Реформирование бюджетной системы Кыргызстана на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 08:40, реферат

Описание работы

В настоящее время бюджет определяется как финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок. Бюджет является одновременно инструментом планирования финансовой деятельности государства и инструментом контроля, устанавливающим предельные объемы и направления расходования государственных средств, которые выносятся на одобрение органов законодательной власти и должны соблюдаться исполнительной властью. Какие функции выполняет бюджет в современном государстве Государственный бюджет является главным финансовым планом образования и использования фонда его денежных средств и представляет собой совокупность смет доходов и расходов соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Финансы КР.docx

— 45.43 Кб (Скачать файл)

Выравнивающие гранты - это  трансферты, которые  выделяются  органам местного самоуправления  для выравнивания бюджетной обеспеченности и  могут быть использованы по их усмотрению для проведения самостоятельной социально-экономической политики. Обычно их направляют на финансирование  текущих расходов.

Правительство использует выравнивающие  гранты для «усреднения расходов» в отдельных регионах республики, так как местные расходы на душу населения могут существенно отличаться из-за разного экономического уровня развития регионов, возрастного состава населения и других факторов.

С 2007 года размеры выравнивающих грантов определяются законом о республиканском бюджете в разрезе каждого органа местного самоуправления.

Стимулирующие (долевые) гранты - трансферты, предоставляемые из республиканского бюджета органам местного самоуправления на безвозмездной, безвозвратной и конкурсной основах, в целях стимулирования эффективного использования бюджетных  средств, средств по государственным приоритетным программам и проектам, увеличения доходов местных бюджетов и более полной мобилизации местных источников доходов. 

 

Стимулирующие (долевые) гранты в республиканском бюджете приводятся одной строкой, распределение их в разрезе ОМСУ производится в течение бюджетного года и они могут быть  использованы на капитальные расходы или другие специальные цели. Стимулирующие гранты предоставляются местным органам в виде долевого софинансирования расходов  Правительства для покрытия части  затрат по приоритетным направлениям. Такие  условия получения долевыхгрантов  служат  побудительным мотивом для мобилизации органами МСУ собственных ресурсов в дополнение к другим источникам доходов.

Заявка на получение  стимулирующего  гранта подается с указанием размера вклада заявителя. По объектам, не завершенных строительством, должны быть представлены акты выполненных работ, платежных поручений и других необходимых документов о получении дополнительных средств.Заявитель обязан внести свой вклад в реализацию проекта в размере от 10 до 60 процентов от общей суммы проекта, из которых не менее 50 процентов денежными средствами, а остальные  - в виде материалов или трудовых ресурсов. Вклад заявителя в реализацию проекта определяется с учетом  уровня бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя органа местного самоуправления, в процентах от среднего показателя по соответствующим группам (города республиканского, областного, районного значения и айыл окмоту).

С уровнем бюджетной обеспеченности 300 процентов и выше - вклад заявителя не менее  - 60 процентов; от 100 до 300 процентов - вклад от 20 до 60 процентов; с уровнем бюджетной обеспеченности менее 100 процентов (дотационные регионы)  -вклад от 10 до 20 процентов.

Уровень бюджетной обеспеченности определяется Министерством финансов Кыргызской Республики.

 

Неналоговые доходы

Одним из источников доходов  местного бюджета являются доходы от управления объектами муниципальной собственности местных сообществ. К муниципальной собственности относят объекты социально-культурного, бытового и хозяйственного назначения (больницы, клубы, библиотеки, школы, службы           ОЮЛ «Ассоциация Альянс «За прозрачный бюджет»

Помимо этого к муниципальной  собственности относится движимое и недвижимое имущество местных сообществ, земля, бюджет и внебюджетные фонды, муниципальные ценные бумаги.

 

Муниципальная собственность  местных сообществ находится во владении, пользовании и распоряжении органов местного самоуправления. Порядок ее использования устанавливают местные кенеши в соответствии с нормативными правовыми актами.

В настоящее время местные  сообщества получают доходы от сдачи земли в аренду, часть прибыли муниципальных предприятий и др.

Расходы местных  бюджетов

Что нужно каждому жителю городов,  сел и поселков Кыргызской Республики?

Для создания нормальных условий  жизни в каждом городе, селе  и поселке необходимы, как минимум:

  • свободный доступ к питьевой воде и канализации;
  • хорошие дороги;
  • освещенные улицы;
  • качественная и своевременная очистка территории от мусора.

И многие другие условия  жизнеобеспечения, относящиеся  к  вопросам местного значения, которые входят в компетенцию органов местного самоуправления. Иными словами, именно, органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому жителю доступ к воде, дорогам, освещению и так далее. Сделать это возможно только при условии постоянных вложений денежных средств для обеспечения бесперебойной работы объектов инфраструктуры. Деньги нужны также на ее капитальный и текущий ремонты, модернизацию и развитие.

Что нужно предпринимателю  для успешного ведения бизнеса?

То же самое: свободный  доступ к питьевой воде и канализации, хорошие дороги, освещенные улицы, качественная и своевременная очистка территории от мусора и другие услуги инфраструктуры.

Где орган местного самоуправления (мэрия, городская управа или  Айыл Окмоту) могут взять эти немалые средства?

Основной источник финансирования – средства местного бюджета.

Местный бюджет выполняет  следующие функции:

§ составление плана расходования средств на один год;

§ разработка документа, устанавливающего приоритеты развития территории органов местного самоуправления;

§ разработка документа, претворяющего политику в действие;

§ составление руководства для исполнителей по предоставлению услуг;

§ подготовка инструментария, защищающего долгосрочную финансовую стабильность  местного самоуправления;

§ разработка и принятие документа, устанавливающего связь с общественностью и отражающего отношения с органами государственной власти;

§ создание нормативной базы для осуществления местным  кенешем мониторинга и контроля за исполнительным органом.

В целом все расходы  местного бюджета подразделяются на две основные группы:

§ Текущие расходы;

§ Капитальные расходы.

 

Текущие расходы

В разных странах цели и  функции органов самоуправления различны. В Кыргызстане, как и в большинстве стран, органы местного самоуправления отвечают за предоставление так называемых «коммунальных услуг»: содержание дорог местного значения и освещение улиц, водоснабжение и канализация, сбор мусора, благоустройство и озеленение территории, содержание учреждений  культуры,физкультуры и спорта и другое.

Основное различие между  функциями органов местного самоуправления разных стран заключается в степени  их  ответственности за социальную сферу, то есть образование и здравоохранение. В одних странах все эти услуги финансируются исключительно государством, в других совместно из бюджетов разных уровней, а в третьих  финансирование полностью перекладывается на местные бюджеты, центр же осуществляет только контроль.

В настоящее время  финансирование  расходов на  здравоохранение осуществляется только  из средств республиканского бюджета (за исключением города Бишкек).

Как в сфере образования, так и в здравоохранении республиканский бюджет гарантирует выплату заработной платы и отчисления на социальное страхование для педагогического и медицинского персонала. Местные бюджеты оплачивают другие текущие расходы. Распределение расходов осуществляется также исходя из функций.

 

Например, государство финансирует высшее образование, а органы местного самоуправления совместно с правительством предоставляют начальное и общее среднее образование.

Поскольку государство гарантирует  предоставление школьного образования, оно выделяет категориальные гранты органам местного самоуправления для предоставления этих услуг. Получение категориальных грантов для выполнения обязательств по предоставлению услуг образования означает значительную зависимость органов местного самоуправления от центра. Но выбор такого способа финансирования можно объяснить:

во-первых, ограниченностью собственных источников доходов органов местного самоуправления;

во-вторых, необходимостью обеспечения равного доступа населения по всей республике к услугам образования.

 

Капитальные расходы

Финансирование капитальных  вложений органами  местного  самоуправления может осуществляться из следующих источников:расходы, предусмотренные в местном бюджете, на финансирование капитальных вложений и инвестиций;превышение доходов над текущими расходами; заемные средства-выпуск ценных бумаг или получение кредита; трансферты; гранты, добровольные взносы, пожертвования и др. Бюджетный процесс и его стадии (этапы)

Бюджетный процесс - это законодательно регламентированный порядок. Бюджет проходит повторяющийся из года в год цикл, состоящий из пятиосновных стадий:

  • составление проекта бюджета (подготовка необходимых расчетов);
  • рассмотрение;
  • утверждение;
  • исполнение;
  • контроль исполнения.

Данный процесс протекает  с установленными процедурами. В процессе бюджетного цикла государство руководствуется определенными правилами -формальными, установленными законами,  а также неформальными, например, в соответствии со сложившимися традициями.

 

 

Основными  участниками бюджетного процесса на республиканском уровне являются:

Президент Кыргызской Республики;Жогорку Кенеш; Правительство Кыргызской Республики (Министерство финансов);потребители бюджетных услуг (например: министерства  здравоохранения, обороны, бюджетные учреждения и т.д.);

Счетная палата;

Гражданское общество. Основными участниками бюджетного процесса на местном уровне являются: органы местного самоуправления:

  • - представительные органы (местные кенеши и их бюджетные комиссии);
  • - исполнительно-распорядительные органы (мэрии и айыл окмоту);
  • территориальные подразделения Минфина;
  • бюджетные учреждения (например: школы, больницы и т.д.) участвуют в
  • подготовке проекта расходной части и непосредственном расходовании бюджетных
  • средств;
  • местное сообщество.

Учитывая, что местные  бюджеты формируются исходя из параметров  Республиканского бюджета, необходимо остановиться на  общих  процедурных моментах его составления. Президент Кыргызской Республики в своем ежегодном послании к народу Кыргызстана и Жокорку Кенешу определяет направления бюджетной политики на предстоящий финансовый год, устанавливает правительству ориентиры и социально-экономические задачи, которые намечается решить в будущем году или на перспективу.

Составление проекта республиканского бюджета осуществляется Министерством финансов КР по календарному плану, утвержденному Правительством КР на основании прогнозов социально-экономического развития республики. Так, в данное время в республике принята и задействована «Стратегия развития страны на 2007- 2010 гг.» (СРС), с изменениями и дополнениями, которая содержит цели и задачи по развитию основных экономических и социальных направлений с указанием размеров и источников финансирования мероприятий, намеченных Стратегией.

 

Составление бюджета базируется на прогнозе социально-экономического развития республики, соответствующих территорий и основных направлений бюджетной и налоговой политики.

Министерства, ведомства, другие органы исполнительной власти на основе контрольных цифр, утвержденных  Координационным  Советом по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве КР, составляют проекты сводных смет (по доходам и расходам), представляют их в Министерство финансов  не позднее, чем за 6 месяцев до начала  соответствующего финансового года (к 1 июля).

Министерство финансов КР рассматривает представленные проекты смет, проверяет соблюдение  максимальных размеров расходов, установленных Координационным Советом,  вносит в них при необходимости соответствующие коррективы, составляет проект республиканского бюджета и представляет его в Правительство не позднее, чем  за 4,5 месяца до начала следующего года с пояснительной запиской, содержащей обзор статей доходов и расходов бюджета и Закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Правительство КР после рассмотрения и обсуждения проекта республиканского бюджета  представляет в Жогорку Кенеш  КР  к 1 сентября  проект Закона о республиканском бюджете на соответствующий год. Комитет по бюджету, с учетом заключений других профильных комитетов Парламента, принимает решение (заключение) о внесении проекта бюджета и законопроекта по нему на пленарное заседание Жогорку Кенеша КР. Рассмотрение проекта республиканского бюджета в комитетах Жогорку Кенеша КР должно быть завершено в течение 20 дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Жогорку Кенеш КР рассматривает проект республиканского бюджета, заключения комитетов, проводит обсуждение и должен принять Закон о республиканском бюджете  не позднее, чем за 1 месяц до начала нового бюджетного года.

В отдельные годы проводились  парламентские (общественные) слушания по предварительному рассмотрению проекта бюджета. Формирование местного бюджета и его исполнение относятся к компетенции органов местного самоуправления. Рассмотрение и утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении является функцией представительных органов местных сообществ - местных кенешей. Исполнение бюджета осуществляется исполнительно - распорядительными органами местного самоуправления.


Информация о работе Реформирование бюджетной системы Кыргызстана на современном этапе