Региональные налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Потребление материальных и трудовых ресурсов в процессе воспроизводства обуславливается движением денежных средств, образованием доходов и расходов субъектов хозяйствования. Их взаимодействие по поводу создания и использования фондов денежных средств приобретает форму финансовых отношений. Обращение денежных средств обеспечивает финансовая система страны, включающая государственные финансы, финансы предприятий, организаций, страхование, кредитование.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1. Сущность и роль региональных финансов……………………………...6
1.1 Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции……………………………………………………………………………6
1.2 Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии……………………………………………………………………………9
2. Характеристика региональных финансов……………………….……..10
2.1 Формирование и использование региональных финансов…………..10
2.2 Описание региональных финансов……………………………………11
3. Региональные бюджеты…………………...…………………………….15
3.1 Понятие региональных бюджетов………….…………………………15
3.2 Доходы и расходы региональных бюджетов…………………………17
3.3 Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов...22
Заключение………………………………………………..………………..24
Список используемой литературы……………………..…………………26
Приложение………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая финансы инт.docx

— 125.28 Кб (Скачать файл)

 

  1. Характеристика региональных финансов

 

2.1 Пути формирования  и использования региональных  финансов

 

Формирование и использование  региональных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, “Бюджетным кодексом Российской федерации”, а также другим федеральным  и региональным законодательством.

В процессе управления региональными  финансами можно выделить несколько  функций. На первоначальном этапе на основе данных финансового анализа  проводится финансовое планирование. Одновременно в соответствии с действующим  бюджетным процессом осуществляется работа по формированию бюджета. Также  для эффективного управления финансами  необходимы контрольно-ревизионные  органы, занимающиеся проверкой расходования бюджетных средств соответствующими бюджетными органами, а также достоверность  и точность данных, предоставляемых  органами финансового планирования.

Финансовое планирование является одной из важнейших функций управления финансами.

Подготовку и согласование финансовых планов осуществляют исполнительные органы власти на основе приоритетов, установленных  представительным органом власти субъекта Федерации. Приоритеты определяются на основе анализа текущего состояния  и перспектив развития региона.

Разработку финансового плана  целесообразно проводить параллельно  с бюджетом, так как это позволяет  своевременно учитывать и согласовывать  возникающие корректировки.

Непосредственно утверждение бюджета  осуществляет законодательный орган  субъекта Федерации, представляющий интересы населения.

 

2.2. Описание региональных  финансов

 

Финансовая система страны в  целом занимается образованием, распределением и использованием денежных средств. Но для осуществления этих задач  государственные финансовые учреждения должны вступать в определенные финансовые отношения, касаются ли они отношений  с налогоплательщиками, лицами, получающими  пенсии, пособия по безработице и  другие виды социальной помощи, либо отношений  с предприятиями и корпорациями, финансово-валютных отношений с  иностранными государствами. Совокупность отношений, возникающих по поводу формирования целевых денежных фондов, называется финансовыми отношениями. Именно они  лежат в основе существующей финансовой системы. Политика же, проводимая этой системой, получила название финансовой политики.

Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства  являются региональные финансы. Региональные финансы — это система экономических  отношений, посредством которой  распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое  и социальное развитие территории.

Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется  через функции: мобилизационную, распределительную  и контрольную.

Контрольная функция проявляется  лишь в процессах использования  хозяйствующими субъектами государственных  средств.

Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках  региональных органов власти сосредотачиваются  большие ресурсы, расходование которых  может существенно повлиять на развитие общества.

Распределительная функция связана  с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства. В России на сегодняшний день действует трехуровневая бюджетная система (федеральный, региональный и местный бюджеты).

Главным звеном региональной финансовой системы является бюджет годовой  финансовый план расходов региона и  источников их покрытия. Сбалансированный региональный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам.

Доходы регионального бюджета  формируются за счет закрепленных и  регулирующих источников доходов. Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик  в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные налоги. Под воздействием производительных сил, а также региональных особенностей часть хозяйственных связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются  масштабы и особенности местных  рынков, местной администрации, местных  финансов. Региональные органы заинтересованы в закрепленных источниках доходов. Закрепленные средства принадлежат  субъекту бюджетного права, то есть полностью  или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий  бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Они позволяют шире проявлять  хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет, оказывать  экономическое влияние на предприятия. Постоянно увеличивающиеся расходы  региональных бюджетов при недостаточном  росте объема закрепленных доходов  вызвали необходимость наделения  средствами этих бюджетов. Это осуществляется, главным образом, за счет регулирующих источников, то есть средств, поступивших  из источников вышестоящих бюджетов. Последние охватывают широкую группу налогов, субсидий, специальных фондов (например, подоходный налог с населения - до 80 %, прибыль предприятий - 30 %), акцизы. НДС - 9.09 - 20 %).

Нужно отметить, что значительная часть федерального и регионального  бюджетов формируется за счет налоговых  поступлений. Налоги — обязательные платежи предприятий и отдельных лиц в государственный или местный бюджеты. Более половины налоговых поступлений концентрируется в федеральном бюджете. Это происходит за счет высокой доли централизации косвенных налогов (около 80 %). Прямые же налоги концентрируются на региональном уровне - это подоходный налог с физических лиц (13 %), налог на прибыль предприятий (28 %), платежи за пользование природными ресурсами, налог на имущество (2 % от среднегодовой стоимости имущества) и т. д.

Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных  финансов. Доходы честных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных налогов. Кроме них собираются иные налоги, административные сборы и местные  налоговые лицензии, (местный налог  на милицию — 1 % от минимальной зарплаты). Между федеральными, региональными  и местными бюджетами должны быть согласованы функции по разделению сборов. Необходимо, чтобы границы  налогообложения были законодательно подтверждены, чтобы местные власти не злоупотребляли правом вводить дополнительные налоги.

Расходы региональных бюджетов предполагает обеспечение затрат на социальные нужды (не менее 50 % всех расходов), на поддержание  общественного порядка (примерно 20 %), затраты на дотации предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. В зависимости от ориентации регионального регулирования  структура расходной части может  меняться. Так, скажем, увеличение числа  поселений, особенно в новых районах  освоения, осуществление мероприятий  по развитию жилищно-коммунального  хозяйства и улучшение благоустройства  населенных мест влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание  расходов связано как с новым  строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, увеличение ассигнований на охрану окружающей среды (мониторинг), развитие рыночной инфраструктуры и  т. д.

Важным звеном финансовой системы  региона являются и финансовые ресурсы  предприятий. Главным источником формирования средств предприятий является прибыль, которая образуется в результате их производственной деятельности. Значительный объем финансовых ресурсов предприятий  направляется на содержание под ведомственных  им объектов жилищно-коммунального  и культурно-бытового назначения. Кроме  того, предприятия выделяют материальные, финансовые и трудовые ресурсы на общегородские мероприятия, поскольку  региональные органы власти не всегда располагают для этого необходимыми ресурсами (реконструкция городских  коммуникаций, долевое участие в  строительстве и т. д.).

Особое финансовое звено образуют специальные региональные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность. Главная цель создания таких фондов - концентрация средств предприятий  на финансирование обще-региональных мероприятий. Такие фонды создаются  на основании решений региональных представительских органов. В соответствии с их решением исполнительные органы открывают в банках специальные  счета для хранения средств, поступающих  в фонды. Для управления фондом создается  коллегиальный орган, состоящий  из представителей региональных органов  власти и заинтересованных предприятий  и организаций. Коллегиальный орган  принимает решение об использовании  средств фонда. Доходы фонда складываются из добровольных взносов и пожертвований  граждан, предприятий, организаций; доходов  от местных аукционов, денежно-вещевых  лотерей, ярмарок.

 

                                          3. Региональные бюджеты

 

3.1 Понятие региональных  бюджетов

 

Важнейшим элементом финансового  управления является бюджет.

Центральным звеном региональных финансов являются территориальные  бюджеты. Повышение их доли в консолидированном  бюджете Российской Федерации, которое  произошло за время реформ, свидетельствует  о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое  развитие региона.

Региональный бюджет —  форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов  Российской Федерации.

В области регулирования  бюджетных правоотношений к ведению  субъектов Российской Федерации  относятся:

1. установление порядка  составления и рассмотрения проектов  региональных бюджетов, их утверждения  и исполнения, осуществления контроля  за их исполнением и утверждения  отчетов об исполнении, составление  отчета об исполнении консолидированного  бюджета субъекта Федерации;

2. составление и рассмотрение  проектов региональных бюджетов  и консолидированных бюджетов  субъектов Федерации, их утверждение  и исполнение, осуществление контроля  за их исполнением и утверждение  отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. распределение доходов  от региональных налогов и  сборов, иных доходов субъектов  Федерации между региональным  бюджетом и местными бюджетами;

4. определение порядка  направления в региональный бюджет  доходов от использования собственности  субъекта Федерации, доходов от  налогов, сборов и иных доходов  регионального бюджета;

5. разграничение полномочий  по осуществлению расходов между  региональным и местными бюджетами  в соответствии с федеральным  законодательством;

6. установление совместно  с федеральными органами власти  порядка и условий предоставления  финансовой помощи региональным  бюджетам;

7. определение порядка  и условий предоставления финансовой  помощи и бюджетных ссуд из  регионального бюджета местным  бюджетам;

8. предоставление финансовой  помощи и бюджетных ссуд из  регионального бюджета местным  бюджетам;

9. установление порядка  и условий предоставления бюджетных  кредитов;

10. определение перечня  и порядка осуществления государственных  внутренних заимствований субъектов  Федерации;

11. осуществление государственных  внутренних и внешних заимствований  субъекта Федерации и управление  государственным долгом субъекта  Федерации.

К бюджету развития (инвестиционному  бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование  региональной экономики (в т.ч. расходы  на проведение строительных работ и  приобретение материального имущества) и инвестиционные отчисления третьим  лицам, а также отчисления федерации  и субъектов федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также  особые операции по финансированию, напр., получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды и изъятия из этих фондов. Подобная структура, несмотря на определенную степень условности, позволяет четко определять и корректировать деятельность по основным направлениям развития

 

3.2 Доходы и  расходы региональных бюджетов

 

Доходы бюджета. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Налоговые доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений.

Информация о работе Региональные налоги