Регулирующая роль бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:33, реферат

Описание работы

Через расходы, бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Целью данной работы является анализ расходов бюджета, как одного из инструментов воздействия государства на различные отрасли экономики; выявление наиболее важных моментов в планировании расходов Федерального бюджета, анализ изменений в составе и структуре расходов в связи с экономическими изменениями, проводимыми в России.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ФИНАНСЫ.docx

— 38.23 Кб (Скачать файл)

  Средства резервного фонда Президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ.

  Расходование средств резервного фонда Президента РФ осуществляется на основании письменного распоряжения Президента РФ.

  Расходование средств резервного фонда Президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение своей деятельности не допускается.

  Если принимается федеральный закон, либо другой правовой акт, предусматривающий введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе передачу необходимых финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

  При определении источников финансирования новых видов расходов бюджетов исключается увеличение дефицитов бюджетов.

   Финансирование новых видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет.

  В соответствии со статьёй 65 БКРФ  :

 « Формирование расходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации  осуществляется в соответствии  с расходными обязательствами,  обусловленными установленным законодательством  Российской Федерации разграничением  полномочий федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления, исполнение  которых согласно законодательству  Российской Федерации, международным  и иным договорам и соглашениям  должно происходить в очередном  финансовом году за счет средств  соответствующих бюджетов».

  Необходимость усиления аналитической и активной направленности прогнозов предопределил выбор следующих принципов прогнозирования:

-комплексность, выражающаяся в  полноте охвата основных элементов  хозяйства региона в процессе  прогнозирования, а также предвидения  последствий рекомендуемой стратегии  социально-экономического развития  региона;

-системность, предопределяющая, с  одной стороны, необходимость  рассмотрения хозяйства региона  как части экономики страны, а  с другой - как системы, состоящей  из сложной совокупности взаимосвязанных  объектов основного производства, производственной и социальной  инфраструктуры;

-альтернативность, соблюдение которой  повышает надежность рекомендаций  по выбору перспективной структурной  и инвестиционной политики, а  также при обосновании концепции  межрегиональных и внешнеэкономических  связей;

-многовариантность как в постановке  целей и задач, так и выборе  путей и сроков достижения  поставленных целей, а также  ранжирование параметров перспективного  развития региона в зависимости  от темпов развития трансакционной  экономики, развития частного  сектора и методов бюджетного  регулирования перспективных процессов;

-иерархичности потребностей и  возможности их достижения в  зависимости от природно-ресурсных,  социальных, экономических, материальных  и финансовых ресурсов, а также  формирования рыночного механизма  хозяйствования;

-сочетание генетического (сложившихся  тенденций и возможных ресурсов) и нормативного подходов при  выработке методики разработки  прогнозов, обоснования концепции  регулирования территориального  развития и увеличения доходной  части бюджета региона в условиях  рынка, изменения налоговой политики;

-соотнесение объекта прогноза  и имеющейся информации, выражающееся  в надежности и достоверности  рекомендуемых предложений, например  по совершенствованию территориальной  структуры и системы расселения  региона, а также основных направлений  сферы обслуживания региона;

-преемственность в процессе  анализа, прогноза, выбора методов  регулирования территориального  развития и финансового обеспечения,  отобранных вариантов развития;

-сопоставимость показателей в  процессе анализа и прогноза  социально-экономического развития  региона, особенно в сравнительных  аналитических и прогнозных таблицах  и формах;

-агрегирование (укрупнение) показателей  по мере увеличения прогнозного  периода, перехода от частного  к общему (от отраслевых к макроэкономическим  показателям), а также в процессе  ранжирования целей, задач, проблем  и путей их решения в связи  с выбором стратегии рыночной  экономики;

-конкретность полученных результатов,  однозначность и ясность в  принятии решения, а также при  выборе наилучшего варианта из  множества возможных и обоснованных  этапов достижения намеченной  цели в долгосрочном периоде.

        

 

 

                          3.Структура и состав расходов бюджета.

  Расходы бюджета- это экономические отношения , по поводу распределения денежных средств по отраслевому , территориальному и целевому признакам.

  Структура расходов бюджета – это удельный вес каждого вида расходов в их общей сумме.

    В условиях перехода  на рыночные отношения структура  расходов федерального бюджета  претерпевает существенные изменения  – резко сокращаются бюджетные  ассигнования на народное хозяйство,  прежде всего на централизованные  капитальные вложения .В связи  с претворением в жизнь программы  приватизации  и преобразованием  значительной части государственных  предприятий в акционерные общества  расширенное производство все  в больших масштабах осуществляется  за счет собственных средств  и ресурсов, мобилизуемых на финансовых  рынках. В тоже время финансирование  отдельных видов экономической  деятельности , связанных с развитием  высокотехнологического сектора  экономики ,государственных инвестиционных  программ, государственного сектора  экономики, в целом продолжает  сохранять свое важное значение

  Основное место в структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Раздел социальная политика имеет  немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем  объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице №2 этот показатель наращивает свой потенциал, спрогнозировано, что в 2008 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 270,86 млрд. руб., к 2009 году эта сумма увеличится на 71,81 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел «Межбюджетные трансферты»). Рассмотрим ниже структуру этого  раздела, основное место занимают бюджетные  ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение.

    Доля пенсионного обеспечения составляет 80% в общем объеме данного раздела. В соответствии с этой таблицей показатель в 2009 году он увеличивается на 1,4 %. По данному разделу осуществляется исполнение расходных обязательств Российской Федерации по пенсионному обеспечению "военных" пенсионеров и судей. Это связанно непосредственно с увеличением пенсий, ростом численности пенсионеров,  увеличение расходов на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям и ежемесячной надбавки к заработной плате.

    За последние годы существенно возросли финансовые возможности  государства по решению возложенных на него задач. Вместе с тем граждане, выступая как налогоплательщики и конечные потребители государственных услуг, должны быть уверены в эффективном и прозрачном использовании денежных средств ,передаваемых государству.

  Требование о необходимости повышения эффективности бюджетных расходов содержится в ежегодных посланиях Президента РФ. Необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств создает предпосылки для перехода к новым методам бюджетного планирования ,ориентированным на конечные общественно значимые результаты .

   Первые шаги в  решении проблемы повышения эффективности расходов бюджетов были сделаны в рамках реализации концепции реформирования бюджетного процесса  в РФ в 2004-2006 годах. Основным ее итогом стало внесение изменений в  БК, которые предусматривают:

-переход бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ к среднесрочному  финансовому планированию (на три  года);

-выделение закрытого перечня  форм бюджетных ассигнований ,различающихся  правовым статусом и отражением  в бюджете;

-изменение порядка планирования  и отражения в бюджете расходов  на реализацию долгосрочных целевых  программ и бюджетных инвестиций  в объекты государственной (муниципальной)  собственности;

-введение в  бюджетный процесс  государственный (муниципальных)  заданий и иных характеристик  непосредственных результатов использования  бюджетных средств ,таких как  обоснования бюджетных ассигнований;

-расширение полномочий органов  власти всех уровней в рамках  единых, установленных БК общих  позиций по детализации ,интеграции  бюджетной классификации и бюджетного  учета и, следовательно, определению  формата составления и утверждения  соответствующих бюджетов;

-обеспечение самостоятельности  и ответственности главных распорядителей  и получателей бюджетных средств  при составлении и исполнении  бюджета.

  Начиная с 2008 года федеральный бюджет формируется на основе реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета . При подготовке проекта федерального бюджета на 2008 г. И плановый период 2009 и 2010г.г. впервые были использованы обоснования бюджетных ассигнований главных распорядителей средств федерального бюджета, содержащие информацию о непосредственных результатах деятельности, объеме и качестве оказанных услуг.

   Бюджетирование по результатам предполагает повышение ответственности и расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по управлению финансами в целях достижения запланированных результатов. Такое расширение полномочий в рамках выделенных бюджетных ассигнований предусмотрено поправками в БКРФ. Для повышения эффективности достижения запланированных результатов федеральным органам исполнительной власти необходимо сосредоточить усилия на повышении качества финансового менеджмента. Реализация новаций, т.е. осуществление внесенных изменений, зафиксированных в поправках к БК , зависит от качества финансового управления (менеджмента) на уровне главных распорядителей бюджетных средств.

   Финансовый менеджмент представляет собой внутренние правила и процедуры главных распорядителей бюджетных средств. Реформа финансового менеджмента ориентирована, главным образом, на создание условий и методологическое обеспечение внутренних преобразований и совершенствования  процедур внутри главных распорядителей бюджетных средств.

Финансовый менеджмент включает:

1)определение наиболее эффективных  способов использования ограниченных  ресурсов для достижения целей  социально-экономической политики;

 

2)обеспечения эффективного исполнения  принятых решений ;

3)ответственность и подотчетность  за деятельность и её результаты.

  Начиная с 2008 г. Минфином России проводится ежеквартальный и ежегодный мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей средств федерального бюджета ,отчеты о котором направляются в Правительство РФ в составе ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета .

  Конечным результатом решения данной задачи должна стать систематическая реализация главными распорядителями средств федерального бюджета мероприятий , направленных на повышение качества финансового менеджмента.

   Достижение поставленных целей при финансовом планирование расходования средств является той самой мерой эффективности действий органов государственного управления, за которое оно несет ответственность перед населением.

  Оценка результативности расходов каждого органа власти. При формировании концепции бюджетной политики  и в ходе конкретного финансового планирования  сложной проблемой является эффективности использования бюджетных средств. Каждый орган исполнительной власти должен обосновать, какие результаты  будут достигнуты в случае выделения средств в заявленных объемах по курируемым им сферам экономики. Таким образом, финансовое планирование осуществляется  не только финансовыми органами исполнительной власти . Эта проблема является более важной , чем обычно находящиеся в центре внимания проблемы нехватки денежных средств и выделения средств по отдельным направлениям.

   Определение приоритетов развития экономики с учетом значимости и эффективности отдельных видов затрат. Повышение эффективности  использования бюджетных средств нацеливает на то, чтобы не размазывать их по многочисленным направлениям и программам , а определять приоритеты и концентрировать средства на четко сформулированные цели, сокращать количество государственных целевых программ ,имея в виде сосредоточение  средств на наиболее эффективных и социально значимых проектах  и получать возможно большие результаты при минимуме затрат. Существенное значение имеет разработка и реализация государственной инвестиционной программы мс использованием государственных и негосударственных источников финансирования на основе государственно-частного партнерства .

Информация о работе Регулирующая роль бюджета