Реформирование пенсионного обеспечения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Пенсионное обеспечение – одна из важнейших социальных гарантий, действующих в цивилизованном обществе. Всеобщая декларация прав человека 1948г. (ст.22) предусматривает, что в цивилизованном государстве каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. При этом пенсионное обеспечение должно гарантировать человеку достойное существование при наступлении такого этапа его жизненного пути, когда он физически будет не в состоянии получать доход в обмен на затраченный труд.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ………………………………………………………………5
1.1 Становление пенсионного обеспечения в России……………………………..5
1.2 Сущность пенсионного обеспечения, его принципы………………………….7
1.3 Необходимость реформирования пенсионного обеспечения в России……10
2 РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ ..……………..……………………………………………………………………….17
2.1 Характеристика современного состояния пенсионного обеспечения……..17
2.2 Сравнение практики пенсионного обеспечения в России и за рубежом…..21
2.3 Проблемы и перспективы реформирования пенсионного обеспечения в России……………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ

 

2.1 Характеристика современного состояния пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение  рассматривается как базовая  и одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 1/3 жителей любой страны, и косвенно всего трудоспособного населения. Поэтому вопрос о повышение эффективности функционирования национальных пенсионных систем требует особого внимания со стороны государственных органов власти.

В России от величины пенсионных выплат зависит уровень жизни  четверти населения, социальные взносы во многом определяют налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. За последние 20 лет в нашей стране проведено четыре реформы пенсионного законодательства, три раза принципиально изменяли налоговое законодательство или законодательство о социальных взносах. При этом  результаты проведения данных мероприятий остаются спорными, а проблемы пенсионного обеспечения так и не решены.

Реформа 2002г. – важнейшее событие последнего десятилетия в пенсионной сфере  России. И, несмотря на то, что оценить ее результаты в полной мере можно будет лишь после 2022 года, когда начнутся первые регулярные выплаты накопительных частей трудовых пенсий, уже сегодня возможен и необходим анализ влияния этой реформы на ситуацию в пенсионном обеспечении.

Институциональный каркас новой пенсионной системы сформирован следующими законами, четыре из которых были приняты в 2001–2002 годах:

  • ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (от 1 апреля 1996 года, № 27-ФЗ),
  • ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (от 16 июля 1999 года, № 165-ФЗ),
  • ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (от 15 декабря 2001 года, № 167-ФЗ),
  • ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (от 17 декабря 2001 года, № 173-ФЗ),
  • ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (от 24 июля 2002 года, № 111-ФЗ),
  • ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (от 15 декабря 2001 года, № 166-ФЗ).

На основе этих законодательных  актов современная пенсионная модель в России основана на трех важнейших компонентах:

  • пенсионная подсистема базовых пенсий, организованная на принципах перераспределения страховых взносов в пользу низкодоходных слоев населения, предназначенная для борьбы с бедностью;
  • пенсионная подсистема страховых пенсий, организованная на принципах обязательного социального страхования, на основе условно-накопительных способов пенсионных прав, предназначенная для замещения пенсией заработной платы в сопоставимых с ней размерах;
  • пенсионная подсистема страховых пенсий, организованная на принципах обязательного страхования доходов населения, на основе капитализации финансовых ресурсов и индивидуального выбора инвестиционных программ, предназначенная для замещения пенсией заработной платы в сопоставимых с ней размерах.

За свою короткую историю  стартовавшая в 2002 г. пенсионная реформа  несколько раз корректировалась, что, конечно, не способствовало укреплению доверия к ней со стороны населения. По ее нынешней версии, для граждан 1967 года рождения и моложе трудовая пенсия будет состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Для граждан, родившихся ранее 1967 г., накопительная часть пенсии не предусматривается и, стало быть, их пенсия состоит из двух частей - базовой и страховой.

Застрахованные граждане 1967 года рождения и моложе имеют сейчас в ПФР два индивидуальных счета - страховой и накопительный (после 2004 г. застрахованный может по желанию перевести свой накопительный счет из ПФР в избранный им негосударственный пенсионный фонд), от сумм на которых и будут зависеть соответственно страховая и накопительная части пенсии.

В настоящее время  для большинства работающих граждан  сумма отчислений в Пенсионный фонд России составляет 26% заработной платы. Для граждан, родившихся ранее 1967 г., все отчисления поступают на их страховые счета в ПФР.  Для более молодых граждан 20% заработной платы направляется на их страховые счета, а остальные 6% - на накопительные счета.

Как и до пенсионной реформы, страховые части пенсий выплачиваются  по распределительному принципу: все страховые взносы направляются на выплату текущих пенсий, а на страховых индивидуальных счетах работающих накапливаются не реальные денежные средства, а лишь обязательства государства перед ними на будущее. Поэтому говорят, что страховая часть пенсий организована по схеме условно-накопительных счетов в рамках распределительной системы пенсионного обеспечения.

Существование третьей (накопительной) компоненты трудовой пенсии означает, что часть пенсионных взносов  граждан должна  расходоваться не на выплату текущих пенсий, а накапливаться на их индивидуальных счетах. Реальные средства на накопительных счетах граждан  должны, по замыслу реформы 2002 г.,  инвестироваться в экономику и приносить инвестиционный доход. Средства на индивидуальном накопительном счете застрахованного лица могут быть потрачены только на выплату пенсии этому лицу или на выплаты его наследникам (в случае смерти застрахованного до выхода на пенсию).

По закону Пенсионный фонд России не имеет права сам  заниматься инвестированием пенсионных накоплений. С этой целью привлекаются частные управляющие компании (ЧУК), избранных Правительством РФ по конкурсу, а также Банк внешнеэкономической деятельности СССР (кратко, Внешэкономбанк или ВЭБ) - единственная государственная управляющая компания, специально назначенная Правительством РФ. Застрахованный имеет право выбрать управляющую компанию из указанных компаний и, тем самым, предложенный ею инвестиционный портфель. Накоплениями промолчавших («молчунов») управлять призван Внешэкономбанк. По закону ВЭБ обязан инвестировать пенсионные накопления только в государственные ценные бумаги, которые относятся к высоконадежным, но малодоходным финансовым активам, а также в гарантированные государством ипотечные ценные бумаги, рынка которых в России пока нет.

Непреодолимым препятствием на пути диверсификации средств пенсионных накоплений выступает их высокая  концентрация в руках государственной  управляющей компании. Поскольку  в ее распоряжении находятся деньги наиболее консервативной части населения, разрешенными направлениями инвестирования для такой управляющей компании выступали государственные рублевые долговые инструменты и суверенные еврооблигации Российской Федерации, ипотечные ценные бумаги и средства в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях.

У ЧУК возможности  более широкие, они могут покупать как государственные, так и наиболее надежные ценные бумаги корпораций. Однако и этот набор инструментов, в которые инвестируются средства обязательных пенсионных накоплений, стал причиной весьма средних, если не сказать неудовлетворительных, результатов финансовой деятельности управляющих компаний.

Острые споры сейчас идут по поводу реального размера  накопительной пенсии в России, с  учетом всех экономических факторов. По оценкам экспертов 16он не превысит 50-70 руб. в мес., или составит менее 1% от распределительной части пенсии. Такая ничтожно малая величина накопительной пенсии ставит под вопрос саму идею данного пенсионного института. В России в 2006-2007гг. ВЭБ, которая распоряжается 90% всех пенсионных накоплений, не смогла преодолеть даже уровень инфляции. Экономический кризис еще более усугубил ситуацию. Накопленные пенсионные сбережения «похудели» на 15%, а размещенные в НПФ и управляющих компаниях – на 25%.

Таким образом, основная причина заключается в том, что государство не представляет пока, куда именно направлять средства пенсионных накоплений, как заставить их работать на экономику; не вполне ясно, могут ли они вообще принести пользу.

 

    1. Сравнение практики пенсионного обеспечения в России и за рубежом

Сегодня в развитых странах  основой пенсионного обеспечения  являются прежде всего государственные  солидарно-страховые системы, основанные на страховых взносов, исчисляемых  от размера заработной платы работающих. Величина пенсии является производной от заработной платы и трудового стажа. В подавляющем большинстве стран Западной Европы, США, Канаде, Японии, Китае этот институт – основной, на его долю приходится от 50% (Великобритания) до 90% (ФРГ, Франция) от объема финансовых ресурсов национальных пенсионных систем.

Государственная распределительная (солидарная) пенсионная система практически  во всех развитых странах дополняется  пенсионными планами по месту  работы. Для примера рассмотрим пенсионную систему Великобритании.

Структура пенсионного  обеспечения Великобритании включает в себя три базовых уровня.

Первый уровень —  государственная пенсия по старости (Basic State Pension). Она предоставляется  всем гражданам, размер пенсии минимален  и дифференцирован в зависимости от семейного статуса пенсионера — одинокого человека (265£.) или семейной пары (417£). В России — это базовая часть обязательной пенсии.

Второй уровень —  государственная пенсия по выслуге  лет (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS). Предоставляется наемным работникам и зависит от стажа и размера заработной платы. Декларируемая цель программы SERPS — увеличение базовой пенсии до 20% от уровня средней заработной платы. Российский эквивалент — это страховая (в переходной период) и накопительная части обязательной пенсии.

Третий уровень —  негосударственная пожизненная  пенсия по выслуге лет (Occupation Pension Scheme). Ее особенность — стимулирование государством работодателей в деле производства пенсионных схем путем  предоставления существенных налоговых льгот. Негосударственные пенсии позволяют работнику получать в старости до 70% от своей последней заработной платы. Работник, получающий такую пенсию, теряет право на государственную пенсию второго уровня. В России подобными функциями наделена система негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения.

Пенсионные взносы обычно формируются как за счет работодателей, так и за счет самого работника. В  промышленности отношение выплат работодателя и работника относится в среднем  как 3:1, в финансовой сфере работодатель, как правило, пенсионные взносы полностью обеспечивает сам. Основа формирования базовой государственной пенсии — подоходный налог; государственной пенсии по выслуге лет — налог на фонд заработной платы, включаемый в себестоимость продукции.

Для стимулирования развития корпоративных пенсионных программ используется система налоговых  льгот:

• на взносы самого работника  не начисляется подоходный налог. Льгота действует, если все текущие отчисления работника (включая и добровольные пенсионные схемы) не превышают 15% от текущего заработка;

• на взносы работодателя не начисляется налог на прибыль. Льгота действует, если размер корпоративной  пенсии по данной пенсионной программе  не будет превышать 82 200 фунтов в  год на одного человека;

• инвестиционный доход пенсионных схем освобожден от уплаты всех налогов.

Для получения налоговых  льгот необходимо одобрение налоговой  службы.

Надзорные функции за системой негосударственного пенсионного  обеспечения возложены на Управление по регулированию профессиональных пенсий (OPRA) — независимый орган, отчитывающийся перед парламентом, службу консультаций по профессиональным пенсионным системам (OPAS) — саморегулируемую организацию, предоставляющую частным лицам информацию по пенсионным вопросам — и налоговую службу, что связано с предоставлением фондам значительных налоговых льгот. Пенсионные фонды и схемы функционируют, не получая каких-либо лицензий, управление банковским счетом, ведение финансовой отчетности, проведение аудита и хранение учетной информации (по меньшей мере в течение 6 лет) возлагается на попечительский совет пенсионного фонда. Если фонд инвестирует активы в ценные бумаги, то попечители обязаны назначить профессионального управляющего фондом. Контроль за деятельностью управляющих осуществляется Организацией по регулированию управления инвестициями (IMRO). Защита прав индивидуальных участников (физических лиц) возложена на Управление личных инвестиций (PIA). Защита от банкротств осуществляется Советом по пенсионным компенсациям (РСВ).

Закон о пенсиях предписывает, как следует оценивать обязательства и активы пенсионных схем. Каждый год актуарий должен подписывать справку, что внесенных в схему взносов достаточно для соблюдения минимальных требований по финансированию в течение по меньшей мере 5 лет. Если такую справку выдать невозможно, требуется пересмотреть ставку взносов или произвести полный актуарный расчет. Попечители на основе актуарного расчета составляют график взносов (заверенный актуарием) и предоставляют его работодателю. В случае если работодатель не вносит взносов, достаточных для соблюдения минимальных требований по финансированию, он будет виновен в преступлении и может быть оштрафован. OPRA может дисквалифицировать попечителя, наложить на него штраф или возбудить уголовное дело.

В западных странах понятие  пенсионного плана вводится на законодательном  уровне, и именно это понятие является основным в регулировании, учете  и в актуарном оценивании. В  этом, пожалуй, и состоит основное отличие западного подхода от современного российского: в российском законодательстве и нормативных актах нет понятия пенсионного плана или аналогичных ему.

Пенсионные  планы с установленными взносами заключаются в обязательствах компании по уплате определенных взносов в пенсионный фонд, независимо от последующих выплат пенсионного вознаграждения. При этом компания не несет ответственности ни за размер, ни за продолжительность пенсионных выплат, которые будут производиться после выхода работника на пенсию. Сумма пенсионных выплат после окончания трудовой деятельности работника определяется суммой взносов компании, а также суммой взносов самого работника, если они имели место, в пенсионный фонд и суммой доходов на вложенные средства в данный фонд за все время их свободного использования самим фондом. Аналогичный подход применяется к государственному пенсионному обеспечению и в России.

Пенсионные планы с установленными выплатами широко распространены в американской практике. Примером может быть компания General Motors, создавшая собственный пенсионный фонд. Если деятельность фонда будет неудовлетворительной, то компания возьмет на себя покрытие любых убытков фонда. В мировой практике известны случаи, когда несколько компаний объединяются для формирования пенсионного плана с установленными выплатами и несут солидарную ответственность за результативность созданной пенсионной программы. В российской практике также известны случаи создания собственных пенсионных фондов, к примеру, компанией «Газпром» создан НПФ «Газфонд», также данный вид пенсионного плана пользуется «РЖД».

 

    1. Проблемы и перспективы реформирования пенсионного обеспечения в России

Информация о работе Реформирование пенсионного обеспечения в России