Региональные бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...............................3
1. Сущность и роль региональных финансов
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции...5
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии
региона..................................................................................................................8
2.Региональные бюджеты .
2.1. Понятие региональных бюджетов............................................................10
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов...........................................13
2.3. Проблемы взаимоотношения региональных и местных бюджетов......19
2.4 Анализ финансовых ресурсов Вологодской области..............................26
Заключение........................................................................................................35
Список использованной литературы.............................................................

Файлы: 1 файл

Региональные финансы.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...............................3

1. Сущность и роль региональных  финансов

1.1. Понятие региональных  финансов, их особенности, состав  и функции...5

1.2. Роль региональных  финансов в социально-экономическом  развитии

региона..................................................................................................................8

2. Региональные бюджеты.

2.1. Понятие региональных  бюджетов............................................................10

2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов...........................................13

2.3. Проблемы взаимоотношения  региональных и местных бюджетов......19

2.4 Анализ финансовых ресурсов  Вологодской области..............................26

Заключение........................................................................................................35

Список использованной литературы..............................................................37

    ВВЕДЕНИЕ.

Проводимый  в 1990-е годы курс на децентрализацию  хозяйствования и

управления, перераспределение  полномочий между центром, субъектами Федерации

и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической  науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического

развития, а  также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. Причем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику, автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т. д.).

Актуальность  решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально -экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой

политики. В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования  статей доходов и расходов региональных бюджетов.

Объект работы - субъект Российской Федерации (область, край, республика,

автономная  область или округ) с входящими  в его состав муниципальными

образованиями. Предметом работы являются финансовые ресурсы региона.

Во второй части  работы представлен анализ финансовых ресурсов Вологодской области.

1. Сущность и  роль региональных финансов.

1.1. Понятие региональных  финансов, их особенности, состав  и функции.

Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к

определенной  территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются           и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между  всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.

В соответствии с общими подходами, используемыми для определения региональных финансов, ими  можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения. Финансы региона — это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы. Вместе с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются

теми же характеристиками, что и для финансовой системы  страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном — региональном или местном — уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.  [9, 333 с.]

Финансовые  ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:

- ресурсы бюджетов  всех уровней (используются для  текущего финансирования

экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов

развития соответствующих  территорий);

- ресурсы субъектов  хозяйствования (используются для  финансирования оборотных

средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся  в

собственности соответствующих субъектов хозяйствования);

-   ресурсы внебюджетных фондов;

-   кредитные  ресурсы коммерческих  банков  и прочих финансовых структур

(используются  для срочного и возвратного  финансирования оборотных средств  и капиталовложений);

-   дотации,  субвенции и другие поступления  из вышестоящих бюджетов для

покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).

Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.

Основная особенность  финансов региона заключается в  том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система                             и  централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к

категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических  и

физических  лиц, естественно, не находятся в  прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования.

Таким образом, поскольку в конечном счете все  подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами — улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.

Сущность и  роль региональной финансовой системы  в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

1.     Контрольная функция проявляется  лишь в процессах использования

хозяйствующими субъектами государственных средств.

2.     Мобилизационная функция обеспечивает  поступление средств для нужд

региона. В результате в руках региональных органов  власти сосредотачиваются

большие ресурсы, расходование которых может существенно  повлиять на развитие

общества.

3.     Распределительная функция связана  с перемещением доходов от

производителей  в иные сферы хозяйства.

Таким образом, финансы региона представляют собой  систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.

1.2. Роль региональных  финансов в социально-экономическом  развитии региона.

В условиях отказа от планово-директивных методов управления (в том числе и на территориальном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала хозяйствования финансовые инструменты становятся основным рычагом воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль региональных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко повышается. Являясь прежде всего инструментом проведения региональной социально- экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход. [9, 337 с.]

Региональные  финансы, являясь инструментом государственной  социальной

политики, также  должны обеспечивать через территориальные бюджеты

финансирование  части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения.

Региональные  финансы играют важную роль в выравнивании уровней социально-экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов, нацеленное  на сглаживание существенных межрегиональных  различий, также осуществляется через финансовую систему региона.

Региональные  финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион  дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.

2. Региональные  бюджеты.

2.1. Понятие региональных  бюджетов.

Центральным звеном региональных финансов являются территориальные  бюджеты. Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, которое произошло за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона.

Региональный  бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджеты субъектов  Российской Федерации и бюджеты  территориальных

государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов  Российской Федерации.

В области регулирования  бюджетных правоотношений к ведению субъектов

Российской  Федерации относятся:

1.     установление порядка составления  и рассмотрения проектов

региональных  бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;

2.     составление и рассмотрение проектов  региональных бюджетов и

консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение  и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3.     распределение доходов от региональных  налогов и сборов,

иных доходов  субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;

4.     определение порядка направления в региональный бюджет

доходов от использования  собственности субъекта Федерации, доходов от

налогов, сборов и иных доходов регионального  бюджета;

Информация о работе Региональные бюджеты