Регулирующая роль бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:33, реферат

Описание работы

Через расходы, бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Целью данной работы является анализ расходов бюджета, как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики; выявление наиболее важных моментов в планировании расходов Федерального бюджета, анализ изменений в составе и структуре расходов в связи с экономическими изменениями, проводимыми в России.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ФИНАНСЫ.docx

— 38.23 Кб (Скачать файл)

Введение

 

    Центральное место в  финансовой системе любого государства  занимает бюджет. Регулирующая роль  бюджета проявляется через соответствующие  группы отношений – доходы  и расходы бюджета. Расходы  бюджета, будучи компонентом общей  финансовой категории бюджета  - представляют собой затраты,  возникающие в связи с выполнением  государством своих функций. Эти  затраты выражают экономические  отношения, на основе которых  происходит процесс использования  средств централизованного фонда  денежных средств государства  по различным направлениям. Бюджетные  расходы - это форма перераспределения  имеющихся в распоряжении государства  финансовых ресурсов в целях  максимально возможного удовлетворения  потребностей, обеспечивающих осуществление  процесса государственного и  муниципального управления. Основное  назначение расходов - обеспечение  выполнение органами государственной  власти и местного самоуправления  возложенных на них функций  и задач. 

  Через расходы, бюджет выступает  важным инструментом регулирования  и стимулирования экономики и  инвестиций, повышения эффективности  производства.

  Целью данной работы является  анализ расходов бюджета, как  одного из инструментов воздействия  государства на различные отрасли  экономики; выявление наиболее  важных моментов в планировании  расходов Федерального бюджета,  анализ изменений в составе  и структуре расходов в связи  с экономическими изменениями,  проводимыми в России.

 

 

 

 

          

 

 

               1.  Экономическое содержание расходов бюджета.

  Расходы бюджета, как установлено редакцией  Бюджетного кодекса РФ, это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств являющихся в соответствии  с БКРФ[1] источниками финансирования дефицита бюджета .В более широком смысле – это система денежных отношений , связанная с экономико-правовым регулированием процесса перераспределения денежных средств ,необходимых для выполнения расходных обязательств органов власти всех уровней.

  Расходы бюджетов (или государственные расходы), за исключением расходов на погашение и обслуживание внешнего долга ,поступают на внутренний рынок и воздействуют на расширение совокупного спроса

  Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с перераспределением фонда бюджетных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Бюджетные расходы идут на такие  основные статьи, как национальная оборона и содержание государственного аппарата; финансирование хозяйства; финансовое обеспечение социальной инфраструктуры (здравоохранение, социальное обеспечение, просвещение, наука и т.д.); выплата  процентов по государственному долгу.

   Можно сделать вывод, что основное назначение расходов бюджета проявляется в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления в ходе их деятельности по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве и т. п.

   На величину и структуру расходов бюджетов оказывают влияние: объем валового внутреннего продукта как основного источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов; особенности исторического развития государства (например, в периоды военных действий возникает объективная необходимость в наращивании объема бюджетных ресурсов, направляемых на военные цели); социально-экономические задачи (например, проводимая в Российской Федерации судебная реформа обусловливает рост бюджетных расходов на судебную власть в связи с увеличением численности судей, расширением состава судебных участков, повышением должностных окладов судей и работников аппарата судов и др.); функции, выполняемые органами государственной власти и местного самоуправления.

  Расходы государственного бюджета тесно связаны с доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам.         С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих доходов, причем последние, в свою очередь, определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала.

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функции государства  и местного самоуправления.

 Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели  — организации производственной  и непроизводственной сферы, являющиеся  получателями или распорядителями  бюджетных средств. Таким образом,  расходы бюджета носят транзитный  характер. В бюджете только определяются  размеры бюджетных расходов по  статьям затрат, а непосредственные  расходы осуществляют бюджетополучатели.  Кроме того, за счет расходов  бюджета происходит перераспределение  бюджетных средств по уровням  бюджетной системы через дотации,  субвенции, субсидии и бюджетные  ссуды. Расходы бюджета носят  в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные  кредиты и бюджетные ссуды.  Следует помнить, что расходы  бюджета осуществляются за счёт  денег налогоплательщиков, и, следовательно,  государство взяло на себя  ответственность перед ними за  выполнение функциональных обязательств.

Каждый вид расходов имеет качественную (назначение) и количественную (величина) характеристики. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов:

-Природой и функциями государства

-Уровнем социально-экономического  развития страны

-Административно-территориальным  устройством государства

-Формами предоставления бюджетных  средств и т.п.

   Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

     В зависимости от  экономического содержания расходы  подразделяются на капитальные  и текущие.

  Текущие расходы  связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

  Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

  Указанное деление расходов  бюджетов позволяло реализовывать   так называемое золотое правило:  текущие расходы не могут превышать  объема доходов соответствующих  бюджетов .Это правило установлено  во многих странах, оно действовало  и в России ,побуждая тем самым  властные органы «жить по средствам». Однако введенная с 2005 года  новая бюджетная классификация   РФ кардинально изменила экономическую  группировку расходов бюджетов, сделала технически невозможным  подразделение расходов бюджетов  на текущие и капитальные. Самое  важное- кардинально меняется методология формирования расходов бюджета , в основе которой будут находится новые формы расходных обязательств и бюджетный ассигнований , что обеспечит переориентацию управления бюджетным процессом на достижение социально-значимых результатов.

    В новой редакции Бюджетного кодекса РФ[2] в части регулирования бюджетного процесса отменены соответствующие статьи ,посвященные текущим и капитальным расходам .С одной стороны, такое решение представляется рискованным, а с другой- его следует оценивать в комплексе внесенных изменений , где предусмотрены дополнительные меры  по регулированию дефицита бюджета , государственного и муниципального долга.[3]

    Таким образом, под  расходами бюджетов следует понимать  сложную систему перераспределения  включаемых в доходы бюджетов  денежных средств, в процессе  функционирования которой такие  доходы направляются на финансовое  обеспечение деятельности государства  и (или) муниципальных образований.  Иными словами, расходы бюджета  являются комплексом отношений,  способов и приемов, благодаря  которым средства из бюджетов  поступают по своему назначению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       2.Формирования расходов бюджета

   Бюджетный кодекс РФ в целях обеспечения единства подходов на различных уровнях (на всех уровнях) бюджетной системы определяет, что формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется на основании единой методологии, нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг. Данные нормы и нормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных  услуг.

Формирование расходов осуществляется в соответствии с заявленными  Президентом РФ и Правительством РФ приоритетами, содержащимися в  Бюджетном послании и основных направлениях финансово-бюджетной политики.

  Основой для определения объема расходов бюджета соответствующего уровня является прогнозируемый объем мобилизации доходов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

  Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

Предоставление бюджетных средств  осуществляется в следующих формах :

- ассигнований на содержание  бюджетных учреждений;

- средств на оплату товаров,  работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами  по государственным или муниципальным  контрактам;

- трансфертов населению, включающих  в себя:

- ассигнований на реализацию  органами местного самоуправления  обязательных выплат населению,  установленных законодательством  РФ, законодательством субъектов  РФ, правовыми актами представительных  органов местного самоуправления;

- ассигнований на осуществление  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

- ассигнований на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых  органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов; 

- бюджетных кредитов юридическим  лицам (в том числе налоговых  кредитов, отсрочек и рассрочек  по уплате налогов и платежей  и других обязательств);

- бюджетных ссуд, дотаций, субвенций  и субсидий бюджетам других  уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

- субвенций и субсидий физическим  и юридическим лицам; 

- инвестиций в уставные капиталы  действующих или вновь создаваемых  юридических лиц; 

- кредитов иностранным государствам;

- средств на обслуживание и  погашение долговых обязательств, в том числе государственных  или муниципальных гарантий.

  В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.

  Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 процента утвержденных расходов федерального бюджета.

  Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении бюджетов субъектов РФ на очередной финансовый год.

   Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

  Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

  Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления ежеквартально информируют орган законодательной (представительной) власти, представительный орган местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда.

  Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание фонда Президента РФ в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета.

Информация о работе Регулирующая роль бюджета