,0%

17,9%

14,6%

18,5%

Трансферты (гранты)

5,0%

3,1%

8,6%

11,1%

         

 

Налогообложение

Налогообложение один из древнейших  экономических механизмов, которое появилось вместе с государством. Существуют государства без собственной армии, но нет государства без налогов. Вопрос о налогах затрагивает интересы всех слоев общества и поэтому является предметом неутихающих дискуссий. Споры идут об общем уровне налогообложения, о соотношениях разных видов налогов, о способах их сбора. В итоге система налогов - это компромисс между интересами различных групп общества, а также страны  в целом.

С помощью налогов государство  собирает часть производимого в стране валового внутреннего продукта  (ВВП),  а затем перераспределяет его посредством государственных расходов. Чем выше показатель ВВП, тем больше объемы доходов и расходов бюджета. Таким образом, как было отмечено выше,  ВВП является основой для формирования бюджетов всех уровней государственного управления.

Основным законом, определяющим количество и размеры налогов и сборов в Кыргызской республике, является Налоговый кодекс КР. В рамках совершенствования фискальной политики разработан проект  нового Налогового кодекса, который был принят Жогорку Кешем и вступил в действие с 1 января 2009 года (Закон Кыргызской Республики  от 17 октября 2008 года

 

Новый Налоговый кодекс внес значительные изменения в налоговую  систему Кыргызской Республики.

Введены новые нормы налогообложения, отражены принципы налогообложения, права, обязанность и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, упрощены методы расчета налогов, процесс регистрации юридических и физических лиц. Упрощена процедура предоставления отчетности, предусмотрено предоставление отчета в электронной форме, сокращено количество документации. В целях осуществления  действенного  контроля и оказания содействия налогоплательщику в своевременном и полном исполнении им требований налогового законодательства Кыргызской Республики, предусмотрены плановые, внеплановые и встречные проверки, перепроверка и камеральная проверка.

Установлены принципы привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Введены новые виды налогов:  - налоговый контракт, налог на спецсредства, налог за пользование недрами, введенный взамен действовавших отчислений на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог с продаж введен вместо трех прежних видов налога:

  • налог за пользование автодорогами;
  • отчисления в фонд ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций
  • (ФЛЧС);
  • налог с розничных продаж и оказания платных услуг населению.

Налоговый Кодекс Кыргызской Республики в статье  31 устанавливает виды общегосударственных и местных налогов и в статье  40- специальные налоговые режимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды налогов, установленные  в Кыргызской Республике

Общегосударственные налоги

 

 

 

 

 

 

1. Подоходный налог с  физических лиц

2. Налог на прибыль  юридических лиц

3. Налог на добавленную  стоимость

4. Акцизные налоги

5. Налог за пользование  недрами 

      6.  Налог  с продаж 

 

Местные налоги

 

 

1. Налог на имущество

2.  Земельный налог

Специальные налоговые режимы

1. Налог на основе обязательного  патента 

2. Налог на основе добровольного  патента

3. Упрощенная система  налогообложения 

на основе единого налога

4. Налог на основе налогового  контракта

5. Налоговый режим в  свободных 

экономических зонах

6. Налог на специальные  средства


 

 

Расходы бюджета

Государственные расходы - это  затраты государства на приобретение материальных благ и услуг для удовлетворения общественных потребностей,формируемые на основе установленных нормативов.Все статьи государственного бюджета объединяются в группы расходов, обеспечивающих текущую (повседневную) деятельность государства и его инвестиции, направляемые на развитие, в соответствии с бюджетной классификацией.Все расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.К текущим расходам бюджета относятся оплата труда, социальное обеспечение, коммунальные услуги, транспорт, командировочные расходы, оборудование и материалы, медикаменты, питание, выплата процентов по государственному долгу и т.д.

 

 

Капитальные расходы  - это государственные инвестиции, которые способствуют развитию территорий и государства в целом. К ним относятся средства на развитие реального сектора экономики и  социальной инфраструктуры (строительство и ремонт дорог, школ, больниц, линий электро-тепло и водоснабжения и  т.д.).

Информация о работе Реформирование бюджетной системы Кыргызстана на современном этапе