Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 19:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование доходов и расходов регионального бюджета Карачаево-Черкесской республики.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
выявить экономическую сущность региональных бюджетов;
изучить особенности формирования и исполнения региональных бюджетов;
провести анализ бюджетных показателей регионального бюджета Карачаево-Черкесской республики;
Важно заметить, что первоочередным критерием для нормирования расходов региональных бюджетов должно стать исполнение действующих законодательных актов.
Доходы республиканского бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.[1]
Основную часть доходов региона составляют собственные средства (налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в республиканский бюджет в соответствии с законодательством РФ и законами КЧР, а также доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений за исключением субвенций [23])
Проанализируем структуру доходов Карачаево – Черкесской республики за период 2012-2014 гг. на основании данных закона о бюджете республики (Табл. 2.1). Данные по 2014 году возьмем из Закона КЧР «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2014 год», так как пока нет отчета об исполнении бюджета за 2014 год [2,3,4].
Таблица 2.1 – Структура доходов регионального бюджета КЧР в 2012-2014 гг. 1
Источники дохода |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | |||
тыс. руб. |
в % к итогу |
тыс. руб. |
в % к итогу |
тыс. руб. |
в % к итогу | |
Налоговые и неналоговые |
3857 |
20,2 |
4407 |
23,7 |
5420 |
38,8 |
Безвозмездные поступления |
15216 |
79,8 |
14194 |
76,3 |
8535 |
61,2 |
Итого |
19073 |
100 |
18601 |
100 |
13955 |
100 |
Анализ структуры доходов бюджета КЧР в 2012-2014 гг. показывает, что в исследуемом периоде основой формирования доходной базы являются безвозмездные поступления. Но при этом доля их за анализируемый период не возросла, а снизилась с 15216 до 8535 тыс. руб., удельный вес которых уменьшился с 79,8 до 61,2%. Тогда как доля налоговых и неналоговых доходов увеличилась с 3857 до 5420 тыс. руб. (с 20,2 до 38,8%). Общий объем доходов в рассматриваемый период снижается.
Произведем детальный анализ состава и структуры налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией (Табл. 2.2)[2,3,4].
Таблица 2.2 – Состав и структура налоговых и неналоговых доходов бюджета КЧР за 2012-2014 гг.2
Источники дохода |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Налоги на прибыль, доходы |
2259,7 |
58,6 |
2 647,2 |
60,1 |
3 453,9 |
63,7 |
Налоги на товары, реализуемые на территории РФ |
937,3 |
24,3 |
973,0 |
22,1 |
1 056,1 |
19,5 |
Налоги на совокупный доход |
212,9 |
5,5 |
214,0 |
4,9 |
234,3 |
4,3 |
Налоги на имущество |
321,9 |
8,4 |
405,8 |
9,2 |
414,5 |
7,7 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
37,1 |
1,0 |
42,7 |
1,0 |
45,5 |
0,8 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,4 |
0,01 |
0,03 |
0,001 |
- |
- |
Государственная пошлина |
8,9 |
0,2 |
8,5 |
0,2 |
9,0 |
0,2 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
19,0 |
0,5 |
24,9 |
0,6 |
6,2 |
0,1 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
19,4 |
0,5 |
20,0 |
0,5 |
19,4 |
0,4 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
12,9 |
0,3 |
8,2 |
0,2 |
- |
- |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
5,3 |
0,1 |
8,4 |
0,2 |
127,7 |
2,4 |
Административные платежи и сборы |
0,6 |
0,02 |
0,5 |
0,01 |
0,6 |
0,01 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
20,4 |
0,5 |
53,7 |
1,2 |
53,5 |
1,0 |
Прочие неналоговые доходы |
0,4 |
0,01 |
0,4 |
0,01 |
- |
- |
Итого |
3856,2 |
100,0 |
4 407,3 |
100,0 |
5 420,7 |
100,0 |
Основная доля всех налоговых и неналоговых поступлений в бюджет региона обеспечивалась налогами на прибыль организаций и налогами на доходы физических лиц. Их удельный вес в 2012 году составил 54,6% к общему доходу налоговых платежей, в 2014 году – 63,7%. Наблюдается тенденция роста доли этих налогов в исследуемый период - с 2259,7 до 3453,9 тыс. руб. Налоги на товары, реализуемые на территории РФ, налоги на совокупный доход и налоги на имущество также составляют весомую долю налоговых и неналоговых поступлений. Также наблюдается тенденция роста (с 937,4 до1056,1 тыс. руб., с 212,9 до 234,3 тыс. руб. и с 321,9 до 414,5 тыс. руб. соответственно). Наименьшую долю составляют задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.
Если смотреть в целом на показатели, то можно сказать, что наблюдается рост в поступлении налоговых и неналоговых доходов как в целом так и по видам основных налоговых и неналоговых доходов.
Проанализируем структуру финансовой помощи в виде безвозмездных поступлений в 2012-2014 гг. и представим данные в таблице 2.3.[2,3,4]
Из анализа видно, что преобладает такой вид финансовой помощи как дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований. Их доля в 2014 г. увеличилась по сравнению с 2012 г. (с 51,2% до 85,7% к общему доходу от безвозмездных поступлений). Доля субвенций не претерпела значительных изменений и увеличилась в исследуемый период с 5,6% до 12,6% к общему доходу от безвозмездных поступлений. А доля субсидий снизилась в 2014 году (1,7%) по сравнению с 2012 годом (27,8%). В 2012 году доходы от иных межбюджетных трансфертов составили 2256,9 тыс. руб., что составляет 14,8% от общей суммы безвозмездных поступлений. К 2014 году они составили всего лишь 5,8 тыс. руб., что составляет 0,1% от общей суммы. В целом безвозмездные поступления уменьшились.
Таблица 2.3 – Состав и структура безвозмездных поступлений в бюджет КЧР в 2012-2014 гг.3
Источники дохода |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
7791,7 |
51,2 |
6966,3 |
49,1 |
7311,5 |
85,7 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) |
4229,3 |
27,8 |
5559,5 |
39,2 |
141,7 |
1,7 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
849,8 |
5,6 |
923,9 |
6,5 |
1075,9 |
12,6 |
Иные межбюджетные трансферты |
2256,9 |
14,8 |
735,9 |
5,2 |
5,8 |
0,1 |
Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы |
99,4 |
0,7 |
-1,9 |
-0,01 |
- |
- |
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций |
25,8 |
0,2 |
26,3 |
0,2 |
- |
- |
Прочие безвозмездные поступления |
5,3 |
0,03 |
21,3 |
0,2 |
- |
- |
Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет |
-41,8 |
-0,3 |
-38,3 |
-0,3 |
- |
- |
Итого |
15216,4 |
100,0 |
14193,0 |
100,0 |
8534,9 |
100,0 |
В результате комплексного анализа состава и структуры доходов регионального бюджета Карачаево – Черкесской республики выявлено, что основной удельный вес в составе бюджета занимают безвозмездные поступления, формируемые в значительной степени засчет дотаций, субсидий и субвенций. Анализ показал низкую степень налоговых и неналоговых поступлений в бюджет региона. Но за анализируемый период их доля постепенно увеличивалась. Среди безвозмездных поступлений преобладают дотации. Доля безвозмездных поступлений в исследуемый период снизилась.
Формирование расходов республиканского бюджета осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.[24]
Расходы бюджета, согласно Бюджетному Кодексу РФ, - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.[1]
Рассмотрим состав расходов бюджета Карачаево-Черкесской республики в 2012-2014 гг. на основании данных закона о бюджете (Табл. 2.4) [4,5,6].
Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в 2012 году приходится на социальную политику и национальную экономику (22,6% и 21,8% соответственно). К 2013-2014 гг. этот показатель снижается. Расходы на образование увеличиваются в 2012-2014 гг. с 16,9 до 27,0%. Также значительную долю расходов составляют расходы на здравоохранение, но наблюдается тенденция снижения – с 19,1% до 18,9%. Наименьший удельный вес составляют расходы на национальную оборону (0,1% в 2012г. к 0,4% в 2013-14 гг.), охрану окружающей среды (0,2% в 2012-13 гг. к 0,3% в 2014 г.) и средства массовой информации (0,2% в 2012 г. к 0,4% - к 2014 г.).
В целом расходная часть бюджета региона имеет тенденцию к снижению. Тенденция будет отрицательной, так как с уменьшением расходов будут уменьшаться и доходы бюджета, что неблагоприятно скажется на уровне жизни населения региона.
Таблица 2.4 – Состав и структура расходов бюджета КЧР за 2012-2014гг.4
Статья расходов |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. | |||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% | |
Общегосударственные вопросы |
612,9 |
3,3 |
632,5 |
3,4 |
926,1 |
6,6 |
Национальная оборона |
9,6 |
0,1 |
10,0 |
0,1 |
10,1 |
0,1 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
45,0 |
0,2 |
69,6 |
0,4 |
53,8 |
0,4 |
Национальная экономика |
4096,3 |
21,8 |
3942,8 |
21,2 |
1812,9 |
12,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1282,0 |
6,8 |
636,8 |
3,4 |
219,9 |
1,6 |
Охрана окружающей среды |
36,0 |
0,2 |
35 |
0,2 |
40,2 |
0,3 |
Образование |
3171,5 |
16,9 |
4393,6 |
23,6 |
3785,5 |
27,0 |
Культура и кинематография |
135,9 |
0,7 |
148,4 |
0,8 |
144,0 |
1,0 |
Здравоохранение |
3589,2 |
19,1 |
3405,2 |
18,3 |
2648,7 |
18,9 |
Социальная политика |
4233,8 |
22,6 |
3471,3 |
18,6 |
2976,3 |
21,2 |
Физическая культура и спорт |
267,1 |
1,4 |
363 |
1,9 |
149,3 |
1,1 |
Средства массовой информации |
44,3 |
0,2 |
49,9 |
0,3 |
60,9 |
0,4 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
93,0 |
0,5 |
115,8 |
0,6 |
236,1 |
1,7 |
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований общего характера |
1134,2 |
6,0 |
1342,9 |
7,2 |
967,8 |
6,9 |
Итого |
18750,8 |
100,0 |
18 616,8 |
100,0 |
14031,6 |
100,0 |
Сравним доходы и расходы за рассматриваемые периоды времени в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Соотношение доходов и расходов регионального бюджета Карачаево-Черкесской республики за 2012-2014 гг.5
Наименование |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
в тыс. руб. | |||
Доходы |
19073, |
18601,5 |
13955,6 |
Расходы |
18750,9 |
18616,8 |
14031,6 |
Дефицит |
- |
15,3 |
76 |
Профицит |
322,1 |
- |
- |
В анализируемый период результаты соотношения доходов и расходов региона не утешительны. Профицит в 2012 году составляет 322,1 тыс. руб., в 2013-2014 гг. дефицит бюджета составляет 15,3 и 76 тыс. руб. соответственно. Эти данные говорят о том, что правительству региона следует предпринять меры для покрытия дефицита и исправления ошибок. Так как и дефицит, и профицит являются для бюджета неблагоприятным явлением, правительство должно при формировании и исполнении бюджета достичь максимальной сбалансированности.
Карачаево-Черкесия, по мнению аналитиков, сегодня является одним из самых динамично развивающихся и безопасных регионов Северо-Кавказского федерального округа. Одна из стратегических задач – социально-экономическое развитие республики поэтапно решается. Позитивные изменения из года в год наблюдаются практически во всех сферах жизнедеятельности – промышленности, сельском хозяйстве, системе здравоохранения и образования. В частности, в текущем году власти республики более чем в два раза увеличили расходы на социальное развитие сел – до 207,5 млн рублей. Из федерального бюджета на эти цели привлечено около 192 млн рублей, остальное – из республиканского.
Бюджет республики на 70 % – социально-ориентированный – это один из самых высоких показателей в стране. Главные акценты в своей деятельности власти республики делают на развитие социальной инфраструктуры. Особое внимание уделяется детским садам и школам. По данным республиканского Минобрнауки, до конца 2014 года в эксплуатацию будут сданы 19 дошкольных учреждений на 1930 мест. Активно строятся в республике и новые общеобразовательные учреждения. 2015 году планируется ввести в строй четыре школы, почти на две тысячи мест, что позволит на 42 % сократить число общеобразовательных учреждений региона, работающих в две смены.
Информация о работе Региональный бюджет Карачаево-Черкесской республики