Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 16:23, курсовая работа
Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...............................3
1. Сущность и роль региональных финансов
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции...5
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии
региона..................................................................................................................8
2.Региональные бюджеты .
2.1. Понятие региональных бюджетов............................................................10
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов...........................................13
2.3. Проблемы взаимоотношения региональных и местных бюджетов......19
2.4 Анализ финансовых ресурсов Вологодской области..............................26
Заключение........................................................................................................35
Список использованной литературы.............................................................
бюджете Рязанской области был установлен в размере 1,21 млрд. руб.
Некоторые регионы пытаются найти другие подходы в системе межбюджетных
отношений рассматриваемого уровня. Так, в Свердловской области законом
утверждена система нормативов минимальной бюджетной обеспеченности для
определения расходов областного бюджета и бюджетов муниципальных
образований. В этих нормативах учтены социальные нормы жилья, нормы
потребления электроэнергии и газа (в пределах которых предоставляются льготы
по оплате), социальные нормы обеспеченности населения услугами учреждений
культуры и искусства, образования и здравоохранения, реабилитационных
центров, центров социальной помощи на дому, а также минимальные нормы
бюджетной обеспеченности по расходам на содержание органов муниципального
образования, строительства и архитектуры, охраны окружающей среды и т. д. В
дальнейшем все эти нормы и нормативы индексируются в соответствии с
прогнозируемыми темпами инфляции и состоянием доходов бюджета области.
Исходя из этого определяются пути и конкретные размеры межбюджетных
отношений в данном регионе.
Есть еще один важнейший аспект проблемы: практика региональной финансовой
политики показывает невозможность эффективно управлять финансами региона,
делая ставку в основном лишь на поиск более рационального механизма их
распределения и использования. Основная задача в области стабилизации
региональных финансов — постоянно осуществлять меры, обеспечивающие
улучшение финансового положения производителей и растущую наполняемость
бюджетов на основе поддержки и развития производства, наращивания инвестиций
и создания новых рабочих мест.
Только выработка эффективных стимулов в этом направлении, прежде всего на
уровне регионов и муниципальных образований, делает реальной задачу
преодоления тенденций депрессивности и отсталости в социально-экономическом
развитии территорий,
создаст предпосылки для
бюджетного выравнивания, перехода территорий на путь самообеспеченности и
самодостаточности — как в общеэкономическом, так и в социальном аспектах.
2.4. Анализ финансовых ресурсов Вологодской области.
Для характеристики финансового положения региона может быть использован
обширный круг показателей. Важнейшее значение имеют показатели
функционирования общественных финансов, среди которых ключевая роль
принадлежит показателям бюджетной системы региона.
Становление бюджетной системы области в условиях рыночного хозяйствования
сопровождалось немалыми трудностями. В настоящее время многие из них,
благодаря реализации Программы развития бюджетного федерализма, изменениям в
Налоговом и Бюджетном кодексах, преодолеваются. Более того, Вологодская
область, пройдя достаточно серьезный отбор, продолжает являться участником
крупномасштабного проекта по реформированию системы управления региональными
общественными финансами, проводимого Министерством финансов РФ и
Международным банком реконструкции и развития.
В области прочно утвердилась практика организации работы по разработке
проекта областного бюджета и его утверждения Законодательным Собранием
области до начала очередного финансового года. В результате реализации целой
системы мер из платежей в бюджет исключены денежные суррогаты. В областном
бюджете консолидированы внебюджетные фонды: территориальный дорожный фонд,
государственный экологический фонд, региональный продовольственный фонд.
Систематически осуществляется анализ кредиторской и дебиторской задолженности
областного и муниципальных бюджетов, целевых бюджетных фондов. Ведется
активная работа по переходу на казначейскую систему исполнения бюджетов.
Заметным шагом по пути оптимизации бюджетных расходов явилось внедрение
тендерных процедур закупок товаров, работ и услуг для нужд бюджетной сферы.
Проводится анализ долговой нагрузки, включающий расчет остатка задолженности
и графика платежей. [7, 84 с.]
Все эти меры
оказывают положительное
консолидированного бюджета региона, а также другие стороны функционирования.
Доказательством этого служат данные табл.2.1.
Но вместе с тем остается еще не мало проблем, которые предстоит преодолеть
для улучшения общего состояния и повышения эффективности функционирования как
бюджетной системы в целом, так и ее отдельных звеньев.
Для выявления этих проблем была использована методика пересчета динамики
бюджетных показателей в сопоставимые цены. В качестве их были избраны цены
2002 г.
В табл. 2.2 представлены соответствующие расчеты по доходной части
консолидированного бюджета области. Они позволяют выделить целый ряд
аспектов, которые требуют усиленного внимания в ходе реализации
стратегических задач.
Динамика и структура доходной части консолидированного бюджета Вологодской
области в 1999 - 2003 годах (цены соответствующих лет)
Наименование доходов |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. | |||||
млн. руб. |
% к итогу |
млн. руб. |
% к итогу |
млн. руб. |
% к итогу |
млн. руб. |
% к итогу |
млн. руб. |
% к итогу | |
Налоговые доходы |
6 021,4 |
67,4 |
9218,2 |
84,5 |
7 719,8 |
72,1 |
9120,3 |
69,8 |
13 548,9 |
78,3 |
В том числе налоги: - на прибыль предприятий |
3153,8 |
35,3 |
5 023,6 |
46,1 |
3 361,0 |
31,4 |
3 410,4 |
26,1 |
5 794,3 |
33,5 |
- на доходы физических лиц |
893,7 |
10,0 |
1 585,8 |
14,5 |
2 630,9 |
24,6 |
3 503,2 |
26,8 |
4 284,5 |
24,8 |
- акцизы |
157,5 |
1,8 |
225,0 |
2,1 |
303,3 |
2,8 |
408,6 |
3,1 |
740,1 |
4,3 |
- на добавленную стоимость |
579,2 |
6,5 |
970,7 |
8,9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- на имущество предприятий |
473,4 |
5,3 |
466,8 |
4,3 |
658,9 |
6,2 |
742,0 |
5,7 |
795,7 |
4,6 |
- платежи за пользование природными ресурсами |
156,6 |
1,8 |
192,4 |
1,8 |
233,1 |
2,2 |
471,6 |
3,6 |
759,8 |
4,4 |
Неналоговые доходы |
1 048,9 |
11,7 |
230,1 |
2,1 |
544,8 |
5,1 |
685,3 |
5,2 |
565,1 |
3,3 |
Финансовая помощь из федерального бюджета |
200,9 |
2,2 |
43,5 |
0,4 |
505,5 |
4,7 |
1483,9 |
11,4 |
1 281,9 |
7,4 |
Целевые бюджетные фонды |
1 055,6 |
11,8 |
1 248,2 |
11,4 |
1 825,7 |
17,0 |
1 277,4 |
9,8 |
1 428,1 |
8,3 |
Прочие доходы |
606,8 |
6,8 |
167,0 |
1,5 |
113,8 |
1,1 |
495,9 |
3,8 |
476,6 |
2,8 |
Всего доходов |
8 933,5 |
100,0 |
10 907,0 |
100,0 |
10 709,5 |
100,0 |
13 062,8 |
100,0 |
17 300,6 |
100,0 |
1. Несмотря на рост номинальных абсолютных показателей, сопоставимый объем
доходной части консолидированного бюджета области в 2000 — 2002гг. сокращался
(по итогам 2002 г. по отношению к 1999 г. доходы составили 84,4%).
2. Количество
источников формирования
являются отчисления от двух федеральных налогов — налога на прибыль
предприятий и налога на доходы физических лиц. Их доля в совокупном объеме
доходов постоянно возрастает (в 1999 г. она составляла 45%, по итогам 2002 г.
— 53%, в оценке исполнения в 2003 г. — 67%)
Динамика основных составляющих доходной части консолидированного бюджета
Вологодской области в 1999-2003 годах (цены 2002 года)
Наименование доходов |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. | ||||
млн. руб. |
млн. руб. |
в % к 1999 г. |
млн. руб. |
в % к 1999 г. |
млн. руб. |
в % к 1999 г. |
млн. руб. |
в % к 1999 г. | |
Налоговые доходы |
10435,7 |
12615,1 |
120,9 |
9540,5 |
91,4 |
9120,3 |
87,4 |
13548,9 |
129,8 |
В том числе налоги: - на прибыль предприятий |
5465,9 |
6874,8 |
125,8 |
4153,7 |
76,0 |
3410,4 |
62,4 |
5794,3 |
106,0 |
- на доходы физических лиц |
1548,9 |
2170,2 |
140,1 |
3251,4 |
209,9 |
3503,2 |
226,2 |
4284,5 |
276,6 |
- акцизы |
273,0 |
307,9 |
112,8 |
374,8 |
137,3 |
408,6 |
149,7 |
740,1 |
271,1 |
- на добавленную стоимость |
1003,8 |
1328,4 |
132,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- на имущество предприятий |
820,5 |
638,8 |
77,9 |
814,3 |
99,2 |
742,0 |
90,4 |
795,7 |
97,0 |
- платежи за пользование природными ресурсами |
271,4 |
263,2 |
97,0 |
288,1 |
106,1 |
471,6 |
173,8 |
759,8 |
280,0 |
Неналоговые доходы |
1817,8 |
314,9 |
17,3 |
673,3 |
37,0 |
685,3 |
37,7 |
565,1 |
31,1 |
Финансовая помощь из федерального бюджета |
348,2 |
59,6 |
17,1 |
624,7 |
179,4 |
1483,9 |
426,2 |
1281,9 |
368,2 |
Целевые бюджетные фонды |
1829,5 |
1708,2 |
93,4 |
2256,2 |
123,3 |
1277,4 |
69,8 |
1428,1 |
78,1 |
Прочие доходы |
1051,6 |
228,5 |
21,7 |
140,6 |
13,4 |
495,9 |
47,2 |
476,6 |
45,3 |
Всего доходов |
15482,8 |
14926,2 |
96,4 |
13235,3 |
85,5 |
13062,8 |
84,4 |
17300,6 |
111,7 |
3. Сохраняется
потребность в финансовой
2002 г. доля
федеральных средств
обстоятельство отчасти явилось результатом ряда изменений в бюджетной и
налоговой политике федерального центра, которые были необходимы после кризиса
1998 г. и имели своей целью централизацию наиболее надежных доходных
источников в федеральном бюджете. Вместе с тем отметим, что доля
регионального бюджета в совокупном объеме налогов и сборов, поступающих в
бюджетную систему с территории региона (табл. 2.3), остается достаточно
стабильной, намечается тенденция к ее увеличению.
Распределение налогов, собираемых на территории Вологодской области, между
уровнями бюджетной системы (в %)
Уровень бюджета |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
Федеральный бюджет |
20,8 |
18,5 |
34,9 |
35,0 |
39,3 |
30,15 |
Бюджет региона |
79,2 |
81,55 |
65,1 |
65,0 |
60,7 |
69,9 |
Внутренние условия функционирования территориального бюджета области в
настоящее время имеют другие особенности, носящие негативную окраску.
Во-первых, существует большая зависимость доходной части консолидированного
бюджета от ограниченного
числа крупных
В 1999 г. доля платежей от пяти крупнейших предприятий в налоговых доходах
бюджета территории составляла 54,2%, по итогам 2002 г. - порядка 60%. Это
создает определенные препятствия для нормального функционирования системы
общественных финансов региона в силу тех или иных изменений конъюнктуры рынка
Во-вторых, в
области имеется большое