Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 16:42, курсовая работа
Пенсионное обеспечение – одна из важнейших социальных гарантий, действующих в цивилизованном обществе. Всеобщая декларация прав человека 1948г. (ст.22) предусматривает, что в цивилизованном государстве каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. При этом пенсионное обеспечение должно гарантировать человеку достойное существование при наступлении такого этапа его жизненного пути, когда он физически будет не в состоянии получать доход в обмен на затраченный труд.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ………………………………………………………………5
1.1 Становление пенсионного обеспечения в России……………………………..5
1.2 Сущность пенсионного обеспечения, его принципы………………………….7
1.3 Необходимость реформирования пенсионного обеспечения в России……10
2 РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ ..……………..……………………………………………………………………….17
2.1 Характеристика современного состояния пенсионного обеспечения……..17
2.2 Сравнение практики пенсионного обеспечения в России и за рубежом…..21
2.3 Проблемы и перспективы реформирования пенсионного обеспечения в России……………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….30
Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода. Неудачи в ее осуществлении ухудшают отношение населения к реформам в целом. Поэтому требования к пенсионной реформе повышенные: реформированная пенсионная система должна иметь прочную финансовую основу, не подверженную разрушению и должна повысить благосостояние всех лиц, которых она затрагивает.
Основу социальной политики
государства в сфере
Несмотря на то, что новые законы вступили в силу, среди специалистов нет единого мнения относительно целесообразности и масштабов применения накопительных принципов. Одни считают, что перспектива реформирования пенсионной системы в направлении усиления накопительного принципа совершенно определена и не вызывает сомнений. Все страны с переходной экономикой движутся в этом направлении, и Россия не составляет исключения. При этом отмечается необходимость более глубокой научной и практической проработки (например, то, что при разработке стратегии осуществления пенсионной реформы, в том числе и реформы профессиональных пенсионных систем, нужно учитывать более широкий круг факторов и строить многофакторные прогнозы с учетом динамики макроэкономических показателей2).
Другие критически относятся к данной модели реформирования пенсионной системы, отмечая, что, окончательно разрушая существующую общую пенсионную систему и создавая новую, государство не разрешает острейшую социальную проблему - незамедлительного повышения реального уровня пенсионного обеспечения основной массы пенсионеров, не возрождает элементарную социальную справедливость в пенсионном обеспечении.3
Пенсионная реформа
является одной из самых сложных
и болезненных проблем
Ныне действующая пенсионная
система сложилась еще во времена
существования советской
Каковы же предпосылки необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения?
В России пенсионеры, без учета реального вклада в пенсионную систему, получали слишком маленькую - ниже прожиточного минимума - пенсию. За счет граждан, имеющих достаточно высокий заработок и продолжительный стаж, выплачивались пенсии нестрахового характера. В стране действовало великое множество льгот. Уровень пенсионного обеспечения меньше зависел от размера страховых взносов. Все это вынуждало работодателей к поиску все новых способов уклонения от страховых взносов в Пенсионный фонд.4
Сегодня пенсионная система
России - это рудимент распределительного
сознания и распределительных
При устаревшей распределительной системе, работодателям не выгодно было осуществлять выплаты в ПФ в полном объеме. Единственная возможность улучшить положение дел с пенсиями - это постепенно, планомерно реформировать «причину болезни» - саму пенсионную систему России.
Таким образом, действующая пенсионная модель не удовлетворяла ни граждан, поскольку их пенсии были крайне мизерны, ни работодателей из-за высокого уровня взносов в Пенсионный фонд, ни власть, поскольку низкий уровень пенсий вызывал перманентную социальную и, как следствие, политическую напряженность, ни субъекты Федерации, поскольку распределительная пенсионная система обязывала регионы-доноры отчислять из своих фондов средства на покрытие пенсионных обязательств дотационным регионам. Каков выход из этой ситуации? Очевидно, что повысить размер пенсии можно, лишь повысив доходы самой пенсионной системы. А это напрямую зависело от того, удастся ли создать стимул у работающей части населения к уплате отчислений в Пенсионный фонд. Таким стимулом, согласно концепции пенсионной реформы, должен был стать переход от распределительной к накопительной пенсионной системе. В этом случае, как подчеркивал В. Пехтин, «размер пенсии будет находится в прямой зависимости от заработка работника, а не от запутанных и сложно исчисляемых процентов, как сейчас».10
В чем же суть новой
концепции пенсионного
Как сказал в одном из своих выступлений Ф. Клинцевич, очевидно, что принятие предложенных в начале двутысячных В. Путиным законопроектов позволит «молодым самим заработать себе пенсию и встретить безбедно старость».11 При этом и Президент, и Правительство шли по пути повышения пенсионного обеспечения: в течение первого десятилетия XXI века ежеквартально повышался размер пенсий.
Пенсионная реформа предполагала, что пенсия должна складываться из двух частей. Первая часть - это гарантируемая государством всем гражданам России пенсия (социальная пенсия) в одинаковом размере и поэтапно повышаемая до уровня прожиточного минимума.
Вторая часть пенсии - это те средства, которые гражданин будет получать в зависимости от объема перечисленных им (и только им) в Пенсионный фонд средств. Таким образом, чем больше личных накоплений в ПФ, тем выше размер второй части пенсии. Это и есть тот самый накопительный принцип, используемый во многих странах, когда работающее поколение делает отчисления, которые не направляются сразу же на погашение пенсионных выплат пенсионерам. Эти отчисления проходят стадию накопления, а затем инвестируются, после чего вместе с полученными от инвестирования доходами используются для пенсионного обеспечения только тех, кто осуществлял отчисления в накопительную систему.12
У накопительной пенсионной системы есть свои неоспоримые преимущества перед распределительной - уравнительной системой. Назовем некоторые:
- накопительная система
пенсионного обеспечения не
- обеспечивает справедливую дифференциацию пенсий, поскольку их размер в этом случае зависит только от объема накопленных за время работы средств и от эффективности инвестирования его накоплений;
- позволяет, в отличие
от распределительной системы,
«оживить» накопляемые пенсионн
- сочетается с системой
конкурирующих друг с другом
негосударственных пенсионных
- позволяет каждому
гражданину самому рассчитать
приблизительный размер
Предлагаемая реформа пенсионного обеспечения - это стратегический вклад в будущее страны, в среднее и подрастающее поколение.
Что не может старая и сможет новая пенсионная система?
При нынешней пенсионной модели никто не может самостоятельно рассчитать свою пенсию, система расчета запутанна, обязательства государства четко не определены.
В случае поэтапной реализации новой пенсионной модели каждый гражданин легко может рассчитать свою пенсию на основе регулярно поступающих к нему данных о пенсионных накоплениях, при этом обязательства государства ясны и конкретны.
В распределительной системе пенсионного обеспечения учитывались либо заработок только за последние два года, либо за любые пять лет подряд, т.е. имелась возможность не платить налоги (взносы) в Пенсионный фонд в течение практически всего периода трудовой деятельности и только в последние два года подумать о пенсии и ее размере.
В новой системе зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всей трудовой деятельности. На перераспределение идет только часть нынешнего тарифа. Вторая составляющая накапливается в виде пенсионных обязательств государства перед конкретным работником.
В распределительной пенсионной системе отсутствовали реальные стимулы для работника к полному предъявлению зарплаты для уплаты с нее налога и страховых взносов. В итоге взносы выплачивались лишь с легальной части зарплаты, составлявшей в среднем 35,8% от доходов населения, и не превышавшей 10% от общего объема доходов.13
Согласно новой системе работник стимулируется к предъявлению полной зарплаты для уплаты с нее налога и страховых взносов. Создаются условия для вывода реальной зарплаты из «тени».
При распределительной пенсионной системе размер пенсий сильно отставал от стоимости жизни и прожиточного минимума пенсионера.
При новой системе появляются условия и возможности для повышения пенсии до уровня прожиточного минимума как за счет вывода размера зарплаты из «тени», так и за счет ее повышения.
Распределительная пенсионная система порождала социальную нестабильность, вызывала конфликт поколений, работников и работодателей, дестабилизировала власть.
Новая система пенсионного обеспечения призвана обеспечить условия для взаимопомощи поколений и социального партнерства.
Распределительная пенсионная система приводила к тому, что сборы на выплату пенсий ложились тяжким бременем на экономику.
Новая система пенсионного обеспечения за счет накопительной части страхового сбора создает инвестиционный ресурс «длинных денег» (со сроком востребования в 25 - 30 лет). Таким образом, пенсионная система не только обслуживает граждан пожилого возраста, но и реально работает на развитие отечественной экономики.14
Итак, выделим основные экономические причины пенсионной реформы:
Информация о работе Реформирование пенсионного обеспечения в России