Роль бюджета государства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – показать роль бюджета государства в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и понятие бюджета и бюджетной системы, принципы и функции бюджета государства,
2. Показать роль бюджета государства в национальной экономике на примере Российской Федерации.
3. Определеить направления совершенствования бюджетных отношений в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Экономическая сущность и функции государственного бюджета…………5
2. Роль бюджета в национальной экономике……………………………….....10
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федера-ции………………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

khor (1).doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

На основе бюджетного механизма можно практически  использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и  социальных процессов [10, С. 46].

При этом государство  применяет различные формы прямого  и косвенного воздействия на экономику  – субсидирование организаций и предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс.

Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. В условиях рыночной экономики государственный бюджет выступает одним из главных инструментов государства в проведении социально-экономического курса.

А для того чтобы использовать бюджетный механизм требуются крупномасштабные государственные инвестиции. Т.е., всё будет зависеть от доходов поступающих в бюджет. [11, С. 8].

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

Материальной  основой доходов бюджета является национальный доход. В периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности, например, иностранных ценных бумаг, золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что в итоге приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству; уменьшению золотовалютных резервов, капиталовложений за границей, а в отдельных случаях — и основного капитала.

Основными методами, используемыми  органами государственной власти для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, государственный кредит и эмиссия денег.

Налоги являются главным  методом перераспределения национального  дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Существует несколько видов налоговых поступлений:

Налоговые доходы – это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

В соответствии с законодательством  РФ налоги подразделяются на прямые, которые  платит непосредственно налогоплательщик, и косвенные, оплачиваемые потребителем товаров и услуг, поскольку они входят в цену этих товаров и услуг. К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций, налог на имущество, подоходный налог с физических лиц и др. Косвенные налоги отличаются простотой внимания и включают: налог на добавленную стоимость (НДС- составляет 45,8% к ВВП в 2008 году), акцизы, таможенные пошлины.

Федеральные налоги и  сборы устанавливаются Налоговым  кодексом РФ и являются обязательными  к уплате на всей территории России.

Федеральные налоги:

Налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц, государственная пошлина, водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых.

Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2007 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.

Неналоговые доходы бюджетов имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. В структуре неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности. Неналоговые доходы составили 9,8% ВВП.

Доходы федерального бюджета в 2008 году прогнозируются в  размере 6644,4 млрд. рублей, или 18,98% к  ВВП.

В структуре доходов  федерального бюджета предусмотрены: налоговые доходы в сумме 4226,0 млрд. рублей (12,07% к ВВП), а также неналоговые доходы федерального бюджета – 2417,2 млрд. рублей (6,91% к ВВП), целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей – 1,3 млрд. рублей [4, С. 472].

Планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета  составят: в 2008 году – 2 465,7 млрд. рублей (7,07% к ВВП), в 2009 году и 2010 году 2385,8 млрд. рублей (6,04% к ВВП) и 2378,2 млрд. рублей (5,35% к ВВП) соответственно.

В 2008 году в сравнении с 2007 годом доходы увеличатся на 422,2 млрд. рублей.

На увеличение доходов  федерального бюджета окажут влияние  следующие факторы:

- рост ВВП – на  331,0 млрд. рублей;

- изменение объемов импорта – на 143,3 млрд. рублей;

- увеличение прочих объемных показателей (в том числе прибыли прибыльных предприятий, объема производства и реализации подакцизной продукции, объема добычи полезных ископаемых) – на 125,1 млрд. рублей;

- изменения объемов экспорта – на 7,8 млрд. рублей;

- изменение структуры объемных показателей – на 3,5 млрд. рублей.

Вместе с тем, доходы федерального бюджета уменьшатся в  результате:

- изменения цены на нефть марки «Юралс» - на 105,7 млрд. рублей;

- изменение экспортных цен на газ природный – на 20,7 млрд. рублей;

- снижения курса рубля по отношению к доллару США – на 13,9 млрд. рублей [11, С. 3].

Прогноз доходов  федерального бюджета

 

2008

2009

2010

 

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

             

ДОХОДЫ

6644,4

19,0

7465,4

18,8

8089,9

18,1

             

Нефтегазовые

2383,1

6,8

2351,9

5,9

2348,3

5,2

в том числе:

           

НДПИ

860,7

2,5

843,7

2,1

841,2

1,9

Вывозные таможенные пошлины

1522,4

4,3

1508,2

3,8

1507,1

3,4

             

Ненефтегазовые

4261,3

12,2

5113,5

12,9

5741,6

12,8

в том числе:

           

Налог на прибыль

534,5

1,5

587,6

1,5

645,1

1,4

НДС

2168,5

6,2

2797,6

7,0

3221,7

7,2

Акцизы

149,5

0,4

170,7

0,4

195,3

0,4


 

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.

Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики. Социальная сущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.

Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Капитальные расходы  бюджета - это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности [5, с. 278].

Они включают:

- расходы, предназначенные для  инвестиций в действующие и  вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;

- расходы, предоставляемые в  качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

- расходы на проведение капитального  ремонта;

- расходы, при осуществлении  которых создается или увеличивается  государственное и муниципальное имущество.

Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.

Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета», отражающая сферы общественной деятельности, в  которые направляются денежные средства.

В целом в области расходов бюджета  до сих пор имеются существенные недостатки: низкая эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам [6, С. 495].

 

 

Таблица 2.

Динамика расходов федерального бюджета по разделам

функциональной классификации

млрд.руб

 

2007 (закон)

2008 год (проект)

2009 (проект)

2010 (проект)

Млрд. руб.

% к общему обьёму

Темп роста

Млрд. руб.

Млрд. руб.

Расходы, всего

5 463,50

6 570,30

100

20%

7 451,20

8 089,90

Расходы, всего, без условно утвержденных

5 463,50

6 570,30

100

20%

7 264,90

7 685,40

Общегосударственные вопросы

808,2

907,1

13,8

12%

977

1 042,50

Обслуживание гос долга

156,8

187,9

2,9

20%

212,6

247,1

Национальная оборона

822

959,6

14,6

17%

1 061,50

1 191,00

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

662,9

771,2

11,7

16%

932,1

999,6

Нац. экономика

497,2

718,2

10,9

44%

802

544,2

ЖКХ

53

56,9

0,9

7%

79,2

71

Охрана окружающей среды

8,1

9,3

0,1

15%

10,2

11

Образование

277,9

308,9

4,7

11%

315,5

341,1

Культура, кинематография и средства массовой информации

67,8

82,8

1,3

22%

70,3

67,5

Здравоохранение, физическая культура и спорт

206,4

218,3

3,3

6%

234,2

274,6

Социальная политика

215,6

273

4,3

32%

362,4

427,5

Межбюджетные трансферты

1 844,30

2 272,40

34,3

22%

2 421,00

2 715,60

Бюджетам других уровней

754

919,3

13,9

22%

905,1

874,8

Государственным внебюджетным фондам

1 060,40

1 353,20

20,4

26%

1 515,90

1 840,80

Условно утвержденные расходы

       

186,3

404,5

Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации