Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 16:42, курсовая работа
Пенсионное обеспечение – одна из важнейших социальных гарантий, действующих в цивилизованном обществе. Всеобщая декларация прав человека 1948г. (ст.22) предусматривает, что в цивилизованном государстве каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. При этом пенсионное обеспечение должно гарантировать человеку достойное существование при наступлении такого этапа его жизненного пути, когда он физически будет не в состоянии получать доход в обмен на затраченный труд.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ………………………………………………………………5
1.1 Становление пенсионного обеспечения в России……………………………..5
1.2 Сущность пенсионного обеспечения, его принципы………………………….7
1.3 Необходимость реформирования пенсионного обеспечения в России……10
2 РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ ..……………..……………………………………………………………………….17
2.1 Характеристика современного состояния пенсионного обеспечения……..17
2.2 Сравнение практики пенсионного обеспечения в России и за рубежом…..21
2.3 Проблемы и перспективы реформирования пенсионного обеспечения в России……………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….30
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права»
Читинский институт (филиал)
Кафедра Финансов и кредита
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
Реформирование пенсионного обеспечения в России
Выполнил
|
Проверил
|
Чита, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ
ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ…………………………………………
1.1 Становление пенсионного обеспечения в России……………………………..5
1.2 Сущность пенсионного обеспечения, его принципы………………………….7
1.3 Необходимость реформирования пенсионного обеспечения в России……10
2 РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО
2.1 Характеристика современного
состояния пенсионного
2.2 Сравнение практики
2.3 Проблемы и перспективы реформирования
пенсионного обеспечения в России………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Пенсионное обеспечение – одна из важнейших социальных гарантий, действующих в цивилизованном обществе. Всеобщая декларация прав человека 1948г. (ст.22) предусматривает, что в цивилизованном государстве каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. При этом пенсионное обеспечение должно гарантировать человеку достойное существование при наступлении такого этапа его жизненного пути, когда он физически будет не в состоянии получать доход в обмен на затраченный труд.
Современная пенсионная система РФ предусматривает уплату страховых взносов работодателями, которые обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию. Реформа пенсионной системы должна обеспечить соблюдение принципов социальной справедливости.
Особая важность пенсионного обеспечения и его влияние на общественные и политические процессы, определяет политику страны в данной области развития. В России для социального обеспечения населения страны создан государственный пенсионный внебюджетный фонд и сеть негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.
Актуальность рассматриваемой в данной курсовой работе проблемы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является пенсионное страхование. На данном этапе развития и реформирования нашего социально–экономического пространства, общество оказалось неготовым к осмыслению изменений в области пенсионного страхования в условиях развития экономики. В связи с этим важно изучить теоретические основы пенсионного страхования.
Вопрос реформирования российской пенсионной системы представляет собой одну из основных проблем российского законодательства. Данная проблема имеет много «белых пятен» в научных разработках и научном анализе эволюции развития пенсионной системы в нашей стране.
Объектом исследования в курсовой работе является система пенсионного обеспечения.
Предметом исследования является состояние и перспективы реализации российской пенсионной реформы.
Целью работы является анализ
направлений и перспектив реформы
системы пенсионного
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- дать определение
пенсионного обеспечения,
- рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионного обеспечения в России;
- проанализировать причины пенсионного реформирования;
- дать характеристику современного этапа развития пенсионной реформы;
Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских социологов и учёных, исследующих проблемы по изучаемой теме: Ю. Голицина, В.С. Городецкого, Г.П. Дегтярева, М.Ю. Зурабова, Т.М. Малевой, М. Рашид, В.Д.Роика, О.В. Синявской, Э. Тучковой.
В ходе работы над темой использовался анализ:
- нормативных актов федерального значения, регламентирующих функционирование пенсионной системы;
- статистических данных и научных публикаций;
- внутренних положений,
отчётов территориальных
- ресурсы сети Интернета о пенсионной системе.
Структура данной работы представлена введением, двумя главами, заключением. В первой главе раскрывается сущность пенсионного обеспечения, история пенсионного страхования в России. Во второй главе рассматриваются общие положения концепции пенсионной реформы, предпосылки реформирования и тенденции развития пенсионной системы.
1 ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ
Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости. Постепенно забота о раненых и престарелых становится на все более регулярную основу.
Уже в 1663г. при царе Алексее
Михайловиче раненым
Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось. Их стремились устроить так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета.
В дальнейшем такие традиции продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны отставников военной службы. Размеры пенсий также были увеличены.
Но в основном пенсионное
обеспечение распространялось на государственных
служащих и военных. Только во второй
половине XIX в системное пенсионное
обеспечение стало распространя
Радикальные преобразования в пенсионном обеспечении стали осуществляться после социалистической революции. В 1917 году вышло постановление "О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных" В 1918 году Постановление "Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся" В 1924 году было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков. А в 1925 году установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.
Тогда же, в 1920-х гг., система
пенсионного обеспечения была заменена
на систему социального
Эта система сохранялась вплоть до распада СССР. Однако в 1991 году после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам она исчерпала свои возможности. Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость. В тоже время цены быстро росли, что снижало уровень обеспечения пенсионеров. Расчеты показывали, что в 2010-2020 гг. может возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число людей, выходящих на пенсию заметно превысит число начинающих работать.
Решить эти проблемы можно было только путем увеличения доходов пенсионной системы. Для этого необходимо было разработать систему. в которой был бы стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Стимулом в таком случае служит уверенность работающих граждан, что взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним, когда они будут выходить на пенсию. И чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсий.
Правительство приняло
решение о проведении в России
пенсионной реформы. Цель ее - формирование
многоуровневой пенсионной системы
для улучшения пенсионного
Пенсионная система как правовое понятие – комплексное образование. Совокупность её норм регулирует в основном три различные по характеру группы общественных отношений. Первая группа – это отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счёт которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет главным образом предмет финансового права в широком понимании. Вторая группа – отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения. Третья группа – отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения. В её структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения – пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, государственные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий. К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них – назначение и выплата пенсий, исчисление страхового стажа, перерасчеты, индексация пенсионных выплат. Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсий и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.
Каковы же основные принципы
пенсионного обеспечения? Система
пенсионного обеспечения в
Следующим элементом, устанавливающим страховой принцип в пенсионном обеспечении, является законодательное закрепление порядка, при котором среднемесячный заработок при назначении пенсий за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Значительный шаг в реализации страховых принципов в пенсионном обеспечении был сделан в 1998 г. в связи с введением Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Этот закон положил начало учету страхового стажа, т.е. продолжительности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.1
Информация о работе Реформирование пенсионного обеспечения в России