Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:07, курсовая работа
Потребление материальных и трудовых ресурсов в процессе воспроизводства обуславливается движением денежных средств, образованием доходов и расходов субъектов хозяйствования. Их взаимодействие по поводу создания и использования фондов денежных средств приобретает форму финансовых отношений. Обращение денежных средств обеспечивает финансовая система страны, включающая государственные финансы, финансы предприятий, организаций, страхование, кредитование.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Сущность и роль региональных финансов……………………………...6
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции……………………………………………………………………………6
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии……………………………………………………………………………9
2. Характеристика региональных финансов……………………….……..10
2.1 Формирование и использование региональных финансов…………..10
2.2 Описание региональных финансов……………………………………11
3. Региональные бюджеты…………………...…………………………….15
3.1 Понятие региональных бюджетов………….…………………………15
3.2 Доходы и расходы региональных бюджетов…………………………17
3.3 Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов...22
Заключение………………………………………………..………………..24
Список используемой литературы……………………..…………………26
Приложение………………………………………………………………...28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность и роль региональных финансов……………………………...6
1.1 Понятие региональных
финансов, их особенности, состав
и функции………………………………………………………
1.2 Роль региональных финансов
в социально-экономическом
2. Характеристика региональных финансов……………………….……..10
2.1 Формирование и использование региональных финансов…………..10
2.2 Описание региональных
3. Региональные бюджеты…………………...
3.1 Понятие региональных бюджетов………….…………………………15
3.2 Доходы и расходы
региональных бюджетов………………………
3.3 Проблемы взаимоотношений
региональных и местных
Заключение………………………………………………..
Список используемой литературы……………………..…………………26
Приложение……………………………………………………
Введение
Проводимый в 90-е годы курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. Причем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику, автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т. д.).
Бюджетное законодательство как часть финансового законодательства - это совокупность актов, определяющих бюджетное устройство государства, его субъектов, местного самоуправления, регулирующих отношения по поводу распределения бюджетных средств между бюджетами разного уровня, их расходования, а также актов, устанавливающих порядок формирования и исполнения бюджетов, осуществления финансового контроля, формирования внебюджетных фондов и ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Определяющее влияние на бюджетное законодательство оказывают нормы конституционного, административного и гражданского права. В соответствии с Конституцией России бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из актов различного уровня - как федерального, так и регионального. Имеются также правовые акты местного самоуправления. В этих условиях систематизация законодательства имеет важное значение.
Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.
В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов региональных бюджетов.
Объект работы - субъект Российской Федерации (область, край, республика, автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями. Предметом работы являются финансовые ресурсы региона.
Потребление материальных и трудовых
ресурсов в процессе воспроизводства
обуславливается движением
Государственные финансы как совокупность денежных средств необходимы для выполнения государством организаторско-хозяйственных функций. В структуре государственных финансов выделяются федеральные финансы, финансы субъектов РФ, местные финансы. Они включают бюджеты разных уровней управления, внебюджетные фонды, финансы госпредприятий, государственный кредит.
Наличие финансовых ресурсов для обеспечения
различных потребностей образует государственные
доходы, а их использование на те
же цели - государственные расходы.
Основная часть доходов и расходов
государства в течение
Эффективность социально-экономического
развития страны в огромной степени
зависит от правильного планирования
территориальных бюджетов. Это тем
более справедливо в условиях
федерального Российского государства.
Составление территориальных
Потребность в финансовых ресурсах территориальных бюджетов определяется затратами на развитие производства, реализацию социально-культурных программ и обеспечение других региональных нужд.
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции
Все финансовые потоки, циркулирующие
в экономике, всегда привязаны к
определенной территории, поскольку
они отражают результаты взаимодействия
конкретных институциональных единиц,
расположенных в той или иной
точке пространства. На территории
региона осуществляется множество
финансовых операций, производящихся
между региональными
домашние хозяйства получают
свои доходы, из которых они уплачивают
налоги, делают покупки и сбережения,
предприятия производят и реализуют
продукцию, финансовые посредники предоставляют
финансовые услуги домашним хозяйствам
и предприятиям, региональные власти
формируют региональный бюджет и
расходуют его на общерегиональные
нужды и т.д. С другой стороны,
в регионе имеются и финансовые
потоки межрегиональных и
Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.
В соответствии с общими подходами, используемыми для определения региональных финансов, ими можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения. Финансы региона — это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы.
Вместе с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном — региональном или местном — уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.
Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:
- ресурсы бюджетов всех
уровней (используются для
- ресурсы субъектов
- ресурсы внебюджетных фондов;
- кредитные ресурсы
- дотации, субвенции и
другие поступления из
Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации);
муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов.
Первые две подсистемы
традиционно относятся к
Таким образом, поскольку
в конечном счете все подсистемы
финансов региона находятся на одной
и той же территории и исходят
из интересов одних и тех же
жителей региона, такое разделение,
естественное для условий многоукладного
рыночного хозяйства, не должно препятствовать
консолидированному участию этих подсистем
в решении местных социально-
Сущность и роль региональной
финансовой системы в жизни общества
проявляется через функции: мобилизационную,
распределительную и
1. Контрольная функция
проявляется лишь в процессах
использования хозяйствующими
2. Мобилизационная функция
обеспечивает поступление
3. Распределительная функция
связана с перемещением
1.2 Роль региональных
финансов в социально-
В условиях отказа от планово-директивных методов управления (в том числе и на территориальном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала хозяйствования финансовые инструменты становятся основным рычагом воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль региональных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко повышается.
Являясь прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход.
Региональные финансы, являясь инструментом государственной социальной политики, также должны обеспечивать через территориальные бюджеты финансирование части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения.