Региональный бюджет Карачаево-Черкесской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование доходов и расходов регионального бюджета Карачаево-Черкесской республики.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
выявить экономическую сущность региональных бюджетов;
изучить особенности формирования и исполнения региональных бюджетов;
провести анализ бюджетных показателей регионального бюджета Карачаево-Черкесской республики;

Файлы: 1 файл

12312241.docx

— 74.64 Кб (Скачать файл)

Важно заметить, что первоочередным критерием для нормирования расходов региональных бюджетов должно стать исполнение действующих законодательных актов.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

    1. Анализ показателей доходов бюджета КЧР

 

Доходы республиканского бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.[1]

Основную часть доходов региона составляют собственные средства (налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в республиканский бюджет в соответствии с законодательством РФ и законами КЧР, а также доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений за исключением субвенций [23])

Проанализируем структуру доходов Карачаево – Черкесской республики за период 2012-2014 гг. на основании данных закона о бюджете республики (Табл. 2.1). Данные по 2014 году возьмем из Закона КЧР «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2014 год», так как пока нет отчета об исполнении бюджета за 2014 год [2,3,4].

Таблица 2.1 – Структура доходов регионального бюджета КЧР в 2012-2014 гг. 1

Источники дохода

2012 г.

2013 г.

2014 г.

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

Налоговые и неналоговые

3857

20,2

4407

23,7

5420

38,8

Безвозмездные поступления

15216

79,8

14194

76,3

8535

61,2

Итого

19073

100

18601

100

13955

100





Анализ структуры доходов бюджета КЧР в 2012-2014 гг. показывает, что в исследуемом периоде основой формирования доходной базы являются безвозмездные поступления. Но при этом доля их за анализируемый период не возросла, а снизилась с 15216 до 8535 тыс. руб., удельный вес которых уменьшился с 79,8 до 61,2%. Тогда как доля налоговых и неналоговых доходов увеличилась с 3857 до 5420 тыс. руб. (с 20,2 до 38,8%). Общий объем доходов в рассматриваемый период снижается.

Произведем детальный анализ состава и структуры налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией (Табл. 2.2)[2,3,4].

Таблица 2.2 – Состав и структура налоговых и неналоговых доходов бюджета КЧР за 2012-2014 гг.2

Источники дохода

2012 г.

2013 г.

2014 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Налоги на прибыль, доходы

2259,7

58,6

2 647,2

60,1

3 453,9

63,7

Налоги на товары, реализуемые на территории РФ

937,3

24,3

973,0

22,1

1 056,1

19,5

Налоги на совокупный доход

212,9

5,5

214,0

4,9

234,3

4,3

Налоги на имущество

321,9

8,4

405,8

9,2

414,5

7,7

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

37,1

1,0

42,7

1,0

45,5

0,8

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

0,4

0,01

0,03

0,001

-

-

Государственная пошлина

8,9

0,2

8,5

0,2

9,0

0,2

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

19,0

0,5

24,9

0,6

6,2

0,1

Платежи при пользовании природными ресурсами

19,4

0,5

20,0

0,5

19,4

0,4

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

12,9

0,3

8,2

0,2

-

-

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

5,3

0,1

8,4

0,2

127,7

2,4

Административные платежи и сборы

0,6

0,02

0,5

0,01

0,6

0,01

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

20,4

0,5

53,7

1,2

53,5

1,0

Прочие неналоговые доходы

0,4

0,01

0,4

0,01

-

-

Итого

3856,2

100,0

4 407,3

100,0

5 420,7

100,0


Основная доля всех налоговых и неналоговых поступлений в бюджет региона обеспечивалась налогами на прибыль организаций и налогами на доходы физических лиц. Их удельный вес в 2012 году составил 54,6% к общему доходу налоговых платежей, в 2014 году – 63,7%. Наблюдается тенденция роста доли этих налогов в исследуемый период - с 2259,7 до 3453,9 тыс. руб. Налоги на товары, реализуемые на территории РФ, налоги на совокупный доход и налоги на имущество также составляют весомую долю налоговых и неналоговых поступлений. Также наблюдается тенденция роста (с 937,4 до1056,1 тыс. руб., с 212,9 до 234,3 тыс. руб. и с 321,9 до 414,5 тыс. руб. соответственно). Наименьшую долю составляют задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Если смотреть в целом на показатели, то можно сказать, что наблюдается рост в поступлении налоговых и неналоговых доходов как в целом так и по видам основных налоговых и неналоговых доходов.

Проанализируем структуру финансовой помощи в виде безвозмездных поступлений в 2012-2014 гг. и представим данные в таблице 2.3.[2,3,4]

Из анализа видно, что преобладает такой вид финансовой помощи как дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований. Их доля в 2014 г. увеличилась по сравнению с 2012 г. (с 51,2% до 85,7% к общему доходу от безвозмездных поступлений). Доля субвенций не претерпела значительных изменений и увеличилась в исследуемый период с 5,6% до 12,6% к общему доходу от безвозмездных поступлений. А доля субсидий снизилась в 2014 году (1,7%) по сравнению с 2012 годом (27,8%). В 2012 году доходы от иных межбюджетных трансфертов составили 2256,9 тыс. руб., что составляет 14,8% от общей суммы безвозмездных поступлений. К 2014 году они составили всего лишь 5,8 тыс. руб., что составляет 0,1% от общей суммы. В целом безвозмездные поступления уменьшились.

 

 

 

Таблица 2.3 – Состав и структура безвозмездных поступлений в бюджет КЧР в 2012-2014 гг.3

Источники дохода

2012 г.

2013 г.

2014 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Дотации бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований

7791,7

51,2

6966,3

49,1

7311,5

85,7

Субсидии бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

4229,3

27,8

5559,5

39,2

141,7

1,7

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

849,8

5,6

923,9

6,5

1075,9

12,6

Иные межбюджетные трансферты

2256,9

14,8

735,9

5,2

5,8

0,1

Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы

99,4

0,7

-1,9

-0,01

-

-

Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций

25,8

0,2

26,3

0,2

-

-

Прочие безвозмездные поступления

5,3

0,03

21,3

0,2

-

-

Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет

-41,8

-0,3

-38,3

-0,3

-

-

Итого

15216,4

100,0

14193,0

100,0

8534,9

100,0




 

В результате комплексного анализа состава и структуры доходов регионального бюджета Карачаево – Черкесской республики выявлено, что основной удельный вес в составе бюджета занимают безвозмездные поступления, формируемые в значительной степени засчет дотаций, субсидий и субвенций. Анализ показал низкую степень налоговых и неналоговых поступлений в бюджет региона. Но за анализируемый период их доля постепенно увеличивалась. Среди безвозмездных поступлений преобладают дотации. Доля безвозмездных поступлений в исследуемый период снизилась.

 

    1. Анализ показателей расходов бюджета КЧР

 

Формирование расходов республиканского бюджета осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.[24]

Расходы бюджета, согласно Бюджетному Кодексу РФ, - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.[1]

Рассмотрим состав расходов бюджета Карачаево-Черкесской республики в 2012-2014 гг. на основании данных закона о бюджете (Табл. 2.4) [4,5,6].

Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в 2012 году приходится на социальную политику и национальную экономику (22,6% и 21,8% соответственно). К 2013-2014 гг. этот показатель снижается. Расходы на образование увеличиваются в 2012-2014 гг. с 16,9 до 27,0%. Также значительную долю расходов составляют расходы на здравоохранение, но наблюдается тенденция снижения – с 19,1% до 18,9%. Наименьший удельный вес составляют расходы на национальную оборону (0,1% в 2012г. к 0,4% в 2013-14 гг.), охрану окружающей среды (0,2% в 2012-13 гг. к 0,3% в 2014 г.) и средства массовой информации (0,2% в 2012 г. к 0,4% - к 2014 г.).

В целом расходная часть бюджета региона имеет тенденцию к снижению. Тенденция будет отрицательной, так как с уменьшением расходов будут уменьшаться и доходы бюджета, что неблагоприятно скажется на уровне жизни населения региона.

 

 

Таблица 2.4 – Состав и структура расходов бюджета КЧР за 2012-2014гг.4

Статья расходов

2012 г.

2013 г.

2014 г.

руб.

%

руб.

%

руб.

%

Общегосударственные вопросы

612,9

3,3

632,5

3,4

926,1

6,6

Национальная оборона

9,6

0,1

10,0

0,1

10,1

0,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

45,0

0,2

69,6

0,4

53,8

0,4

Национальная экономика

4096,3

21,8

3942,8

21,2

1812,9

12,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

1282,0

6,8

636,8

3,4

219,9

1,6

Охрана окружающей среды

36,0

0,2

35

0,2

40,2

0,3

Образование

3171,5

16,9

4393,6

23,6

3785,5

27,0

Культура и кинематография

135,9

0,7

148,4

0,8

144,0

1,0

Здравоохранение

3589,2

19,1

3405,2

18,3

2648,7

18,9

Социальная политика

4233,8

22,6

3471,3

18,6

2976,3

21,2

Физическая культура и спорт

267,1

1,4

363

1,9

149,3

1,1

Средства массовой информации

44,3

0,2

49,9

0,3

60,9

0,4

Обслуживание государственного и муниципального долга

93,0

0,5

115,8

0,6

236,1

1,7

Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований общего характера

1134,2

6,0

1342,9

7,2

967,8

6,9

Итого

18750,8

100,0

18 616,8

100,0

14031,6

100,0


 

Сравним доходы и расходы за рассматриваемые периоды времени в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Соотношение доходов и расходов регионального бюджета Карачаево-Черкесской республики за 2012-2014 гг.5

Наименование

2012 г.

2013 г.

2014 г.

в тыс. руб.

Доходы

19073,

18601,5

13955,6

Расходы

18750,9

18616,8

14031,6

Дефицит

-

15,3

76

Профицит

322,1

-

-


 

В анализируемый период результаты соотношения доходов и расходов региона не утешительны. Профицит в 2012 году составляет 322,1 тыс. руб., в 2013-2014 гг. дефицит бюджета составляет 15,3 и 76 тыс. руб. соответственно. Эти данные говорят о том, что правительству региона следует предпринять меры для покрытия дефицита и исправления ошибок. Так как и дефицит, и профицит являются для бюджета неблагоприятным явлением, правительство должно при формировании и исполнении бюджета достичь максимальной сбалансированности.

 

    1. Проекты социально-экономического развития КЧР

 

Карачаево-Черкесия, по мнению аналитиков, сегодня является одним из самых динамично развивающихся и безопасных регионов Северо-Кавказского федерального округа. Одна из стратегических задач – социально-экономическое развитие республики поэтапно решается. Позитивные изменения из года в год наблюдаются практически во всех сферах жизнедеятельности – промышленности, сельском хозяйстве, системе здравоохранения и образования.  В частности, в текущем году власти республики более чем в два раза увеличили расходы на социальное развитие сел – до 207,5 млн рублей. Из федерального бюджета на эти цели привлечено около 192 млн рублей, остальное – из республиканского.

Бюджет республики на 70 % – социально-ориентированный – это один из самых высоких показателей в стране. Главные акценты в своей деятельности власти республики делают на развитие социальной инфраструктуры. Особое внимание уделяется детским садам и школам. По данным республиканского Минобрнауки, до конца 2014 года в эксплуатацию будут сданы 19 дошкольных учреждений на 1930 мест.  Активно строятся в республике и новые общеобразовательные учреждения. 2015 году планируется ввести в строй четыре школы, почти на две тысячи мест, что позволит на 42 % сократить число общеобразовательных учреждений региона, работающих в две смены.

Информация о работе Региональный бюджет Карачаево-Черкесской республики