Региональные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Потребление материальных и трудовых ресурсов в процессе воспроизводства обуславливается движением денежных средств, образованием доходов и расходов субъектов хозяйствования. Их взаимодействие по поводу создания и использования фондов денежных средств приобретает форму финансовых отношений. Обращение денежных средств обеспечивает финансовая система страны, включающая государственные финансы, финансы предприятий, организаций, страхование, кредитование.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1. Сущность и роль региональных финансов……………………………...6
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции……………………………………………………………………………6
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии……………………………………………………………………………9
2. Характеристика региональных финансов……………………….……..10
2.1 Формирование и использование региональных финансов…………..10
2.2 Описание региональных финансов……………………………………11
3. Региональные бюджеты…………………...…………………………….15
3.1 Понятие региональных бюджетов………….…………………………15
3.2 Доходы и расходы региональных бюджетов…………………………17
3.3 Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов...22
Заключение………………………………………………..………………..24
Список используемой литературы……………………..…………………26
Приложение………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая финансы инт.docx

— 125.28 Кб (Скачать файл)

Налоговый кодекс РФ к собственным  региональным налогам и сборам относит: налог на имущество, организаций, налог  на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также региональные лицензионные сборы.

 При введении в действие  налога на недвижимость на  данной территории прекращают  свое действие, налог на имущество  организаций, налог на имущество  физических лиц и земельный  налог. 

Одновременно Федеральным  бюджетом на 2002 г. установлено, что в  региональные бюджеты зачисляется  часть поступлений от таких федеральных  налогов, как налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налог  на добавленную стоимость на товары (работы и услуги),

производимые на территории Российской Федерации; от акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья, водку  и ликероводочные изделия, от налога на покупку иностранных денежных знаков, от лицензионных и регистрационных сборов, а также платежей за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами и от некоторых других налогов. Эти налоговые поступления считаются регулирующими; доля в них бюджетов соответствующего уровня подвергается периодическим пересмотрам.

В соответствии с положениями  «Программы развития бюджетного федерализма  в Российской Федерации» к 2005 г. в  региональные бюджеты должно зачисляться 20% общего объема поступлений налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, 50%акцизов на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия, 100% прочих акцизов, 50% налогов  на доходы физических лиц, 61% налога на прибыль предприятий, 100% транспортного  налога, 40% налога с продаж, 80% налога на игорный бизнес, 50% экологических  платежей.

К неналоговым доходам  регионального бюджета относятся:

1. средства, получаемые от  продажи регионального имущества;

2. средства, получаемые в  виде арендной либо иной платы  за сдачу во временное владение  и пользование или во временное  пользование имущества, находящегося  в собственности региона;

3. средства, получаемые в  виде процентов по остаткам  бюджетных средств на счетах  в кредитных организациях;

4. средства, получаемые от  передачи имущества, находящегося  в региональной собственности,  под залог, в доверительное  управление;

5. плата за пользование  бюджетными средствами, предоставленными  другим бюджетам, иностранным государствам  или юридическим лицам на возвратной  и платной основах;

6. доходы в виде прибыли,  приходящейся на доли в уставных  капиталах хозяйственных товариществ  и обществ, или дивидендов по  акциям, принадлежащим субъектам  Федерации;

7. часть прибыли региональных  унитарных предприятий, остающаяся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей;

8. другие предусмотренные  законодательством Российской Федерации  доходы от использования имущества,  находящегося в региональной  собственности;

9. доходы от платных  услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  органов государственной власти  субъектов Федерации.

В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные  перечисления от физических и юридических  лиц, международных организаций  и правительств иностранных государств. [10, 160 с.]

В бюджеты могут также  зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными  расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями  в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей  доходов, происшедшими после утверждения  бюджета и не учтенными законом  о бюджете.

Иные неналоговые доходы поступают в региональные бюджеты  в порядке и по нормативам, которые  установлены федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций  и субсидий либо иной безвозвратной  и безвозмездной передачи средств  подлежит учету в доходах регионального  бюджета, который является получателем  этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом  регионального бюджета. С позиции  управления целесообразно использовать классификацию доходов на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и  сборов, регулярно взимаемых в  пользу субъекта Федерации, значительная часть поступлений от услуг региональных служб, арендная плата от использования  имущества, рентные платежи за пользование  недрами и природными ресурсами и др. К непостоянным средствам региона относятся заемные средства, доходы от продажи имущества и др.

Расходы бюджета. Согласно Бюджетному кодексу следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно  из бюджетов субъектов Федерации:

1. обеспечение функционирования  органов представительной и исполнительной  власти субъектов Федерации;

2. обслуживание и погашение  государственного долга субъектов  Федерации;

3. проведение выборов  и референдумов в субъектах  Федерации;

4. обеспечение реализации  региональных целевых программ;

5. формирование государственной  собственности субъектов Федерации;

6. осуществление международных  и внешнеэкономических связей  субъектов Федерации;

7. содержание и развитие  предприятий, учреждений и организаций,  находящихся в ведении органов  государственной власти субъектов  Федерации;

8. обеспечение деятельности  средств массовой информации  субъектов Федерации;

9. оказание финансовой  помощи местным бюджетам;

10. обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный  уровень;

11. компенсация дополнительных  расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной  власти субъектов Федерации, приводящих  к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению  юджетных доходов  местных бюджетов;

12. прочие расходы, связанные  с осуществлением полномочий  субъектов Федерации.

Совместно за счет средств  федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации  и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства,автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; обеспечение социальной защиты населения; обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений; обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение деятельности средств массовой информации; прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. [10, 166 с.]

Распределение и закрепление  между бюджетами разных уровней  вышеуказанных расходов производятся по согласованию федеральных органов  власти и органов власти субъектов  Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта.

Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Федерации. Бюджетные  расходы в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы  и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов  регионального управления, бюджетных  учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики  в форме дотаций, субсидий и субвенций  на текущее функционирование, а также  другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Текущие расходы регионального  бюджета не могут превышать объем  доходов регионального бюджета.

Субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации  предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер (расходов по федеральным целевым  программам, капитальным расходам, расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и др. целевых расходов).

 

3.3 Проблемы взаимоотношений  региональных и местных бюджетов

 

В процессе составления и  исполнения бюджетов между ними возникает  система взаимоотношений в виде определенных потоков финансовых средств. Это касается и сферы взаимодействия местных бюджетов и бюджетов субъектов  Федерации.

В соответствии с Федеральным  законом «О финансовых основах местного самоуправления» межбюджетные отношения  местных бюджетов с вышестоящими должны строиться на принципах: взаимной ответственности; применения для всех муниципальных образований единой методологии оценки их финансовых потребностей, учитывающей их индивидуальные особенности; выравнивания доходов муниципальных  образований; максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков; компенсации местным бюджетам уменьшения их доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых  органами государственной власти регионального и федерального уровня; повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов, открытости и гласности межбюджетных отношений.

К средствам межбюджетного  регулирования, затрагивающим формирование местных бюджетов, относятся: нормативы  отчислений от регулирующих доходов; дотации  и субвенции; средства, выделенные из фонда финансовой поддержки; средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.

 

Заключение

 

Региональные финансы  являются неотъемлемой частью финансовой системы Российской Федерации, и  в последние годы их роль значительно  возрастает. Но, однако, нужно отметить, что еще не сложилась универсальная  модель системы управления региональными  финансами. Остаются не решенными многие проблемы региональных бюджетов, основным из них являются:

1.ограниченность источников  формирования доходов бюджета  (основная часть налоговых доходов  складывается за счет отчислений  от федеральных налогов — налога  на прибыль предприятий и налога  на доходы физических лиц);

 

2. зависимость от поступлений  из федерального бюджета ;

 

3. зависимость от числа  крупных налогоплательщиков в  регионе ;

 

4. увеличивается финансовая  помощь муниципальным образованиям  в структуре расходов областного  бюджета ;

 

5. велика доля государственного  долга в собственных доходах  бюджета;

 

6. несбалансированность  консолидированного бюджета;

 

7. несовершенство бюджетного  планирования .

 

Но также и наблюдаются  положительные тенденции, оказывающие  благоприятное влияние на динамику и структуру бюджета.

К ним относят: совершенствование  нормативно-правовой базы организации  бюджетного процесса; создание системы  мониторинга региональных финансов, целью которой является обеспечение прозрачности региональной финансовой политики; внедрение передовых методов управления государственными и муниципальными финансами; принятие мер по реструктуризации кредиторской задолженности и оптимизации бюджетных расходов; формирование объективного и прозрачного механизма распределения финансовой помощи муниципальным образованиям; совершенствование государственной политики в сфере управления государственным имуществом, с этой целью проведена полная инвентаризация объектов государственной собственности Вологодской области, построена система учета этих объектов.

Основными целями Правительства  субъектов РФ в области реформирования системы управления региональными  финансами являются: достижение стабилизации бюджетной системы региона, максимальной мобилизации финансовых ресурсов для  обеспечения дальнейшего социального  развития региона, повышение качества предоставляемых населению бюджетных  услуг и уровня жизни населения  региона, создание благоприятных условий  для экономического развития региона  и привлечения инвестиций, получение  положительных оценок проводимой органами государственной власти региона  бюджетной политики со стороны налогоплательщиков и населения.

Информация о работе Региональные налоги