Региональный бюджет Карачаево-Черкесской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование доходов и расходов регионального бюджета Карачаево-Черкесской республики.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
выявить экономическую сущность региональных бюджетов;
изучить особенности формирования и исполнения региональных бюджетов;
провести анализ бюджетных показателей регионального бюджета Карачаево-Черкесской республики;

Файлы: 1 файл

12312241.docx

— 74.64 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Региональные бюджеты являются центральным звеном бюджетной системы РФ. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

Бюджеты субъектов РФ играют важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства региона.

Посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивает возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Исторический опыт формирования доходов и расходов региональных бюджетов в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о разнообразии моделей формирования, обусловленном поиском оптимального взаимодействия между бюджетами разных уровней, обеспечения финансовой самостоятельности каждого субъекта власти в едином государстве.

Бюджет субъекта РФ является инструментом государственного регулирования экономических отношений на территории, отдельно взятого региона. В последние годы в значительной степени возрастает роль и значение региональных органов власти в развитии регионов, социальном обеспечении населения, решении хозяйственных вопросов на территориальном уровне.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую и социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, социальной сферы, сельского хозяйства, строительства, охраны окружающей среды и других направлений.. Поэтому на сегодняшний день, особенно в условиях кризиса, рассмотрение проблемы формирования и использования финансовых средств бюджета региона является весьма актуальным.

Государство посредством регулирования бюджетов субъектов РФ стремится к выравниванию уровней социального и экономического развития территорий. Структура бюджета отражает специфику экономики территории, а также приоритеты государственной политики.

В настоящее время существует необходимость совершенствования механизма формирования доходной и расходной частей региональных бюджетов, повышения уровня собственных доходов регионов и эффективности расходования бюджетных средств.

Исходя из вышеизложенного, следует сказать, что данная тема весьма актуальна в современных условиях и требует всестороннего изучения.

Целью данной курсовой работы является исследование доходов и расходов регионального бюджета Карачаево-Черкесской республики.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить экономическую сущность региональных бюджетов;
  • изучить особенности формирования и исполнения региональных бюджетов;
  • провести анализ бюджетных показателей регионального бюджета Карачаево-Черкесской республики;
  • разработать пути совершенствования регионального бюджета Карачаево-Черкесской республики.

Объектом исследования данной работы являются доходы и расходы регионального бюджета. Предмет исследования – анализ доходов и расходов регионального бюджета КЧР.

В проведении данного анализа были использованы следующие методы: горизонтальный и вертикальный анализ; сравнительный анализ.

Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы и 6 подразделов в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список использованной литературы. В первой главе описывается экономическая сущность регионального бюджета, его роль и место в бюджетной системе РФ, рассматривается формирование и исполнения бюджета региона. Во второй главе представлен структурный анализ показателей, характеризующих доходы и расходы регионального бюджета Карачаево-Черкесской республики за 2012-2014 гг., подробно характеризируются все виды налоговых и неналоговых бюджетных доходов, а так же финансовой помощи из вышестоящего бюджета, рассматриваются основные направления использования денежных средств бюджета.

Теоретической и методологической базой исследования явились Законы РФ, Бюджетный Кодекс РФ, нормативно-правовые акты, периодические издания, учебные пособия и интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 

 

    1. Экономическая сущность региональных бюджетов

 

Бюджетная система является центральным звеном бюджетного устройства государства. Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы России [1]: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Современная бюджетная система РФ является трехуровневой: федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ и местные бюджеты. Выделение бюджетов субъектов РФ в качестве самостоятельного среднего звена в системе бюджетных отношений потребовало их четкого определения.

Статья 15 БК РФ определяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Федерации [1].

Однако такое понимание бюджета не отражает в полной мере его экономическое содержание.

Так, по мнению академика Международной академии информатизации А.М. Година [14], «бюджет субъекта Федерации – это система экономических отношений, посредством которой осуществляется распределение и перераспределение национального дохода для выполнения органами власти субъекта Федерации своих функций, связанных с экономическим и социальным развитием региона».

По мнению кандидата экономических наук Л. Ф. Курченко [9], бюджет субъекта является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственных органов власти и управления соответствующего бюджета.

Кандидат экономических наук А.С. Нешитой дает следующее определение бюджету субъекта РФ: бюджет субъекта РФ является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ [16].

Поляк Г.Б. пишет, что бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства [11].

Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетная система региона - система, при которой образование и распределение денежных средств осуществляется в соответствии с задачами и функциями субъектов РФ.

В последние годы роль региональных бюджетов возрастает, расширяется сфера их применения в связи с расширением прав региональных и местных органов власти в соответствии с законодательством РФ.

Региональные бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации.

Грицюк Т.В – кандидат экономических наук – считает, что сущность регионального бюджета заключается в распределении и перераспределении средств по отраслям и территориям, что позволяет формировать рациональную структуру региональной экономики, усиливать ее социальную направленность, обеспечивать единый уровень социальной защищенности граждан определенной территории [21].

По мнению Т. Г. Морозовой [20], экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции:

  • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти;
  • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств, для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется [20].

При характеристике роли региональных бюджетов нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны (инфляция и нестабильная финансовая система) не позволяют им в полной мере выполнять свое предназначение. [16]. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит.

Значение региональных бюджетов в социально-экономическом развитии может возрастать при наделении соответствующими полномочиями органов власти регионов по формированию и исполнению их бюджетов.

Как экономическая категория, бюджет выражает свою сущность через функции, посредством которых реализуется его общественное назначение. В научной литературе нет единого мнения о количестве функций бюджета. Однако среди прочих авторы чаще всего выделяют три основные: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование государственных финансов и их распределение (использование) [7]. Ее содержание характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства [19].

Суть регулирующей функции заключается в том, что с помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления [14].

Контрольная функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств [14]. Ее значение заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики [8].

Благодаря этой функции бюджета можно судить о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. При этом выявляются слабые места в экономике страны, и Правительство РФ имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики.

Таким образом, контрольная функция бюджета позволяет контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс [8].

Помимо трех вышеперечисленных, в экономической литературе встречаются и другие функции бюджета. Например, Годин А.М. выделяет также фискальную функцию, которая предполагает обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.[14]

Фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, т.к. фискальная политика государства направлена на обеспечение прироста доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг [19].

Парыгина В.А. считает [19], что бюджету присущи также общетеоретическая, аналитическая и критическая функции.

Общетеоретическая функция бюджета заключается в его назначении способствовать развитию экономической (финансовой) и юридической науки, науки об обществе, о государстве и об экономике вообще.

Аналитическая и контрольная функции бюджета состоят в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами.

Значение критической функции бюджета заключается в выявлении в процессе бюджетных отношений недостатков действующего законодательства и пробелов позитивного права в сфере бюджетной деятельности, в установлении несоответствий правовых норм реалиям экономической деятельности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом. Поэтому в широком смысле эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего законодательства [8].

Информация о работе Региональный бюджет Карачаево-Черкесской республики