Реформирование бюджетной системы Кыргызстана на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 08:40, реферат

Описание работы

В настоящее время бюджет определяется как финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок. Бюджет является одновременно инструментом планирования финансовой деятельности государства и инструментом контроля, устанавливающим предельные объемы и направления расходования государственных средств, которые выносятся на одобрение органов законодательной власти и должны соблюдаться исполнительной властью. Какие функции выполняет бюджет в современном государстве Государственный бюджет является главным финансовым планом образования и использования фонда его денежных средств и представляет собой совокупность смет доходов и расходов соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Финансы КР.docx

— 45.43 Кб (Скачать файл)

Планирование и финансирование капитальных расходов  осуществляется  из бюджета развития Для того чтобы  проанализировать, на что государство расходует денежные средства, необходимо воспользоваться бюджетной классификацией, которая группирует расходы, имеющие общие характеристики и признаки: функциональная классификация бюджета группирует расходы по функциям в таких сферах как образование, оборона и безопасность, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.; административная классификация бюджета показывает расходы бюджетных организаций  и учреждений (например,  Жогорку Кенеш,  Министерство здравоохранения, Министерство обороны и т.д.); экономическая классификация бюджета показывает, на какие виды расходов по их экономическому назначению расходуются государственные денежные средства в бюджетных организациях (оплата труда, приобретение оборудования, медикаменты, питание, ремонт и т.д.)

Рост расходов республиканского бюджета  на 2010 год происходит за счет: перевода 20% базовой части пенсий на финансирование из республиканского бюджета;

  • увеличения выплат надбавок за педагогический и медицинский стаж за
  • прошлые годы;
  • возврата задолженностей по пенсиям военнослужащих;
  • увеличения удельного веса расходов на реальный сектор экономики;
  • продолжения строительства Камбаратинской  ГЭС-2;
  • эксплуатации, строительства, реабилитации и ввода в действие
  • ирригационных сооруженийподдержки развития реального сектора   экономики (ссуды, товарные кредиты,
  • помощь с/х производителям и т. д.).

Важнейшим показателем, позволяющим  оценить налоговое бремя на экономику, является уровень  фискальной нагрузки, определяемый, как отношение доходов бюджета к ВВП. Чрезмерно высокий показатель фискальной нагрузки снижает стимулы для инвестирования и развития компаний., освоения новых орошаемых земель;

 

Республиканский бюджет на 2010 год был утвержден по доходам  в сумме 52 100,857,2 тыс. сомов и расходам в сумме 65 666 052,1 тыс. сомов (включая грантовые средства в рамках бюджета развития в сумме 5 046 923,2 тыс. сомов). В любом бюджете идеальным считается, когда доходы государства больше или равны расходам. Ситуация, когда доходы превышают расходы, считается профицитом. Когда же расходы превышают доходы - это дефицит. Размер дефицита республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2010 год был предусмотрен в сумме 13 565 194 , 9 тыс. сомов.

На покрытие дефицита республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2010 год будут направлены внешние и внутренние источники финансирования.

Финансирование расходов бюджета производятся в первоочередном порядке по защищенным статьям,  a также по государственным долговым обязательствам и индексации вкладов населения. Ответственность за финансирование защищенных статей расходов государство возлагает на министерства и ведомства. Органам местного самоуправления также рекомендуется осуществлять финансирование расходов местных бюджетов на 2010-2012 годы в первоочередном порядке по защищенным статьям.

         

 

 

        Защищенные  статьи;

 Заработная плата 

 Отчисление в Соцфонд

 Медикаменты

 Питания

 Пособии малообеспеченным  семьям 

 И детям-инвалидам

 Стипендии

Отчисления в ФОМС


 

Местные бюджеты

Местные бюджеты - одна из составных  частей бюджетной системы Кыргызстана.

Местный бюджет является наиболее действенным инструментом реализации социально-экономической политики, проводимой органами власти на местах. Закон «О финансово-экономических основах местного самоуправления» (от 25. 09. 2003 года №215  определяет: «местный бюджет – бюджет местного сообщества аила, поселка, города, района, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления»

 

Развитие местного самоуправления в республике осуществляется с 1995 года, когда на принципы местного самоуправления была переведена столица – город Бишкек.

В 1996 году во всех сельских населенных пунктах были образованы исполнительно-распорядительные органы при местных кенешах  - айыл окмоту (сельские управы) местного самоуправления.

В настоящее время на принципах  самоуправления функционирует 524 субъекта:

  • 2 города республиканского значения - г. Бишкек,  г. Ош;
  • 12 городов областного значения  – Баткен, Кызыл-Кия, Сулюкта,  Жалалабат,
  • Майлуу-Cуу, Таш-Кумыр, Кара-Куль, Нарын, Талас, Каракол, Балыкчи, Токмок;
  • 11 городов районного значения – Кара-Cуу,  Ноокат, Узген, Исфана, Кочкор-
  • Ата, Кербен, Кок-Жангак, Чолпон-Ата, Кара-Балта, Шопоков, Кант;
  • 459 айыл окмоту;

40 районов.

В 2007 году местное самоуправление получило больше самостоятельности в распоряжении собственными финансовыми ресурсами.  Произошел переход на двухуровневый  бюджет, были существенно расширены права местных органов самоуправления в администрировании не только местных налогов и сборов, но и других видов доходов, полностью поступающих в местные бюджеты. Такие нововведения положительно сказались на собираемости налогов, что позволило многим органам МСУ направить на финансирование ряда дополнительных расходов значительные бюджетные средства.    Помимо дел местного значения государство делегировало органам местного самоуправления полномочия по осуществлению ряда государственных функций .В целом, местный бюджет выполняет три главные функции: служит нормативным правовым актом, обязательным для исполнения, а также основой осуществления контроля за сбором налогов и расходованием местных бюджетных ресурсов; является основным механизмом реализации целей и задач органов местного самоуправления на предстоящий период; является механизмом регулирования местной экономики, способствуя созданию рабочих мест, поддержке социально-экономического развития территории. Для решения  вопросов местного значения и исполнения делегированных государственных полномочий органы местного самоуправления располагают местными (городскими, аильными и поселковыми) бюджетами.

Межбюджетные отношения.

В тех случаях, когда общественное управление осуществляется многочисленными субъектами со своими финансовыми ресурсами, возникает необходимость регулирования бюджетных отношений. Межбюджетные отношения представляют собой отношения между органами государственного управления и местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, а также организации и осуществления бюджетного процесса. Межбюджетные отношения должны быть четко разграничены на функции правительства, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета,  смешанные функции, финансируемые как из республиканского  бюджета, так местных бюджетов и местные функции-расходы, осуществляемые  из местных бюджетов.

Взаимоотношения между республиканским бюджетом и местными бюджетами регулируются посредством установления нормативов  отчислений от общегосударственных доходов и трансфертов. В систему трансфертов включаются:

выравнивающие, стимулирующие (долевые), категориальные гранты, средства, передаваемые по взаимным расчетам из одного бюджета в другой.

В бюджете органов местного самоуправления показываются доходы и заимствования, полученные в данном городе или сельской управе, и расходы, осуществляемые им для реализации функций, а также доходы и затраты на содержание предприятий муниципальной собственности.

 

Доходы местного бюджета.

Доходы местного бюджета  составляются в соответствии с бюджетной классификацией. Все доходы местного бюджета разделяются на  налоговые, взносы/отчисления, гранты и неналоговые доходы. Основными источниками финансовых поступлений местного бюджета являются налоги и трансферты.

Неналоговые доходы местного бюджета складываются, в основном, за счет государственной пошлины и специальных средств (таких как родительская плата в школах, аренда земли и др.),

Среди налоговых доходов  органов самоуправления в большинстве стран мира ведущее место по важности принадлежит местным налогам.

 

Местные налоги  - это налоги, принадлежащие местным властям. Органы самоуправления регулируют их в рамках законодательно установленных ограничений для финансирования своих расходов.

Преимуществом местных налогов  является то, что они  предоставляют определенную свободу органам местного самоуправления в установлении размера их расходов, а также повышают ответственность и подотчетность местных органов самоуправления.

Сбор местных налогов  также делегирован  органам местного самоуправления, однако механизм их сбора и администрирования до сих пор не разработан.

Откуда берутся деньги в местном бюджете?

Один из основных источников собственных доходов органов МСУ  – налоги. Новый Налоговый кодекс уменьшил количество местных налогов, оставив в распоряжении органов МСУ  только два из них – земельный налог и налог наимущество. С 2010 года мораторий на налог на имущество будет снят и местные бюджеты смогут получить часть своих доходов.

Как будут тратиться деньги, поступившие по этому налогу?

Органы местного самоуправления должны решать совместно с сообществом, каким образом будут тратиться эти деньги. Это можно организовать с помощью общественных слушаний по бюджету и других мероприятий, где граждане, в том числе предприниматели, могут озвучить свои предложения и приоритеты.

 

Что такое налог на имущество?

Налог на имущество –  это взнос каждого члена местного сообщества в общую казну. Жители города и села платят налоги в местный бюджет, чтобы получать услуги от местного самоуправления там, где они живут, там, где находится их имущество. Налог на имущество носит местный характер не случайно, ведь для нормального функционирования вашего имущества нужна соответствующая местная инфраструктура: коммуникации, дороги и т.д. Рядом с вашим имуществом находятся школы, детские сады, стоят мусорные контейнеры и многое другое, что является неотъемлемой частью жизнеобеспечения населения.

Мешает ли этот налог бизнесу?

Для успешного развития бизнесу  нужна хорошая инфраструктура. В  одиночку предпринимателю не под  силу построить дорогу или водопроводную сеть. Кроме того, бизнесу необходимо привлекать клиентов и квалифицированный персонал наличием хороших местных условий, таких как дороги, школы, водоснабжение, сбор мусора и др.

Как оплачивается этот налог?

Налог на имущество оплачивается гражданами и организациями самостоятельно. Для уплаты налога необходимо заполнить соответствующую декларацию и представить ее в налоговые органы. В отношении автотранспорта, многим уже пришлось уплачивать налог весной 2009 года. С 2010 года собственникам недвижимого имущества предстоит уплачивать данный налог.

Что облагается налогом. Кто  его платит?

1. Объектом налогообложения  налогом на имущество является право собственности или право пользования на налогооблагаемое имущество.

2. К налогооблагаемому  имуществу относятся следующие  объекты: 

1) 1 группа: жилые дома, квартиры, дачные дома, другие капитальные строения, пристроенные и отдельно стоящие гаражи, не используемые для осуществления предпринимательской деятельности;

2) 2 группа:  жилые дома, квартиры, пансионаты, дома отдыха, санатории, курорты, производственные, административные, промышленные, другие  здания и сооружения, предназначенные или используемые для осуществления предпринимательской деятельности;

3) 3 группа: временные помещения  из металлических и других конструкций, используемые для осуществления предпринимательской деятельности, такие как киоски, контейнеры и прочее подобное имущество;

4) 4 группа: транспортные  средства, самоходные машины и механизмы, плавучие средства, несамоходные транспортные средства (прицепы, полуприцепы, баржи, вагоны, платформы, цистерны и другие подобные средства).

3. Перечень  объектов имущества, не являющегося объектом налогообложения, утверждается Правительством Кыргызской Республики.

 

 

(Статья 324 Налогового кодекса  Кыргызской Республики) Что такое Земельный налог?

Земельный налог – это  взнос каждого члена местного сообщества в общую казну. Плательщиками земельного налога являются собственники земель и землепользователи.  

Как оплачивается этот налог?

Земельный налог оплачивается гражданами и организациями самостоятельно. Для  уплаты налога необходимо заполнить соответствующую декларацию и представить ее в налоговые органы.

Что облагается налогом. Кто  его платит?

1. Объектом налогообложения  земельным налогом является право собственности, временного владения и пользования на сельскохозяйственные угодья и земли, подлежащие обложению земельным налогом.                          2. Налогообложению подлежат сельскохозяйственные угодья и земли:

1) населенных пунктов;

2)промышленности, транспорта, связи, иного назначения, включая земли

оборонного назначения;

3) природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-

культурного назначения;

4) лесного фонда;

5) водного фонда;

6) запаса.

3. Классификация земель  для целей налогообложения осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом Кыргызской Республики. (Статья 335 Налогового кодекса Кыргызской Республики)                       

Местные органы самоуправления получают средства из республиканского бюджета в виде трансфертов  - грантов и/или средств, передаваемых по взаимным расчетам.

Гранты  - это безвозмездные трансферты, передаваемые из республиканского бюджета для реализации каких-либо задач или решения актуальных проблем. Они служат источником для покрытия расходов местных властей, однако не существует никакой связи между размером грантов и усилиями местных властей по увеличению доходов. Предоставление грантов  - часть политики внутригосударственных межбюджетных отношений. Объемы  гранты утверждаются  ежегодным  законом о республиканском бюджете на предстоящий год, однако отличием является то, что их размеры определяются в разрезе каждого органа самоуправления. Это сводит к минимуму вмешательство областного и районных уровней в процесс распределения грантов для органов самоуправления.

В Кыргызстане существует три вида грантов, выделяемых местным  бюджетам из республиканского бюджета: категориальные, выравнивающие и стимулирующие(долевые).

Существенная доля доходов  местного бюджета  приходится на категориальные гранты, имеющих  целевое назначение и  предназначенных для  обеспечения минимального объема определенных услуг. В настоящее время категориальные гранты предназначены для финансирования  заработной платы и отчислений на социальное страхование для работников сферы образования  и, как было отмечено выше, они передаются из республиканского бюджета  непосредственно в  бюджеты городов, сел и поселков.  Категориальные гранты планируются, исходя из потребностей в заработной плате учреждений системы образования.

Информация о работе Реформирование бюджетной системы Кыргызстана на современном этапе